"Русский костюм - хранитель истории"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
конспект открытого занятия в подготовительной к школе группы "Русский костюм - хранитель истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rus_nar_kostyum_hranitel_istorii.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие
с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация)
с детьми комбинированной группы
Тема: Русский народный костюм – хранитель истории
Выполнила:
воспитатель
первой квалификационной категории
Сашенкова Юлия Викторовна
Бердск – 2019
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
4. Развитие художественных навыков, творческого воображения.
Обогащение и активизация словаря: рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, порты, зипун, онучи, лапти, передник, понёва, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде.
Материал: презентация, иллюстрации с изображением кокошников, аудиозапись фольклорной музыки, шляпка для игры, шаблоны кокошников, тарелочки по количеству детей, декоративные элементы, клей ПВА, пластилин, акварель, восковые мелки.
Ход занятия:
Слайд 1
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы отправимся в историю русской одежды. Русский народный костюм - хранитель истории. А встречают нас девица - красавица!
Злата: Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Тимофей:
В себе не станем мы растить невежду,
По русской улице пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша!
Воспитатель: А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?
Дети: В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.
Воспитатель: Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
Слайд 2
В старину одежда ценилась очень высоко: ее бережно хранили, передавали по наследству, чинили.
Слайд 3
По одежде можно было узнать не только о достатке человека, а и из какой области (губернии) он родом.
Слайд 4
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?
Дети: Рубахи.
Воспитатель: Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
Дети: длинная и короткая – женская и мужская.
Воспитатель: Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
Слайд 5
-А что же носили с рубахой?
Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник (запон), важную часть женского костюма.
- Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Надевается спереди.
Слайд 6
А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Карина
Не шей ты мне, матушка, красный сарафан
Не входи, родимая, попусту в изьян
Рано мою косыньку на две расплетать
Прикажи мне русую в ленту убирать.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
Слайд 7
А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
- Для чего нужен был пояс (кушак)? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.
Слайд 8 и 9
Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”
Давайте сравним рубаху с рубашкой.
Народный сарафан и современный.
Слайд 10
А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.
- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
Слайд 11
Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
-Какая еще обувь вам знакома?
Дети: лапти, валенки.
Воспитатель: «В дорогу идти - пять пар плети», - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?
Ответы детей.
Слайд 12
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
-Из лыка свито
Дырявое корыто (лапти)
-Дуйся не дуйся, а
Через голову суйся (рубаха)
- По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
по обеим пошёл (порты)
- Надену - ободом сведет,
Сниму - змеёю упадет. (пояс)
Слайд 13
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)
Воспитатель: Ребята, наши предки умели не только хорошо работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?
Игра: «Какой головной убор носил сказочный герой».
По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа - называет головной убор, того персонажа которого я назову.
Золушка – чепчик.
Буратино – колпачок.
Доктор Айболит – шапочка.
Незнайка – шляпа.
Старушка Шапокляк – шляпка.
Почтальон Печкин-шапка ушанка.
Дед Мороз – шапка.
Снегурочка – кокошник.
- Что вы можете рассказать о женском головном уборе?
Ответы детей.
Воспитатель: Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.
Кокошник – один из старинных головных уборов.
В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.
Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.
А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица.
Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.
Давайте посмотрим, как украшен кокошник.
Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.
Севастьяна: Всех драгоценней убор головной,
Жемчугом шитый и битью золотой
Так испокон сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красы.
Воспитатель: А кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы? Дети: Девушки.
Продуктивная деятельность.
На столах лежат приготовленные заранее шаблоны кокошников, клей ПВА и разноцветный бисер, насыпанный в тарелочки.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в нашу мастерскую! Ребята, у вас на столах лежат шаблоны кокошников. Сегодня мы с вами будем мастерицами, и каждый украсит свой кокошник как душе угодно.
Во время выполнения творческой работы, воспитатель внимательно следит за процессом, оказывает необходимую помощь. На протяжении всей работы тихо звучит музыка.
Оформляется выставка.
Воспитатель: Ребята, вы работали замечательно!
Что понравилось больше всего?
Что было сложно?
Благодарю всех за прекрасно выполненную работу.
18 слайд
Чтение стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"
Презентация "Русский народный костюм-хранитель истории"...
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"...
Русский народный костюм - хранитель истории
Для реализациии проекта "Народные истоки" решила показать детям свою коллекцию кукол в народных костюмах разных губерний. ...
Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Презентация на тему "Русский народный костюм - хранитель истории"
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры ру...
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....
- Мне нравится (1)