Статья
материал

Дурнева Лариса Викторовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ «ИЗОНИТЬ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_durneva_l.v._mb_dou_no260.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ «ИЗОНИТЬ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

Дурнева Л.В.

МБ ДОУ «детский сад №260»

    «Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивка, приготовление изысканных блюд, живопись, сочинение музыки  или стремление писать рассказы или романы….»

                                                                                                                          А.Кристи 

Дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества. Использование в работе с детьми нетрадиционной техники рисования «изонить» (или «ниткография») - это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Как оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, «изонить» своими корнями уходит далеко к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток: они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались  ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.

Данную технику мы успешно используем в работе с детьми с нарушениями зрения и речи. Ребята с интересом изготавливают поздравительные открытки, закладки, сувенирные обложки для книг, декоративные панно (натюрморты, пейзажи, портреты).

Работа с ниткографией расширяет представления детей с нарушениями зрения и речи об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные детали, сохраняя при этом целостность восприятия композиции. Т.е., способствует развитию конструктивного мышления и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука ребенка приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается зрительно-моторная координация, так называемая «осмысленная моторика», чувство пропорциональности и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения.

Работа с изонитью оказывает значительное влияние  и на личностное развитие ребенка с нарушениями зрения и речи. У него формируются такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность.

Главное достоинство использования этой техники в том, что изображение выполняется довольно быстро, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее! Примечательно то, что изонитью с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Для организации занятий требуется следующий материал: иглы нескольких размеров с удлиненным ушком, тонкое шило, ножницы с округлыми концами, цветные нити различного качества (мулине, ирис, тонкие шерстяные или обычные швейные), цветной картон, пенопласт, линейка, трафарет с геометрическими фигурами.

Изготовление рисунков нитью требует осторожности и аккуратности. Поэтому работу проводим в основном в индивидуальной форме или малыми подгруппами. Перед началом работы обязательно закрепляем с детьми  правила техники безопасности, например через игру «Волшебный сундучок». Детям предлагаем отгадать загадку, затем из сундучка вынимаем соответствующий инструмент и предлагаем им рассказать, какие правила нужно выполнять, чтобы с этим инструментом не поссориться.

Не рекомендуем сразу начинать работу со сложных композиций. Необходимо обратить внимание на то, что даже в сложной по конструкции картине можно выделить достаточно простые элементы. Построение простых элементов своего рода азбука ниточного дизайна. Поэтому рисование нитками начинали с освоения простых симметричных и несимметричных изображений геометрических фигур: кругов, овалов, многоугольников. Такой прием позволяет приобрести опыт, необходимый не только для воспроизведения, но и для создания собственных картин различного жанра.

Перед началом работы наносим эскиз. Точками обозначаем места проколов. По обозначенным точкам рисунок насквозь прокалываем шилом. Для удобства во время прокалывания под рабочую поверхность (картон) подкладываем пенопласт. Таким образом, на «рабочей» картонке получается «дырчатый» контур рисунка. Только теперь приступаем к работе с иглой и нитками.

Для освоения техники «изонить» достаточно знать 2 основных приёма – заполнение  угла и окружности. Угол может быть любым: прямым, острым, тупым. Каждую сторону угла делим с помощью линейки на несколько равных частей. Пронумеровываем полученные точки, начиная от вершины. Прошивание любого угла ведем от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю.

Одну и ту же окружность  можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности. Дуги, спирали, лепестки прошиваем по тем же правилам, что и окружность.                            

Наиболее красивыми у детей получаются рисунки на цветном фоне, контрастном цвету используемых ниток. По завершению работы можно обогатить фон карандашами, восковыми мелками. Поделка получится более оригинальной, если фактуру основы составит бархатная бумага или ткань, наклеенная на картон.

Использование техники «изонить» значительно оптимизирует коррекционное воздействие на дошкольников с нарушениями зрения и речи, а главное, является эффективным средством при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Результат работы в технике «изонить» завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение!

Литература

1. Гусарова, Н.Н. Техника изонити для дошкольников [Текст] / Н.Н.Гусарова.- СПб.: Детство-пресс, - 2000. - С. 38.

2. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] / М.И.Нагибина. – Ярославль:  Академия развития, - 1997. - С. 203.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...