По грибы, по ягоды...
методическая разработка (средняя группа)

Пугач Елена Сергеевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.odt25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию в средней группе:

«По грибы, по ягоды».

Цель: Создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах и ягодах; особенностях их внешнего вида и способах приготовления.

Задачи:

  • расширять знания детей о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы;
  • обогощать словарь детей существительными — названиями грибов и ягод;
  • совершенствовать грамматический строй речи — согласовывать существительные с прилагательными, обозначающими их качества в мужском и женском роде;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к бабушке и дедушке на пироги с грибами и ягодами.

Бабушка: Здравствуйте, ребята. Проходите. Вот только пирогами я вас угостить не смогу. Грибы и ягоды закончились, а дедушка в лес идти не хочет.

Дедушка: Нет, в лес я не пойду.

                  Вдруг в лесу я пропаду.

                  Лучше вы нам помогите,

                  Сами в лес сходите!

Воспитатель: Ребята, поможем дедушке и бабушке? Сходим в лес? Наберем грибов и ягод для начинки пирогов?

Ответы детей.

Бабушка: Только запомните, ребята, чтобы попасть в лес, вам надо идти по длинной узкой тропинке. Короткая широкая тропа ведет к болоту.

Удачи вам, ребята.

Воспитатель: ну что, отправляемся в лес?

Что мы будем собирать в лесу?

Дети: грибы и ягоды.

***

Мы пойдем сегодня в лес.

В том лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел.

Это очень хорошо!

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

***

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами две тропинки: широкая короткая и узкая длинная. Кто из вас помнит, по какой тропинке нам надо пойти, чтобы попасть в лес?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, запомнили наказ бабушки. Нам надо пройти по узкой длинной тропинке.

Дети ставят руки на пояс, проходят по тропинке и подходят к экрану.

На экране изображен осенний лес.

В лесу появляется Лесовичок.

Лесовичок здоровается с ребятами:

Я люблю гулять по лесу.

В лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок — Лесовичок!

Ребята, зачем вы пожаловали в мой лес?

Ответы детей.

Лесовичок: Это вы правильно сделали, что пришли ко мне.

В моем лесу очень много разных грибов и ягод.

Садитесь на пенечки-стульчики, я вам о них расскажу.

Дети садятся на стульчики.

На экране по очереди появляются грибы.

Лесовичок рассказывает детям о грибах. Воспитатель обобщает, дополняет, задает вопросы.

БЕЛЫЙ ГРИБ

У пригорка на дорожке

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный

Белый гриб большой и важный.

Это Белый гриб. У него есть ножка и шляпка. Какого цвета у гриба шляпка?

Дети: шляпка коричневая.

Воспитатель: А какого цвета у гриба ножка?

Дети: Ножка белая.

Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают самым главным в лесу, потомучто он самый большой и вкусный. Его очень любят грибники.

Ребята, а вы знаете, кто такие грибники?

Ответы детей.

ПОДОСИНОВИК

До чего же хороши

В красных шляпках крепыши.

Я их рано поутру

Под осиной соберу.

Этот гриб называется подосиновик, потомучто растет под осиной.

Что есть у подосиновика?

Дети: шляпка и ножка.

Воспитатель: Какого цвета у подосиновика шляпка?

Дети: красного.

Воспитатель: А какого цвета у подосиновика ножка?

Дети: ножка белая с черными точками.

ПОДБЕРЕЗОВИК

Воспитатель: перед нами еще один гриб. Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Потому что растет под березой.

Воспитатель:

Под березой впереди -

Подберезовик, гляди.

На высокой, стройной ножке...

Ножка в крапинках немножко.

На какой гриб похож подберезовик?

Дети: на подосиновик.

Воспитатель: Чкм отличается подберезовик от подосиновика?

Дети: шляпкой.

Воспитатель: Какого цвета шляпка у подберезовика?

Дети: шляпка коричневая.

ЛИСИЧКИ

Вот красавицы лисички.

Очень дружные сестрички.

Им укрыться нелегко.

Видно очень далеко.

Воспитатель: кто скажет, почему эти грибы называются лисички?

Дети: Они рыжие, как лиса.

Воспитатель: Ребята, какие грибы мы встретили в лесу?

Дети: белый гриб, подосиновик, подберезовик, лисички.

Воспитатель: все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда: жарить, варить грибной суп, сушить и солить.

Как можно назвать грибы, которые можно есть?

Дети: съедобные.

Воспитатель: В лесу много грибов. Но нужно быть осторожными. Кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.

МУХОМОР

Этот гриб в лесу растет.

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий.

Крапинки на шляпке.

Красный, словно помидор,

Несъедобный мухомор!

Посмотрите, какого цвета у мухомора ножка?

Дети: белая.

Воспитатель: А какого цвета у мухомора шляпка?

Дети: шляпка красная с белыми точками.

Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

Вот еще один ядовитый для человека гриб.

Бледнолицые поганки

Бродят стаей по полянке.

С ними я играть не буду!

Обойду и позабуду!

Почему нужно обходить бледные поганки стороной?

Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.

Воспитатель:

Никогда не ешьте незнакомых ягод!

И грибы — поганки в рот тащить не надо!

Голова закружится, заболит живот!

И от отравления доктор не спасет!

А сейчас мы с Лесовичком проверим, как вы запомнили, какие грибы можно собирать, а какие нельзя. Посмотрите, сколько грибов на полянке. Давайте собирем только съедобные грибы.

Лесовичок:

Находить грибы несложно.

Брать их нужно осторожно!

Хорошо их надо знать,

Чтоб поганок не набрать!

Когда дети соберут грибы, воспитатель спрашивает у каждого, какой гриб он взял.

Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?

Дети: съедобные грибы.

Воспитатель: А как можно назвать грибы, которые остались на полянке?

Дети: несъедобные, ядовитые грибы.

Воспитатель: давайте назовем их.

Дети: мухомор, поганка.

Воспитатель: Ну вот, ребята. Грибов мы для дедушки с бабушкой набрали. Давайте отправимся за ягодами.

Мы пойдем сегодня в лес.

В том лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел.

Это очень хорошо!

Будем ягоды искать,

Их в корзинку собирать.

***

Мы шли, шли, шли,

Мы бруснику нашли.

Воспитатель: Посмотрите, какая ягода брусники?

Дети: красная, круглая.

Воспитатель: Какая начинка для пирога получится из брусники?

Дети: брусничная.

***

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Воспитатель: Посмотрите, какая ягода земляники?

Дети: красная, вытянутая.

Воспитатель: Какая начинка для пирога получится из земляники?

Дети: земляничная.

***

Мы шли, шли, шли,

Мы малину нашли.

Воспитатель: Посмотрите, какая ягода малины?

Дети: красная.

Воспитатель: Какая начинка для пирога получится из малины?

Дети: малиновая.

***

Мы шли, шли, шли,

Мы чернику нашли.

Воспитатель: Посмотрите, какая ягода черники?

Дети: синяя, черная, круглая.

Воспитатель: Какая начинка для пирога получится из черники?

Дети: черничная.

Воспитатель: Ребята, скажите мне и Лесовичку, какие ягоды мы нашли.

Дети: бруснику, землянику, малину и чернику.

***

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, набрали так много грибов и ягод для дедушки и бабушки. Теперь бабушка сможет напечь много вкусных пирогов.

Понравилось вам гулять по лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поблагодарим Лесовичка за помощь и отправимся в обратный путь.

Лесовичок прощается с ребятами.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас помнит, по какой тропинке нам надо пройти, чтобы вернуться к дедешке и бабушке?

Дети: по узкой длинной тропинке.

Дети ставят руки на пояс, аккуратно проходят по тропинке и отдают собранные грибы и ягоды бабушке и дедушке.

Бабушка и дедушка благодарят детей, приглашают их на чай и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "В лес за грибами и ягодами" с использованием ИКТ

Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания....

Презентация к занятию "В лес за грибами и ягодами" для детей старшей группы

Презентация к занятию для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с лесными ягодами и грибами....

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Содержание тематического планирования по теме "Грибы и ягоды"

Планирование по теме "Грибы. Ягоды" Воспитатели: Цыганова ТИ  Плакса Т.Н....

Презентация по теме "Ядовитые грибы и ягоды"для детей старшей группы

Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод. Научить отличать дико...

«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»

НОД в старшей группе по ОБЖ «Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»...

«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспит...