План программы тренинга «Путешествие в мир взаимопонимания»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
План программы тренинга «Путешествие в мир взаимопонимания»
Пояснительная записка
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющимся мире, в эпоху информаций, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п.
Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии жизни, быстро ориентироваться, обучаться, точно и грамотно выражать свои мысли и понимать других людей.
В современном обществе появляется необходимость повышения компетентности педагогов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирование у них качеств профессионально значимых для педагогической деятельности. Поэтому решение современных задач всё больше требуют не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий. Для этого необходимо обучаться новым способам общения, направленных на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия.
Таким образом, воспитание и обучение в ДОУ должно быть направлено на всестороннее развитие личности ребенка, в котором педагог совершенствуется сам, улучшая развитие своих воспитанников.
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
При правильной организации и проведения тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше. Давайте же растить профессионалов.
В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата.
Правила тренинга:
1. Общение по принципу «здесь и теперь» - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.
Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.
2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
3. Принцип конфиденциальности - все что происходит во время занятий не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.
4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравиться твоя манера общения» и т.п.
6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.
Комплекс занятий тренинговой программы рассчитан на разные категории: педагогов, сотрудников и родителей в ДОУ.
Число групп определяется в количестве 7-12 человек, возрастной состав не ограничен.
Данное пособие позволяет развить:
- навыки активного слушания
- навыки вербализации
- навыки аргументации
- навыки самопрезентации, самоподачи
- адекватный стиль поведения
- эмпатию
- чувства осознания и принятия себя
- навыки невербального общения
Комплекс занятий тренинга «Путешествие в мир взаимопонимания» с педагогами МДОУ «ЦРР – д/с №165»
Занятие 1
Тема: «Знакомство»
Цель: Знакомство и заключение «договора»
Задачи: 1. Познакомиться с участниками и ведущими тренинга
2. Выяснение целей посещения тренинга и желаемого результата
3. Заключение «договора»
Материал: С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».- СПб., 2006 год
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Правила тренинга | 1. Общение по принципу «здесь и теперь» 2. Принцип открытости, искренности 3. Принцип конфиденциальности 4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) 5. Недопустимость непосредственных оценок человека 6. Активное участие 7. Принцип «тренер всегда прав» |
2. | «Знакомство» | Участники тренинга садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и растение, с которым он себя ассоциирует. Затем следующий называет своё имя и растение. А потом повторяет имя и растение предыдущего выступающего. И так далее. |
3. | «Выяснение целей» | Каждый из участников отвечает на два вопроса: 1. Что вы ожидаете от посещения тренинга? 2. Что вы хотите добить в тренинге? В конце упражнения каждый должен сформулировать утвердительное высказывание: «В этом тренинге я добьюсь (приобрету, научусь) …» |
4. | «Сиамские близнецы» | Участники тренинга делятся по парам. После чего тренер сообщает инструкцию: «Представьте себе, что вы и ваш партнер – это одно целое, что вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ноги тоже частично срослись, так что приходится шагать как одному существу – сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя «боковыми» ногами. Пройдитесь по комнате, привыкайте друг к другу.» Затем парам предлагается позавтракать (тарелка сосисок с капустой, стакан кофе, булочка), садится за стол. Помните, что нужно быть внимательным к действиям партнера! |
5. | «Преодоление препятствий» | Участники делятся по парам. Первой половине дается задание: «твой друг сегодня грустный, не разговорчивый. Твоё задание поговорить с ним и выяснить почему он сегодня такой.» Второй половине: «Твой друг сошёл с ума и может нести всякую чушь. Твоё задание не разговаривать с ним и даже не слушать.» В конце занятия проводиться рефлексия чувств. |
6. | «Третий лишний» | Участники делятся по парам, встают в круг. Один человек галет, а другой убегает. Как только убегающий станет третьим к другой паре, то первый из этой пары начинает убегать. Задача галящего: заляпать убегающего. |
7. | «Зеркало» | Стр. 240 |
8. | Рефлексия | Участники тренинга рассказывают о своих впечатлениях, о тренинге, эмоциональном состоянии и желают остальным участником хорошего продолжения дня. |
Занятие 2
Тема: «Межличностное общение»
Цель: Совершенствование навыков общения
Задачи: 1. Создание атмосферы раскрепощённости
2. Снятие телесных зажимов
3. Усвоение навыков вербального и невербального общения
4. Эмоциональная разрядка
Материал: С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».- СПб., 2006 год
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Участники тренинга встают в круг. Один из участников здоровается с соседом, прикасаясь к любой части его тела. Это движение проходит по кругу. Выбывает тот, кто засмеялся. Затем следующий участник здоровается своим способом и т. д. |
2. | «Атомы» | «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями) ». Во время выполнения упражнения, в котором тренер участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении. Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступить к работе? » и т. д. |
3. | В эфире | См. стр. 253 |
4. | «Построиться в шеренгу» | Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. «Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча, не переговариваясь друг с другом. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее». Тренер прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению. Вопросы «Что помогало группе справиться с поставленной задачей?», «Что помешало выполнить задачу быстрее?» («Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее? ») и т. п. — дают возможность выявить моменты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда группа вырабатывает совместное решение, должна о чем-то договориться и т. д. Обычно при этом выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику, позицию других; обнаруживается, что не стоит оказывать давления в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения. |
5. | Вырвись из круга | Участники тренинга делятся на две группы, в каждой группе выбирается доброволец. Добровольцы выходят за дверь, и им даётся инструкция: любым способом вырваться из круга. Группам, оставшимся, а аудитории: выпустить вырывающегося, только в том случае, если он вежливо попросит его выпустить, сказав при этом «пожалуйста». |
6. | «Договориться молча» | Все участники садятся по кругу, «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь, на действия друг друга». Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы. При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?» Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе. |
7. | Рефлексия | Участники тренинга рассказывают о своих впечатлениях, о тренинге, эмоциональном состоянии и желают остальным участником хорошего продолжения дня. |
8. | Маечка | Каждый из участников по очереди рассказывает о том, в какой маечке он себя представляет, какого она цвета, что на ней нарисовано. |
Занятие 3
Тема: «Общение»
Цель: Усовершенствовать навыки общения
Задачи: 1. Осознание важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
2. Развитие коммуникативных навыков
3. Снятие эмоционального напряжения
4. Установление контакта с партнером по общению.
Материал: С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».- СПб., 2006 год
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Участники встают в полукруг. По очереди каждый выходит в центр и показывает своё приветствие, а остальные повторяют за ним. И так далее. |
2. | «Апельсин» | Группа встает в круг. Необходимо передать по кругу апельсин без помощи рук, удерживая его только подбородком. |
3. | «Разговор» | Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся, друг к другу спиной и начнем беседу». Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу. При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне. |
4. | «Пианино» | Участники садятся по кругу и кладут ладони на колени соседей. Тренер запускает движение, один хлопок – вправо, два хлопка – влево. |
5. | «Убеди» | Группа делится на две подгруппы. В каждой подгруппе выбирается один «воспитатель», а остальные «родительский комитет». Задача воспитателя: убедить родительский комитет в том, что они смогут собрать средства с родителей на покупку игрушек в группу, а задача родительского комитета: «отрицать и возмущаться». В конце упражнения обсуждаются впечатления, и что получилось и не получилось, какие доводы были более убедительными. |
6. | «Ящерица» | Группа делится на 2 команды, каждая из которых выбирает «голову» и «хвост». Участники встают друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего человека. Задача «головы» - заляпать «хвост» другой команды, в то же время защитить свой «хвост». То есть кого задела «голова» противоположной команды, выходят из игры. |
7. | Рефлексия | Участники тренинга рассказывают о своих впечатлениях, о тренинге, эмоциональном состоянии и желают остальным участником хорошего продолжения дня. |
8. | «Лирика» | По кругу каждый дарит своему соседу стихотворение |
Занятие 4
Тема: «Сплочение коллектива»
Цель: Научиться вырабатывать коллективные решения
Задачи: 1. Усовершенствовать умение слушать собеседника
2. Развить способность понимать точку зрения другого человека.
3. Снятие эмоционального напряжения.
Материал: С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».- СПб., 2006 год
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Участники мысленно загадывают себе животное. И задача: поздороваться таким способом, который использует задуманное животное. А у остальных задача – отгадать животное. |
2. | «Круг доверия» | Участники тренинга садятся или встают в круг и берутся за руки с партнерами слева и справа, закрывают глаза, расслабляются и начинают медленно раскачиваться. При этом руководитель делает внушение путем создания образа шара в области солнечного сплетения каждого участника, исходящих от шара теплых лучей и передачи этого тепла партнерам слева и справа путем пожатия рук. |
3. | «Кораблекрушение» | Каждый записывает себе текст: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара, большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигаторских приборов. Но примерно вы находитесь на расстоянии 1000км от ближайшего берега. У вас есть прочный надувной плот с веслами, а также пачка сигарет и несколько коробочек спичек. Помимо этого осталось еще 15 предметов, которые вам необходимо классифицировать по степени их важности. Вот эти предметы:
1 этап: каждый ранжирует индивидуально 2 этап: проранжировать в малой группе и вынести одно решение от группы 3 этап: идет обсуждение во всей группе Обсуждение: Когда легче было работать: одному, в малой группе, всем вместе? Учли ли ваши интересы в ходе общей дискуссии? |
4. | «Кошка-Собака» | Группа садится по кругу. Тренер берёт две ручки разных цветов. Одна - кошка, другая - собака. И пускает их в разных направлениях. Дает красную ручку первому участнику, а тот спрашивает «Кто это?», тренер отвечает – Кошка. Так же в обратном направлении синюю ручку: Кто это? – Собака. Участники должны передавать ручку друг другу, при этом вопрос от каждого участника «Кто это?» должен доходить до тренера, а тренер даёт ответ : Кошка и ответ также должен передаваться до участников, которые задали вопрос. Задача: сделать так, чтобы обе ручки дошли до тренера, пройдя круг. В конце, когда ручки передаются тренеру от участников, тренер спрашивает :Кто это? Вопрос передается по кругу и доходит до тренера и тренер отвечает: Вправо – кошка, влево – собака. И ответы опять идут по кругу, и доходят до тренера и только тогда тренер берёт ручки и на этом упражнение заканчивается. Тем самым снимается эмоциональное напряжение и развивается внимательное отношение друг к другу. |
5. | Рефлексия | Участники тренинга рассказывают о своих впечатлениях, о тренинге, эмоциональном состоянии и желают остальным участником хорошего продолжения дня. |
Занятие 5
Тема: «Подведение итогов тренинга»
Цель: Сформулировать выводы по поводу проведенного тренинга
Задачи: 1. Дать участникам обратную связь.
2. Продемонстрировать их достижения и недоработки
3. Развитие внимательного отношения друг к другу
4. Снятие эмоционального напряжения
5. Подведение итогов.
Материал: С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».- СПб., 2006 год
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Ведущий: «Ваша задача состоит в том, чтобы вы сказали: «Добрый день» или «Добрый вечер» на необычном, несуществующем языке. (например: «бамбарбия кирбуду»)». |
2. | «Кошка-Собака» | Группа садится по кругу. Тренер берёт две ручки разных цветов. Одна - кошка, другая - собака. И пускает их в разных направлениях. Дает красную ручку первому участнику, а тот спрашивает «Кто это?», тренер отвечает – Кошка. Так же в обратном направлении синюю ручку: Кто это? – Собака. Участники должны передавать ручку друг другу, при этом вопрос от каждого участника «Кто это?» должен доходить до тренера, а тренер даёт ответ : Кошка и ответ также должен передаваться до участников, которые задали вопрос. Задача: сделать так, чтобы обе ручки дошли до тренера, пройдя круг. В конце, когда ручки передаются тренеру от участников, тренер спрашивает :Кто это? Вопрос передается по кругу и доходит до тренера и тренер отвечает: Вправо – кошка, влево – собака. И ответы опять идут по кругу, и доходят до тренера и только тогда тренер берёт ручки. Запускает второй круг, но при этом появляются усложнения: изменяется голос (высота, интонация), поза, добавление движения. В упражнении снимается эмоциональное напряжение и развивается внимательное отношение друг к другу. |
3. | «Чемодан» | Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему адаптироваться в коллективе. При этом соблюдаются правила: - класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств - указывать те качества, которые появились во время занятия - можно класть только те качества, которые поддаются коррекции. Тренер в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на бумаге указанные качества. Тот, кому собирался чемодан может задать любой вопрос, если ему не понятно, что написал секретарь. Свой чемодан получает каждый участник. |
4. | Рефлексия | Участники тренинга рассказывают о своих впечатлениях, о тренинге, эмоциональном состоянии и желают остальным участником хорошего продолжения дня. Отвечают на вопросы: Удалось ли вам достичь поставленных задач тренинга?; Что вам ещё не удалось достичь и желали бы Вы продолжения тренингов?; На что бы вы хотели, чтобы они были направлены? |
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 165»
города Магнитогорска
План программы тренинга «Путь к себе» с сотрудниками МДОУ «ЦРР – д/с №165».
Магнитогорск 2007
Комплекс занятий тренинга «Путь к себе» с сотрудниками МДОУ «ЦРР – д/с №165».
Занятие 1
Тема: «Знакомство».
Цель: Знакомство всех участников тренинга.
Задачи: 1. Знакомство с участниками и ведущими тренинга.
2. Создание доверительной обстановки.
3. Раскрепощение участников.
4. Снятие эмоционального напряжения.
Материал: Авторская разработка по развитию уверенности в себе.
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Правила тренинга | 1. Общение по принципу «здесь и теперь» 2. Принцип открытости, искренности 3. Принцип конфиденциальности 4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) 5. Недопустимость непосредственных оценок человека 6. Активное участие 7. Принцип «тренер всегда прав» |
2. | «Знакомство» | Участники делятся по парам, с помощью тренера. Парам даётся задание: в течение 10 минут рассказать друг другу о себе. В середину комнаты ставится стул, пара выходит: один садится на стул, а другой встаёт за ним. Тот кто стоит рассказывает от имени сидящего: «Я, …(Ф. И. О. сидящего), пришёл на тренинг для того, чтобы …». Все остальные участники, после рассказа, задают свои вопросы любого характера, а стоящий должен ответить на них от лица сидящего. Потом меняются местами, тоже проделывают остальные пары. |
3. | «Меняемся местами» | Один стул убирают из круга. Выбирают ведущего, задача которого назвать какой-нибудь признак, свойство, качество внешнее или внутреннее (например: все блондины поменяйтесь местами или кто любит апельсины поменяйтесь местами) и участники группы, обладающие этим качеством должны быстро поменяться местами, кто остался без стула становиться ведущим. |
4. | Быть уверенным в себе – это значит: | Участники по очереди высказывают свои предположения о том, каким должен быть уверенный человек. Затем тренер приводит сведения из научной литературы:
|
5. | «Мостик» | Сейчас мы все построимся в ряд, друг за другом. Первый участник перейдёт на другую сторону воображаемого мостика, а следующий за ним участник будет пытаться пройти на другую сторону, используя при этом только вербальные средства. Задача пропускающего: выслушивать аргументы другого и решить, пропустить его или нет. Задача проходящего: уговорить пропустить его, используя при этом любые вербальные средства. |
6. | «Пожелание, комплимент» | Каждый участник группы по очереди делает комплемент соседу справа и пожелание на оставшийся день соседу слева. При этом необходимо обратить внимание на то, как участник, к которому обращаются, проявил себя на тренинге. |
7. | Рефлексия | Участники группы сидят по кругу. По очереди каждый участник высказывает свои мысли, чувства, ощущения по поводу всего того, что происходило сегодня в группе. |
Занятие 2
Тема: «Кто я?»
Цель: Личностное самораскрытие
Задачи:1. Создание условий и формирование навыков самораскрытия;
совершенствование навыков группового выступления.
2. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие навыков невербального общения
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Участники тренинга встают в круг. Один из участников здоровается с соседом, прикасаясь к любой части его тела. Это движение проходит по кругу. Выбывает тот, кто засмеялся. Затем следующий участник здоровается своим способом и т. д. |
2. | Упражнение “Кто Я ?” | Участники группы стоят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия; предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т. п. «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „сообщить" Светлане, что написано на карточке». Те, кто окажется в центре круга и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом. Упражнение вовлекает в работу всех участников тренинга. По завершению данного упражнения проводится рефлексия. Участники по кругу высказывают свои чувства, мысли, ощущения. Говорят о том, какие трудности у них возникали в процессе выполнения данных заданий. |
3. | «ХВАСТОВСТВО» | Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе».На выступление отводится – 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения. |
4. | «Проекция» | Участникам тренинга даётся задание: выберите в этой комнате любой предмет. Они выбирают и получают новое задание: расскажите об этом предмете от первого лица. |
5. | Рефлексия дня | Участники группы сидят по кругу. По очереди каждый участник высказывает свои мысли, чувства, ощущения по поводу всего того, что происходило сегодня в группе. |
Занятие 3
Тема: «Радость общения»
Цель: Приобретение навыков эффективного общения
Задачи: 1. Создание атмосферы эмоционального комфорта
2. Снятие телесных зажимов
3. Развитие навыков эффективной коммуникации
4. Развитие навыков вербального и невербального общения и умение отстаивать свою точку зрения
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Участники встают в полукруг и один выходит в центр и здоровается с остальными как ему нравится. Затем остальные, но главное требование – не повторяться. |
2. | «Клубок» | Участники становятся в круг «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: « Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. В конце упражнения участники отвечают на вопросы: Что им помогало и что мешало в выполнении поставленной задачи. |
3. | «Взгляд с другой стороны» | Участникам предлагает ситуация: "Ваша хорошая подруга уже давно потеряла работу, денег ее семье явно не хватает. И вот в организации, где вы работаете, появилась вакансия. Очень неплохие деньги платят за элементарную работу, с которой подруга бы легко справилась. Вы переговорили с начальником, рекомендовали подругу как добросовестную, исполнительную женщину. Начальник пригласил вас на собеседование в 12 часов. В 12 часов у дверей кабинета начальника подруги не было. Она не пришла и в 15 минут первого. В половине первого появляется подруга, и вы ей говорите:…" Участникам предлагается проиграть данную ситуацию. Далее идет обсуждение упражнения и обсуждаются получившиеся результаты. Затем тренер дает рекомендации об оптимальном разрешении сложившейся ситуации: "Вчера мы договорились встретиться с тобой в 12 часов. Сейчас мои часы показывают половину первого. Договорившись об этой работе для тебя, я был очень горд и думал, что смогу тебе помочь. Когда я понял, что ты опаздываешь, я, конечно, сначала очень разозлился, потом начал волноваться и думал, что случилось какое-то несчастье. Сейчас единственное, что я чувствую - это усталость и очень переживаю по поводу того, что обо мне подумает мой начальник в связи с такой моей рекомендацией. Поэтому я хотел бы, чтобы ты сама объяснила начальнику причину опоздания, и, если он тебя все же возьмет, впредь была очень пунктуальна у нас на работе". То есть необходимо высказывать своё мнение, указывая на переживаемое чувство. Далее предлагается проиграть ситуацию снова, используя рекомендации тренера. |
4. | «Узнай предмет» | Участники сидят по кругу. Тренер начинает: показывает невербально какой-либо предмет и совершает с ним действие. Затем этот предмет передается по кругу и каждый совершает с ним определенные действия. И когда предмет вернется к тренеру, участники высказывают предположения о том, что это было. Каждому участнику предполагается запустить свой предмет. |
5. | «За и против» | Участники делятся по парам так, чтобы была максимальная разница в возрасте. Затем выбирают, волнующую обоих участников, тему и приступают к её обсуждению, но с условием: один из участников является защитником данной темы, а другой – противником. |
6. | Рефлексия | Участники группы сидят по кругу. По очереди каждый участник высказывает свои мысли, чувства, ощущения по поводу всего того, что происходило сегодня в группе. |
Занятие 4
Тема: «Ты уверен!!!»
Цель: Приобретение внутреннего комфорта и внешней уверенности.
Задачи: 1. Мобилизация внимания, улучшение настроения, повышение активности участников занятий.
2. Выработка навыков уверенного поведения
3. Создание в группе доверительной атмосферы, располагающей к самораскрытию
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Участники встают в полукруг, затем по очереди выходят в центр и здороваются, с каждым, уверенным рукопожатием. По завершению упражнения каждый делится своими впечатлениями. |
2. | «Постановка уверенной походки» | Участники образуют полукруг в форме подковы. тренер начинает показ упражнения на одном из участников. Участник встает у основания воображаемого подиума, по которому должен будет пройтись. Тренер просит участника пройтись. Затем спрашивает у наблюдающих, какая должна быть уверенная походка и чего не хватает участнику. Выслушивает предложения. Например: не хватает улыбки. Тренер просит участника максимально улыбнуться и пройтись, а затем максимально расслабить улыбку и снова пройтись. После этого прости выбрать максимально комфортную улыбку и снова пройтись. У наблюдающих спрашивает: На сколько улыбка соответствует предполагаемой? И так проделывают с каждой рекомендацией от наблюдающих. В конце поставленной походки просят испытуемого объединить всё приобретенное и пройтись походкой уверенного человека. Затем зафиксировать это состояние на телесном уровне (например, нажимая на большой палец руки). Далее участники делятся по трое и ставят друг другу походку. |
3. | «Поговори со мной» | Группа разделяется на две подгруппы, которые располагаются полукругом (стоя или сидя).«Участники (это относится к обеим подгруппам) поочередно будут выходить из своего полукруга и поворачиваться к нему спиной. Члены его подгруппы будут задавать ему любые вопросы, отвечать на которые необходимо, называя имя спрашивающего. Очередность в подгруппах установите сами». |
4. | «Познакомься» | Участники делятся по парам и разыгрывается ситуация: один – спешит куда-либо, а другому необходимо с ним познакомиться. После упражнения обсуждаются результаты. |
5. | «Печатная машинка» | Группа садится по кругу. «Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая машинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, „поезд", и тогда тот, кому достается буква „п", хлопает в ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква „о", и снова общий хлопок и т. д. (Тренер распределяет буквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала». Тренер приступает к проведению упражнения, подбирая при этом такие слова, чтобы все члены группы могли принять в нем участие. В процессе выполнения упражнения тренер может усложнить задачу: предложить в одном слове всем вместе хлопать в ладоши между буквами 2 раза, а в следующем — 1 раз после согласных и 2 раза после гласных, можно заменить хлопки на вставание. |
6. | Рефлексия | Участники группы сидят по кругу. По очереди каждый участник высказывает свои мысли, чувства, ощущения по поводу всего того, что происходило сегодня в группе. |
Занятие 5
Тема: «Уверен в себе – уверен в жизни!»
Цель: Закрепление навыков уверенного общения и взаимодействия
Задачи: 1. Обучение навыком эмпатии (вчувствования)
2. Закрепление навыков уверенной самопрезентации
3. Дать участникам обратную связь
№ п/п | Название упражнения | Описание упражнения |
1. | Приветствие | Участники встают в полукруг и по очереди дарят своим коллегам качество, которое поможет им более продуктивно провести день, а также дарит хорошее настроение и все это делает в виде подарка (можно каждому, а можно всей группе) |
2. | «Моё состояние» | Участники садятся по кругу «Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека». В случае использования данной модификации после завершения упражнения можно задать вопрос группе: «Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?». После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние. |
3. | «Выступление на публике» | Участники садятся полукругом. Затем по очереди стают в центр и рассказывают свою историю из жизни. Затем остальные участники начинают задавать вопросы выступающему, а задача выступающего уверенно отвечать на эти вопросы и не растеряться. В конце упражнения обсуждаются трудности. |
4. | «Рассказ о себе» | Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в себе. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь». |
5. | «Чемодан» | Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему адаптироваться в коллективе. При этом соблюдаются правила: - класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств - указывать те качества, которые появились во время занятия - можно класть только те качества, которые поддаются коррекции. Тренер в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на бумаге указанные качества. Тот, кому собирался чемодан может задать любой вопрос, если ему не понятно, что написал секретарь. Свой чемодан получает каждый участник. |
6. | Рефлексия | Участники тренинга рассказывают о своих впечатлениях, о тренинге, эмоциональном состоянии и желают остальным участником хорошего продолжения дня. Отвечают на вопросы: Удалось ли вам достичь поставленных задач тренинга?; Что вам ещё не удалось достичь и желали бы Вы продолжения тренингов?; На что бы вы хотели, чтобы они были направлены? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для педагогов " Искусство взаимопонимания"
Психологический тренинг для педагогов "Искусство взаимопонимания" Педагог-психолог: Королева Н.П. Цель: развивать коммуникативные способности. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемо...
Конспект психологического занятия Игра «Путешествие на остров взаимопонимания»
К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от...
План программы тренинга «Путешествие в мир взаимопонимания» с педагогами МДОУ «ЦРР – Д/С №165» г.Магнитогорска
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно восприня...
Путешествие на остров взаимопонимания-занятие педагога-психолога
Презентация к занятию в подготовительной к школе группе "Путешествие на остров взаимопонимания"...
Самоанализ занятия "Путешествие на остров взаимопонимания"
Самоанализ к занятию "Путешествие на остров взаимопонимания"...
Тренинг для родителей "Секреты взаимопонимания"
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению....
Игра для педагогов ДОУ "Путешествие на Фабрику Взаимопонимания"
Мероприятие для педагогов детского сада посвящено формам взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, как рекомендует нам Федеральная образовательная программа и ФГОС дошколь...