«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
материал (младшая группа)

Кокорина Екатерина Владимировна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_2016-2017.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

        

План по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

                                                                                                                                                                                              Кокорина Екатерина Владимировна

2016 г.

План самообразования

Ф.И.О. педагога: Кокорина Екатерина Владимировна.

Образование: Средне-специальное.

Тема: самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Работа начата: сентябрь 2016 г.

Предполагается закончить: май 2017 г.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Проблема развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста -  одна из значимых и в настоящее время очень актуальна, что и послужило основанием для выбора темы самообразования. 

Цель самообразования:

  • Совершенствование условий для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Достигнуть положительную динамику в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности.

Задачи самообразования:

  • Обогатить свои знания по развитию мелкой моторике детей младшего дошкольного возраста.
  • Познакомиться с новыми упражнениями и играми, улучшить образовательный процесс, разработать новые упражнения и познакомить с ними детей, родителей, коллег.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
  • Улучшить общую двигательную активность.
  • Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук детей 3-4 лет.
  • Информировать родителей о пользе и необходимости развития мелкой моторики.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения. Интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды, обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Формы работы с детьми:

  • Диагностика детей.
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Образовательная деятельность.
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.
  • Работа вне образовательной деятельности.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей, беседы по теме.
  • Оформление папки-передвижки.
  • Выступление на родительском собрании.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
  • Пальчиковый театр.
  • Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  • Конструирование.
  • Различные виды аппликаций.
  • Рисование по трафаретам.
  • Штриховка.
  • Дидактические игры.
  • Игры и упражнения с прищепками, пуговицами, с крупными бусинами, шнуровками, пирамидками, мозаикой, вкладышами, счётными палочками; игры с бумагой, сыпучими материалами, бросовым материалом.

Действия и мероприятия, которые будут проводиться в процессе работы над темой:

  • Изучение литературы по теме.
  • Апробация собственной программы на практике.
  • Консультации для родителей по данной теме.
  • Изготовление игр по развитию мелкой моторики.
  • Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
  • Круглый стол с родителями по теме.
  • Обобщение результатов на педсовете.

Форма отчётности:

  1. Подбор и оформление методических материалов.
  2. Подборка и оформление картотек игр по мелкой моторике, пальчиковым играм, конспектов непосредственно образовательной деятельности.
  3. Провести анкетирование родителей.
  4. Подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
  5. Сообщение на педагогическом совете.

Стратегия работы:

 Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа детьми.

1 этап - информационно-аналитический.

  • Изучение научной и учебно-методической литературы:
  • Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  • Кольцова М. М «Развитие моторики»
  • Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  • Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

2 этап – диагностический.

 На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

 III этап – этап формирования навыков и умений развития мелкой моторики руки.

Сентябрь.

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Октябрь.

- Наблюдение за детьми. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста на начало года.

- Работа с пластилином: «Грибок», «Осеннее дерево».

- Аппликация (техника: рваная бумага): «Осеннее дерево».

- Упражнения с массажными мячиками.

- Пальчиковые игры: «Листопад», «Осень».

- Штриховка: «Осенние листочки», «Фрукты».

- Упражнения в сухом бассейне: «Найди игрушку».

- Упражнения с прищепками: «Ёжики».

- «Шагаем пальчиками»: «Муравьишка».

Ноябрь.

- Пальчиковые игры: «Строим дом», «Помоги развесить одежду».

- Катание между ладонями карандашей, шишек, орехов, массажных мячиков.

- Работа с пластилином: «Яблочки», «Кленовый лист».

- Рисование пальчиками: «Зайка», «Ёжик», «Мишка».

- Работа со шнуровкой.

- Упражнения с шишками.

- Дидактическая игра: «Яблонька»

- Игры с мозаикой.

- Штриховка: «Фрукты».

- «Шагаем пальчиками»: «Кот и бабочка».

- Игры с зажимами для волос.

Декабрь.

- Штриховка: «Ёлочка».

- Работа с пластилином: «Снежный ком».

- Рисование пальчиками: «Снег идет».

- Пальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Снежок».

- Пальчиковый театр: «Колобок».

- Расстёгивание и застёгивание пуговиц, молний, кнопок, липучек.

- Упражнение в сухом бассейне: «Найди снеговика».

- Работа с тактильным ковриком.

- Игра с прищепками: «Ёлочка».

- «Шагаем пальчиками»: «Мячик».

Январь.

- Пальчиковый театр: «Весёлая перчатка».

- Работа с пластилином: «Снеговик», «Снежинка».

- Рисование пальчиками: «Снеговик», «Ёлочка», «Апельсин».

- Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Прогулка».

- Работа со шнуровкой.

- Самомассаж шишками.

- Игра с крупой.

- «Шагаем пальчиками»: «Домовёнок Кузя».

- Игры с зажимами для волос.

Февраль.

- Работа с пластилином: «Самолёт».

- Рисование пальчиками: «Самолёт», «Паровозик», «Машинка».

- Пальчиковые игры: «Согреем ладошки», «Цветок», «Помощник».

- Штриховка: «Коврик».

- Работа с пуговицами.

- Игра «Не боюсь колючек».

- Игры с ленточным ковриком.

- «Шагаем пальчиками»: «Мёд и медвежонок».

Март.

- Аппликация: «Цветочек».

- Рисование пальчиками: «Цветочек», «Солнышко», «Месяц».

- Работа со шнуровкой.

- Штриховка: «Солнышко».

- Игра «Крутись, карандаш».

- Игры с прищепками.

- Пальчиковые игры: «Моя семья», «Козочка», «Дом».

- Игры с песком.

- «Шагаем пальчиками»: «Курочка».

Апрель.

- Аппликация: «Ракета», «Солнце».

- Рисование пальчиками: «Звёздочка», «Ракета», «Тучка».

- Работа с природным материалом.

- Пальчиковые игры: «Дождик», «Черепашка», «Солнышко».

- Игра «Непослушные шарики».

- Игры со счётными палочками.

- Игры с водой.

- Самомассаж природным материалом.

- «Шагаем пальчиками»: «Летний дождик».

- Игры с зажимами для волос.

Май.

- Аппликация: «Бабочка».

- Рисование пальчиками: «Гусеница», «Бабочка», «Пчёлка».

- Игра «Волшебные крышки».

- Работа с тактильным ковриком.

- Шнуровка, игры с мозаикой.

- Дидактическая игрушка «Весёлая черепашка».

- Игры с крупами.

- Пальчиковые игры: «Солнце», «Весна», «Очки».

- «Шагаем пальчиками»: «Кот и бабочка».

- Наблюдение за детьми. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста на начало года.

- Диагностика уровня коммуникативных навыков у детей раннего возраста на конец года.

- Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

- Проведение открытого мероприятий для коллег.

- Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Тематическая система на год по развитию мелкой моторики младших дошкольников....

Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти  руки детей младшего дошкольного возраста....

Мониторинг развития мелкой моторики рук младших дошкольников

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников в домашних условиях

Полезная информация для родителей младших дошкольников....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...