Доклад "Формы, методы и технологии формирования экологического мировозрения"
презентация к уроку (средняя группа)
В докладе описаны формы, методы и технологии формирования экологического мировозрения в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal.doc | 43 КБ |
nsportal.pdf | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
VII Городская педагогическая конференция молодых специалистов
СОЗВЕЗДИЕ МОЛОДЫХ
Молодые педагоги в развитии человеческого капитала современного российского общества.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Григорьева Инна Сергеевна
Строганова Юлия Андреевна
Санкт-Петербург
2019 год
Название секции: Стратегия жизни: экологическая культура и технологии здоровьесозидания.
Тема работы: «Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения»
ФИО авторов: Григорьева Инна Сергеевна, Строганова Юлия Андреевна
Должность и место работы: воспитатели
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, экологическая проблема приобретает особую остроту и актуальность. Главная задача на сегодняшний день- дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Что же такое экологическое мировоззрение?
Н.Г. Васильев дает следующее определение: «Экологическое мировоззрение-это совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, этические, эстетические, ценностные установки данного субъекта, то есть специфически субъективированные особенности экологического сознания, отражающие конкретно-социальную среду и конкретно-природные условия жизни субъекта духовно-практического освоения природы. В понятии экологического мировоззрения отражается процесс личностного преломления содержания форм общественного сознания, в первую очередь, экологического сознания».
Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
• все связано со всем;
• все куда-нибудь девается;
• все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);
• природа знает лучше.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Задачи в области экологического образования дошкольников:
• - формирование у детей элементов экологического сознания и экологической культуры;
• - формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер;
• - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
• наблюдения;
• опыты;
• исследования;
• игры;
• труд;
• художественно-эстетическая практика;
• знакомство с природоведческой литературой;
• занятия физкультурой и спортом.
Формы экологического воспитания:
• коллективные;
• групповые;
• индивидуальные;
• досуговые;
• познавательные;
• наглядно- информационные.
Методы экологического воспитания дошкольников:
-наглядный (наблюдене, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций);
-словесный (беседы, чтение художественной литературы);
-практический (экологические игры, опыты, труд в природе);
-игровой (дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации).
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования, поэтому следует включить в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с детьми следующие педагогические технологии:
-ИКТ технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии;
-технологии проектной деятельности.
Проблема формирования экологического мировоззрения дошкольников связана с тем, что большинство детей не обладают достаточными знаниями об окружающей природе, так как живут в больших городах, и не имеют возможность взаимодействия с окружающей средой по сравнению с детьми, живущих в сельской местности. При этом в больших городах остро стоит проблема о загрязнении окружающей среды, поэтому очень важно формировать бережное отношение к окружающей природе. Тем самым важно формировать экологические представления у дошкольников с раннего возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического мировоззрения дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"
Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...
Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников
Консультация для воспитателей детского сада. О формах и методах, используемых при формировании экологической культуры у дошкольников....
Проектный метод, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.В.Сухомлинский....
Методы и формы формирования экологических знаний у старших дошкольников
Аннотация: Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Ведущими становятся методы, формы и средства экологического воспитания. В работе с детьми...
Консультация для педагогов: "Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников ".
Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личности, культуры. Главная цель нравственно-экологического воспитания – форм...
Доклад на ГМО "Маленькие исследователи" "Формирование экологического мировозрения, развитие практических, природоохранных навыков у детей"
quot;Берегите земли, эти воды,Даже малую былинку любя.Берегите всех зверей внутри природыУбивайте лишь зверей внутри себя.Е. Евтушенко....
Статья "Использование метода кейс технологии в экологическом образовании старших дошкольников"
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных тем на сегодняшний день является использование кейс-технологий в до...