«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Кокорина Екатерина Владимировна
2016 г.
План самообразования
Ф.И.О. педагога: Кокорина Екатерина Владимировна.
Образование: Средне-специальное.
Тема: самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
Работа начата: сентябрь 2016 г.
Предполагается закончить: май 2017 г.
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Проблема развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста - одна из значимых и в настоящее время очень актуальна, что и послужило основанием для выбора темы самообразования.
Цель самообразования:
- Совершенствование условий для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
- Достигнуть положительную динамику в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности.
Задачи самообразования:
- Обогатить свои знания по развитию мелкой моторике детей младшего дошкольного возраста.
- Познакомиться с новыми упражнениями и играми, улучшить образовательный процесс, разработать новые упражнения и познакомить с ними детей, родителей, коллег.
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
- Улучшить общую двигательную активность.
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук детей 3-4 лет.
- Информировать родителей о пользе и необходимости развития мелкой моторики.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения. Интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды, обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Формы работы с детьми:
- Диагностика детей.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Образовательная деятельность.
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
- Работа вне образовательной деятельности.
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей, беседы по теме.
- Оформление папки-передвижки.
- Выступление на родительском собрании.
Методы и приемы работы:
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
- Пальчиковый театр.
- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
- Конструирование.
- Различные виды аппликаций.
- Рисование по трафаретам.
- Штриховка.
- Дидактические игры.
- Игры и упражнения с прищепками, пуговицами, с крупными бусинами, шнуровками, пирамидками, мозаикой, вкладышами, счётными палочками; игры с бумагой, сыпучими материалами, бросовым материалом.
Действия и мероприятия, которые будут проводиться в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
- Апробация собственной программы на практике.
- Консультации для родителей по данной теме.
- Изготовление игр по развитию мелкой моторики.
- Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
- Круглый стол с родителями по теме.
- Обобщение результатов на педсовете.
Форма отчётности:
- Подбор и оформление методических материалов.
- Подборка и оформление картотек игр по мелкой моторике, пальчиковым играм, конспектов непосредственно образовательной деятельности.
- Провести анкетирование родителей.
- Подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
- Сообщение на педагогическом совете.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа детьми.
1 этап - информационно-аналитический.
- Изучение научной и учебно-методической литературы:
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
- Кольцова М. М «Развитие моторики»
- Елена Данилова «Пальчиковые игры»
- Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
2 этап – диагностический.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений развития мелкой моторики руки.
Сентябрь.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Октябрь.
- Наблюдение за детьми. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста на начало года.
- Работа с пластилином: «Грибок», «Осеннее дерево».
- Аппликация (техника: рваная бумага): «Осеннее дерево».
- Упражнения с массажными мячиками.
- Пальчиковые игры: «Листопад», «Осень».
- Штриховка: «Осенние листочки», «Фрукты».
- Упражнения в сухом бассейне: «Найди игрушку».
- Упражнения с прищепками: «Ёжики».
- «Шагаем пальчиками»: «Муравьишка».
Ноябрь.
- Пальчиковые игры: «Строим дом», «Помоги развесить одежду».
- Катание между ладонями карандашей, шишек, орехов, массажных мячиков.
- Работа с пластилином: «Яблочки», «Кленовый лист».
- Рисование пальчиками: «Зайка», «Ёжик», «Мишка».
- Работа со шнуровкой.
- Упражнения с шишками.
- Дидактическая игра: «Яблонька»
- Игры с мозаикой.
- Штриховка: «Фрукты».
- «Шагаем пальчиками»: «Кот и бабочка».
- Игры с зажимами для волос.
Декабрь.
- Штриховка: «Ёлочка».
- Работа с пластилином: «Снежный ком».
- Рисование пальчиками: «Снег идет».
- Пальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Снежок».
- Пальчиковый театр: «Колобок».
- Расстёгивание и застёгивание пуговиц, молний, кнопок, липучек.
- Упражнение в сухом бассейне: «Найди снеговика».
- Работа с тактильным ковриком.
- Игра с прищепками: «Ёлочка».
- «Шагаем пальчиками»: «Мячик».
Январь.
- Пальчиковый театр: «Весёлая перчатка».
- Работа с пластилином: «Снеговик», «Снежинка».
- Рисование пальчиками: «Снеговик», «Ёлочка», «Апельсин».
- Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Прогулка».
- Работа со шнуровкой.
- Самомассаж шишками.
- Игра с крупой.
- «Шагаем пальчиками»: «Домовёнок Кузя».
- Игры с зажимами для волос.
Февраль.
- Работа с пластилином: «Самолёт».
- Рисование пальчиками: «Самолёт», «Паровозик», «Машинка».
- Пальчиковые игры: «Согреем ладошки», «Цветок», «Помощник».
- Штриховка: «Коврик».
- Работа с пуговицами.
- Игра «Не боюсь колючек».
- Игры с ленточным ковриком.
- «Шагаем пальчиками»: «Мёд и медвежонок».
Март.
- Аппликация: «Цветочек».
- Рисование пальчиками: «Цветочек», «Солнышко», «Месяц».
- Работа со шнуровкой.
- Штриховка: «Солнышко».
- Игра «Крутись, карандаш».
- Игры с прищепками.
- Пальчиковые игры: «Моя семья», «Козочка», «Дом».
- Игры с песком.
- «Шагаем пальчиками»: «Курочка».
Апрель.
- Аппликация: «Ракета», «Солнце».
- Рисование пальчиками: «Звёздочка», «Ракета», «Тучка».
- Работа с природным материалом.
- Пальчиковые игры: «Дождик», «Черепашка», «Солнышко».
- Игра «Непослушные шарики».
- Игры со счётными палочками.
- Игры с водой.
- Самомассаж природным материалом.
- «Шагаем пальчиками»: «Летний дождик».
- Игры с зажимами для волос.
Май.
- Аппликация: «Бабочка».
- Рисование пальчиками: «Гусеница», «Бабочка», «Пчёлка».
- Игра «Волшебные крышки».
- Работа с тактильным ковриком.
- Шнуровка, игры с мозаикой.
- Дидактическая игрушка «Весёлая черепашка».
- Игры с крупами.
- Пальчиковые игры: «Солнце», «Весна», «Очки».
- «Шагаем пальчиками»: «Кот и бабочка».
- Наблюдение за детьми. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста на начало года.
- Диагностика уровня коммуникативных навыков у детей раннего возраста на конец года.
- Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
- Проведение открытого мероприятий для коллег.
- Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов на педсовете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/10/picture-463378-1405013805.jpg)
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
Тематическая система на год по развитию мелкой моторики младших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-602363-1425912635.jpg)
Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603781-1425477787.jpg)
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.
Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти руки детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569629-1421839645.jpg)
Мониторинг развития мелкой моторики рук младших дошкольников
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-726109-1455468723.jpg)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»
Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-616985-1553190057.jpg)
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников в домашних условиях
Полезная информация для родителей младших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493455-1412681053.jpg)
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...