Проектная деятельность дошкольников
статья
Методы работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_detskom_sadu_deti_osvaivayut_takie_vidy_deyatelnosti.docx | 13.42 КБ |
Предварительный просмотр:
В детском саду дети осваивают такие виды деятельности, как: рисование, конструирование, лепка и др. эти виды деятельности называют продуктивными, потому что дети осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый (например, способы рисования, умение изобразить конкретный объект, использовать пространство листа, цвет и т.п.) и создает какой-либо продукт (рисунок, поделку). Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка с взрослым. К сожалению, такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребенка, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкции взрослого. Чтобы придать значимость усилиям детей, педагоги на некоторое время вывешивают детские рисунки, выставляют их поделки. И хотя эти продукты можно предъявлять окружающим, они выражают не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. Качество детской работы оценивается по тому, насколько точно ребенок выполнил инструкцию педагога, а не по тому, как он выразил собственное видение окружающей реальности или обнаружил новое решение. Более того, стремление к окончательному результату (рисунку или поделке) приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.
Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и стоится на следующих принципах.
Проектная деятельность начинается тогда, кода прямое действие оказывается невозможным.
Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением.
Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.
Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Субъективность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка.
Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.
Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.
Проектная деятельность имеет адресный характер.
Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает своей отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Источник: Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС» «Новые возможности проектной деятельности (квест, лепбук).
Консультация...
Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....