Статья на тему: «Проект в детском саду: от теории к практике»
статья (старшая группа)

Беспалова Татьяна Владимировна

Проектная деятельность в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              Беспалова Т.В., воспитатель

                                                                         ГБДОУ детский сад № 40 Приморского района

                                                                                                                        Санкт-Петербурга

                              Проект в детском саду от теории к практике

Что же такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Работа над проектом проходит в несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

1 этап: Выбор темы проекта.

    Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап: Реализация проекта.  

    Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что этот этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка.

3 этап: Завершение проекта.

    Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

По продолжительности проекты разделяются на:

- Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

- Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

- Долгосрочные  –  укладывающиеся по продолжительности в один год.

С воспитанниками младщих групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.

Советы воспитателю по работе над проектом

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

•   Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
•     Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

•  При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

•    Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

•   В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

•    Развивать творческое воображение и фантазию детей.

•  Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

•  Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Проект «Наш любимый детский сад»

Тип проекта:

Социальный, творческий, групповой (все желающие, средней продолжительности (один месяц-октябрь). Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Актуальность проблемы:

Дети ходят каждый день в детский сад, но в результате мониторинга детей на начало учебного года, выявлено, что знания детей о детском саде в целом, достаточно поверхностны. Решено реализовать проект «наш любимый детский сад» в рамках которого и будут даны и систематизированы более глубокие знания о детском саде и людях которые в нем работают.

Цель проекта:

  • создать эмоциональное и - положительное отношение к детскому саду в целом, и к людям, которые здесь работают.
  • расширять сотрудничество с родителями.

Задачи:

  • Активизировать творческое мышление детей;
  • Формировать представления детей о детском садике как общем доме детей, об особенностях работы детского сада, о его помещениях;
  • Расширять представление об окружающем мире, в частности, о детском саде;
  • Показать значимость и необходимость каждой профессии сотрудников ДОУ;
  • Воспитывать любовь, уважение к сотрудникам д/сада, учить проявлять заботу;

Участники:

Руководитель проекта - воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Предварительная работа:

Экскурсии по помещениям детского сада с целью знакомства с сотрудниками детского сада;

Прогулки по территории детского сада;

Чтение художественной литературы (стихов о детском саде);

1 этап - подготовительный,  1 неделя

Разработка стратегии реализации проекта.

Постановка цели и задач.

Создание условий для самостоятельной деятельности.

2 этап - основной, 2  недели

  Образовательные ситуации с детьми:

  • Рисование «Я и мои друзья», «Портрет любимой воспитательницы».
  • Дидактическая игра «Я знаю много названий игрушек группы».
  • Беседа «Что такое детский сад?», «Как мы живем в детском саду?».
  • Чтение стихов о детском саде.
  • Лепка «Наши игрушки».
  • Аппликация «Режим дня», «Поздравительная открытка»;
  • Конструирование «Детский сад будущего»
  • Труд на участке детского сада.

3 этап – заключительный

  • Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях и последующей его выставке в уголке для родителей
  • Выставка рисунков и поделок детей по проекту.

 Сотрудничество с родителями:

          -    Совместная выставка рисунков и поделок детей

          -    Памятки для родителей и литературы в рамках проекта

            -  Проведен опрос родителей в устной форме «Что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше и красивее?»

 

              Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. проектная деятельность позволила изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс. Работа над проектами не только объединила педагога, детей и родителей, но и научила нас работать в коллективе, сотрудничать и позволила установить доверительные отношения между взрослыми и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...

Статья по теме: «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

Статья на тему Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей к детскому саду....

Статья на тему "Подготовительная группа детского сада"

В статье кратко рассказывается о том, чем отличается подготовительная группа детского сада от других групп. Материал можно использовать как консультацию для родителей....

Статья на тему «Адаптация в детском саду»

Статья на тему «Адаптация в детском саду»Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию вашего чада на все происход...

Эссе на тему: «Инклюзивное образование в детском саду. От теории к практике»

Работая воспитателем в детском саду комбинированного вида, я соглашаюсь с высказыванием, что «инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями играет особую роль в совр...