Статья на тему: «Проект в детском саду: от теории к практике»
статья (старшая группа)
Проектная деятельность в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Беспалова Т.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 40 Приморского района
Санкт-Петербурга
Проект в детском саду от теории к практике
Что же такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Работа над проектом проходит в несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
1 этап: Выбор темы проекта.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
2 этап: Реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что этот этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка.
3 этап: Завершение проекта.
Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
По продолжительности проекты разделяются на:
- Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
- Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
- Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
С воспитанниками младщих групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.
Советы воспитателю по работе над проектом
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Проект «Наш любимый детский сад»
Тип проекта:
Социальный, творческий, групповой (все желающие, средней продолжительности (один месяц-октябрь). Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Актуальность проблемы:
Дети ходят каждый день в детский сад, но в результате мониторинга детей на начало учебного года, выявлено, что знания детей о детском саде в целом, достаточно поверхностны. Решено реализовать проект «наш любимый детский сад» в рамках которого и будут даны и систематизированы более глубокие знания о детском саде и людях которые в нем работают.
Цель проекта:
- создать эмоциональное и - положительное отношение к детскому саду в целом, и к людям, которые здесь работают.
- расширять сотрудничество с родителями.
Задачи:
- Активизировать творческое мышление детей;
- Формировать представления детей о детском садике как общем доме детей, об особенностях работы детского сада, о его помещениях;
- Расширять представление об окружающем мире, в частности, о детском саде;
- Показать значимость и необходимость каждой профессии сотрудников ДОУ;
- Воспитывать любовь, уважение к сотрудникам д/сада, учить проявлять заботу;
Участники:
Руководитель проекта - воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Предварительная работа:
Экскурсии по помещениям детского сада с целью знакомства с сотрудниками детского сада;
Прогулки по территории детского сада;
Чтение художественной литературы (стихов о детском саде);
1 этап - подготовительный, 1 неделя
Разработка стратегии реализации проекта.
Постановка цели и задач.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
2 этап - основной, 2 недели
Образовательные ситуации с детьми:
- Рисование «Я и мои друзья», «Портрет любимой воспитательницы».
- Дидактическая игра «Я знаю много названий игрушек группы».
- Беседа «Что такое детский сад?», «Как мы живем в детском саду?».
- Чтение стихов о детском саде.
- Лепка «Наши игрушки».
- Аппликация «Режим дня», «Поздравительная открытка»;
- Конструирование «Детский сад будущего»
- Труд на участке детского сада.
3 этап – заключительный
- Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях и последующей его выставке в уголке для родителей
- Выставка рисунков и поделок детей по проекту.
Сотрудничество с родителями:
- Совместная выставка рисунков и поделок детей
- Памятки для родителей и литературы в рамках проекта
- Проведен опрос родителей в устной форме «Что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше и красивее?»
Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. проектная деятельность позволила изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс. Работа над проектами не только объединила педагога, детей и родителей, но и научила нас работать в коллективе, сотрудничать и позволила установить доверительные отношения между взрослыми и детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: « Адаптация к детскому саду младшего дошкольника с тяжелой зрительной патологией».
Статья по теме: « Адаптация к детскому саду ...
Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный
В дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...
Статья по теме: «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...
Статья на тему Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?
В данной статье рассматривается проблема адаптации детей к детскому саду....
Статья на тему "Подготовительная группа детского сада"
В статье кратко рассказывается о том, чем отличается подготовительная группа детского сада от других групп. Материал можно использовать как консультацию для родителей....
Статья на тему «Адаптация в детском саду»
Статья на тему «Адаптация в детском саду»Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию вашего чада на все происход...
Эссе на тему: «Инклюзивное образование в детском саду. От теории к практике»
Работая воспитателем в детском саду комбинированного вида, я соглашаюсь с высказыванием, что «инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями играет особую роль в совр...