"Русский костюм - хранитель истории"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сашенкова Юлия Викторовна

конспект открытого занятия в подготовительной к школе группы "Русский костюм - хранитель истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rus_nar_kostyum_hranitel_istorii.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие

 с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация)

с детьми комбинированной группы

Тема: Русский народный костюм – хранитель истории

Выполнила:

воспитатель

первой квалификационной категории

Сашенкова Юлия Викторовна

Бердск – 2019

Цель: 

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Задачи:     

1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

2.  Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

3.  Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

4. Развитие художественных навыков, творческого воображения.

Обогащение  и активизация словаря: рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, порты, зипун,  онучи, лапти, передник, понёва, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз.

Предварительная работа: 
Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде.

Материал: презентация, иллюстрации с изображением кокошников, аудиозапись фольклорной музыки, шляпка для игры, шаблоны кокошников, тарелочки по количеству детей, декоративные элементы, клей ПВА, пластилин, акварель, восковые  мелки.

Ход занятия:

Слайд 1

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы отправимся в историю русской одежды. Русский народный костюм - хранитель истории. А встречают нас девица - красавица! 

Злата: Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

Тимофей:

В себе не станем мы растить невежду,

По русской улице пройдемся не спеша,

Рассмотрим русскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша!

Воспитатель: А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?

Дети:  В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.

Воспитатель: Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

Слайд 2

В старину одежда ценилась очень высоко: ее бережно хранили, передавали по наследству, чинили.

Слайд 3

По одежде можно было узнать не только о достатке человека, а и из какой области (губернии) он родом.

Слайд 4

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?

Дети:  Рубахи.

Воспитатель: Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?

Дети: длинная и короткая – женская и мужская.

Воспитатель: Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с  поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой.  Носили рубаху с нешироким поясом.

 Слайд 5

-А что же носили с рубахой?

Поверх рубахи  замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба.   Поверх понёвы повязывали передник (запон), важную часть женского костюма.                        

- Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Надевается спереди.

 Слайд 6

А вот красивый и удобный наряд – сарафан.  Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Карина

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан

Не входи, родимая, попусту в изьян

Рано мою косыньку на две расплетать

Прикажи мне русую в ленту убирать.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

 Слайд 7

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

    - Для чего нужен был пояс (кушак)?  Пояс был обязательной частью костюма.  Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

Слайд 8 и 9

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”

Давайте сравним рубаху с рубашкой.

Народный сарафан и современный.

  Слайд 10

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил  все и мужчины, и женщины, и дети.

  Слайд 11

   Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома?

Дети: лапти, валенки.

Воспитатель: «В дорогу идти - пять пар плети»,  - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

Ответы детей.

Слайд 12

Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!

-Из лыка свито                                                    

Дырявое корыто (лапти)

-Дуйся не дуйся, а

Через голову суйся (рубаха)

- По дороге шёл,

Две дороги нашёл,

по обеим пошёл (порты)

- Надену - ободом сведет,

 Сниму - змеёю упадет. (пояс)

  Слайд 13

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

Воспитатель: Ребята, наши предки умели не только хорошо работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?

Игра:  «Какой головной убор носил сказочный герой».

По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа - называет головной убор, того персонажа которого я назову.

Золушка – чепчик.

Буратино – колпачок.

Доктор Айболит – шапочка.

Незнайка – шляпа.

Старушка Шапокляк – шляпка.

Почтальон Печкин-шапка ушанка.

Дед Мороз – шапка.

Снегурочка – кокошник.

  - Что вы можете рассказать о женском головном уборе?

Ответы детей.

Воспитатель: Во  внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

Кокошник – один из старинных головных уборов.

В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.

Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.

А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица.

Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

Давайте посмотрим, как украшен кокошник.

Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.

Севастьяна: Всех драгоценней убор головной,

Жемчугом шитый и битью золотой

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

Воспитатель: А кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы? Дети: Девушки.

Продуктивная деятельность.

На столах лежат приготовленные заранее шаблоны кокошников, клей ПВА и разноцветный бисер, насыпанный в тарелочки.

Воспитатель: А теперь  я приглашаю вас  в нашу мастерскую! Ребята, у вас на столах лежат шаблоны  кокошников. Сегодня мы с вами будем мастерицами, и каждый украсит свой кокошник как душе угодно.

Во время выполнения творческой работы, воспитатель внимательно следит за процессом, оказывает необходимую помощь. На протяжении всей работы тихо звучит музыка.

Оформляется выставка.

Воспитатель: Ребята, вы работали замечательно!

Что понравилось больше всего?

Что было сложно?

 Благодарю всех за прекрасно выполненную работу. 

18 слайд

Чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"

Презентация "Русский народный костюм-хранитель истории"...

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"...

Русский народный костюм - хранитель истории

Для реализациии проекта "Народные истоки"  решила показать детям  свою коллекцию кукол в народных костюмах разных губерний. ...

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Презентация на тему "Русский народный костюм - хранитель истории"

   Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.  Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры ру...

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....