Игры-путешествия
консультация

Семечкова Наталья Николаевна

Игры-путешествия хороши тем, что, включая обширный познавательный материал, двигательную, речевую и творческую деятельность детей, не перегружают их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 присмотра и оздоровления г.Мончегорска

Консультация для педагогов по теме: « Игры-путешествия»

                                                        Воспитатель: Семечкова Н.Н.

Июль 2018г.

    Игры-путешествия хороши тем, что, включая обширный познавательный материал, двигательную, речевую и творческую деятельность детей, не перегружают их. Сценарии составляются таким образом, чтобы одна деятельность сменяла другую, не вызывая физического переутомления детей, усталости и скуки. Преимущество этих игр в том, что они могут проводиться в любом месте и без использования атрибутов. Можно играть на своем участке или пойти на спортивную площадку, к цветнику, огороду или участку парка на территории ДОУ.

Работа с детьми в по развитию воображения дает воспитателю возможность бесконечной импровизации, изменения сюжета. Вербальное сопровождение действий детей активизирует их фантазию. Чем оно ярче, точнее, детальнее, тем быстрее и легче дети представляют различные образы.

В разновозрастной группе очень важно, чтобы в игре участвовали все дети. Игры-путешествия дают такую возможность за счет одновременного включения образов и действий разной сложности. Они вызывают у детей неподдельный устойчивый интерес. Конечно, чтобы включить фантазию детей, пробудить их творческое начало, воспитатель сам должен иметь хорошо развитое воображение и артистизм.

Надо помнить, что игра-путешествие не дидактическая игра в ее прямом смысле. Время игры определяет интерес детей. Поэтому ее можно останавливать, органически заканчивать в любом месте сценария. Допускается импровизация со стороны воспитателя и детей. Поощряются выразительность, пластичность, творчество. Беседы по ходу игры должны быть краткими, без длинных пауз и отрицательных оценок взрослых. Необходимо учитывать отвлекающие факторы на участке ДОУ. Впечатления от путешествия дети могут отразить в рисунках, в том числе и на асфальте. Положительным моментом руководства игрой выступает проектирование дальнейшего ее развития вместе с детьми.

Выбирая содержание игр-путешествий, необходимо помнить о том, что строиться они должны на знакомом детям материале.

Игры-путешествия позволяют воспитателям активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их.

Воспитателю надо помнить о том, что он является полноправным членом игровой команды, поэтому не может стоять в стороне, давая вербальные указания. Он вместе с детьми импровизирует, показывает, читает, рассказывает, но не подавляет детские инициативы.

Наглядность использовать можно, но перегружать ею игру не стоит.

Стационарные игры-путешествия можно проводить в любое время года. Например, такие игры, как «Путешествие в лето» дают возможность в интересной форме активизировать знания детей о сезонных явлениях, систематизировать их. Даже летом можно путешествовать по осени, зиме и весне, включая воображение детей, организуя припоминание.

Путешествия по сказкам и мультфильмам очень нравятся детям. Они не только забавляют их, но и формируют нравственные основы.

Путешествия по произведениям поэтов и писателей закрепляют знания детей об их творчестве, вызывают к ним интерес. Путешествия по странам и континентам расширяют географические знания детей, формируют сопричастность к мировому сообществу, желание узнать больше о том, как живут люди в других странах. Путешествия по лексическим темам дают возможность закрепить материал, высказаться всем детям.

Игры решают и коммуникативные задачи. В совместных действиях всей группы или подгруппы дети учатся видеть и слышать друг друга, договариваться, содействовать, ритмично выполнять движения, хором читать стихи и т. д.

Показ примеров игр.

(Предложенные  игры рассчитаны на детей 5–7 лет. Однако упрощение, сокращение временно́го отрезка позволяет использовать их, начиная со средней группы.)

    Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

Значение квест-игр:

обучают умению планирования и прогнозирования;

 закладывают основы самоанализа;

воспитывают навыки коллективного сотрудничества; развивают волевые качества и целеустремлённость;

создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения;

способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Задачи квест-игр:

 активизировать интерес к познанию окружающего мира;

помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;

создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;

способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

 игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ); художественно-эстетической (рисование, конструирование и т. д.); познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);

театрально-музыкальной;

восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

20–25 минут для младших дошкольников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших дошкольников

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

Этапы прохождения квеста:

 Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.      

Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

 

Примеры оформления игрового маршрута Маршрутный лист. 

Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

-«Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования. Карта — изображение маршрута в схематической форме.

-«Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

-«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

-«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например: заморозить в кубике льда; написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком; положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер; искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами; спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой; спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

 

 Примеры заданий
«Кроссворд» Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.

«Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.

«Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора. «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.

«Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой

«Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.

 «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».

 «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.



 

Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр. 

Алгоритм работы над программным содержанием игры:

 Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:

-Какие задачи наиболее важны для детей?

- Какие темы были бы действительно актуальными? Что дети моей группы не знают и не умеют делать?

-Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?

- Какой результат хотелось бы видеть?

Сформулировать цели и задачи.

 Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.

Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:

- первое задание не должно быть слишком сложным, его задача заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;   поставленные задачи должны быть понятны,

пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления; зоны игрового маршрута не должны пересекаться;

 игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными; целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).

задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.

 Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта: продумать методику проведения игровых испытаний;

подготовить презентацию для вводной части; продумать музыкальное оформление;

 подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

О чём нужно помнить при подготовке квеста: Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д. Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике. Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей. Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей.

 Помните, безопасность превыше всего! Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты. Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив. Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом. Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно. В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Путешествие по городу

Задачи:

– закреплять знания об отличительных особенностях города как населенного пункта, городском транспорте;

– развивать умение представлять образ, передавать его выразительными средствами пантомимики, движения, речи;

– развивать воображение, ориентировку в пространстве, двигательные умения;

– формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым в игре, самовыражаться в знакомых играх, стихах, логоритмических упражнениях, проявлять творческую индивидуальность при изображении объектов и ситуаций, связанных с понятием «город».

* * *

Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное, воображаемое путешествие по городу.

Сначала они отправляются в парк развлечений. Воспитатель предлагает поехать на городском наземном виде транспорта. Загадывает загадку о трамвае.

С рожками, но не улитка.
Едет по рельсам,
Но не поезд.
 Воспитатель берет на себя роль вагоновожатого. Дети передвигаются скользящим шагом (по рельсам), руки держат над головой, изображая треугольник. Воспитатель читает стихотворение.

 Веселый трамвайчик, по рельсам беги.
И в парк развлечений ты нас привези.
Там много качелей, и фокусник ждет.
Там есть карусели, веселый народ.
«Дзынь-дзынь», —
Поет песню веселый трамвайчик.
В нем едут по городу девочки, мальчики.
 Остановка «Парк развлечений». Воспитатель предлагает 
покататься на каруселях (подвижная игра «Карусель»). Дети с изменением темпа двигаются по кругу, произнося слова.

Сели, сели, сели, сели
Мы на чудо-карусели
И поехали по кругу,
Догоняем мы друг друга.
Еле-еле карусели
Нас сначала повезли,
А потом они быстрее
К небу прямо понесли.
Все мелькает и кружит,
А сердечко так дрожит.
Вот помедленней кружатся
И к земле хотят прижаться.
 Воспитатель предлагает детям пересесть на 
качели. Дети читают логоритмическое стихотворение «На качелях», изображая движениями катание.

Кач-кач-кач – летят качели. – Дети ритмично покачивают опущенными руками из стороны в сторону.

Так захватывает дух! – Резко поднимают руки вверх.

Все сильнее бьется сердце: – Ритмично постукивают кулаком о кулак.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Вверх и вниз. И снова к солнцу – Ритмично поднимают руки вверх, опускают вниз и снова поднимают вверх.

Словно птица ты летишь. – Ритмично машут руками или кистями

рук.

– Выше, выше, выше, выше! – Приседают, ритмично поднимаются.

Вновь товарищам кричишь.

Воспитатель предлагает покачаться на качелях-лодочках. Сесть парами, взяться за руки, упереться ногами в ноги товарища и перетягивать друг друга.

Воспитатель предлагает поехать дальше на другом виде городского транспорта (автобусе).

Загадывает загадку.

 Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
 Дети выбирают водителя, имитируют рассаживание, покупку билетов, езду по определенному маршруту. Воспитатель создает настрой стихотворными строчками.

 
На автобус пересели.
Еле-еле мы успели.
За билетик заплатили,
Старшим место уступили.
Не толкались и не дрались,
Тихо говорить старались.
В дверь переднюю входили
И из задней выходили.
Мальчики помочь сойти
Девочкам не позабыли.
 Езду можно сопровождать пением знакомых веселых песенок В. Шаинского.

Воспитатель говорит о том, что автобус экскурсионный и берет на себя роль экскурсовода. Он загадывает описательные загадки о достопримечательностях родного города, на которые отвечают старшие дети.

Следующая остановка – «Зоопарк». Воспитатель предлагает вспомнить, какие животные содержатся в зоопарке, рассказать о них. Затем один из детей показывает зверей только с помощью мимики и движений, а остальные отгадывают, кого он показывает. Можно использовать стихотворение с движениями «Проказницы-мартышки».

Из зоопарка воспитатель с детьми отправляются пешком гулять по улице. Дети строятся парами, впереди – направляющий с воображаемым флажком. Воспитатель просит напомнить ей правила поведения на улице. Дети идут под рифмовку, соблюдая ритмичность движений.

 
Мы по улице идем,
Дружно песенку поем.
Все хотим мы повидать,
Обо всем хотим узнать.
Чтобы место дать прохожим,
С правой стороны мы ходим.
Красный впереди флажок
Виден нам, как маячок.
Надо перейти дорогу —
Светофор тут на подмогу.
Все стоят, и мы стоим
И внимательно глядим.
Говорим, а не кричим,
Не толкаем, не спешим,
Никого не задеваем.
Дружно вместе все шагаем.
 

Воспитатель отмечает, что на улице стало жарко. Как раз на пути – «Ледяной домик». Воспитатель принимает на себя роль продавца мороженого в «Ледяном домике». Предлагает детям встать в очередь и купить мороженое. При этом они должны описать его. Дети едят воображаемое мороженое, показывают мимикой, какое оно вкусное, сладкое, как оно тает. Воспитатель спрашивает, что же делать с обертками, почему их нельзя бросать на тротуар.

Дети отправляются дальше мимо воображаемых магазинов (их можно обозначить планшетами). Воспитатель спрашивает, мимо каких магазинов они идут, в какой бы они хотели зайти. Предлагает зайти в кондитерский магазин. «Покупает» детям конфеты, раздает по одной, просит показать мимикой, какая она сладкая, какое удовольствие они испытывают, описать обертку, начинку, выполнить воображаемые действия разворачивания, разглаживания, сворачивания фантика.

Воспитатель спрашивает об отличиях зданий в городе и селе. Предлагает поиграть в игру «Великаны и карлики», изображая одноэтажные дома и высотные небоскребы.

Дети с воспитателем проходят мимо «Детского мира». Воспитатель спрашивает, чем этот магазин отличается от других, какую игрушку они хотели бы купить. Берет на себя роль продавца, предлагает описать или показать движениями купленную игрушку. В образе игрушки дети принимают участие в игре «Чья игрушка быстрее добежит».

Дальше дети отправляются на троллейбусе. Воспитатель загадывает загадку.

 Рожки вверх поднимает,
К проводам приставляет.
На ноги резиновые калоши
Надевает.
Куда везти пассажиров
Точно знает.
 Дети встают друг за другом, поднимают вверх руки, сжав кулаки. Изображают езду на троллейбусе. Ритмичные движения можно сопроводить пением куплета веселой песенки.

Воспитатель напоминает, что в городе есть заводы и фабрики, на которых трудятся горожане. Говорит о том, что в районе ближайшей остановки как раз находится ткацкая фабрика. Спрашивает, что делают на ткацких фабриках. Предлагает показать ткацкий станок. Дети встают в шеренгу, берутся за руки, выставляют их вперед и все вместе, по команде «Включен!» начинают совершать вращательные движения руками или выдвигать их и прижимать к груди.

Дети пересаживаются на маршрутное такси (останавливают два или три). Едут дальше и выходят на остановке «Театр кукол». Исполняют танец петрушек или изображают игрушки-марионетки под песенку из фильма «Буратино».

Дальше воспитатель предлагает отправиться на таком виде городского транспорта, который есть только в больших городах (метро). Загадывает загадку.

 Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
 Дети сцепляются как вагончики и «проезжают» по кругу под стихи:

 Мчится быстро электричка,
Нет заторов, пробок нет.
Под землею, по туннелям
Выберемся мы на свет.
Машинист по громкой связи
Остановки объявляет.
Станции все по маршруту
Машинист прекрасно знает.
 

Дети выходят на остановке «Цирк». Превращаются в артистов и изображают клоунов, жонглеров, канатоходцев, силачей и т. п.

Воспитатель проводит пальчиковую игру «Где мы были?»

В заключение воспитатель и дети вспоминают, где они были, что видели, обмениваются впечатлениями, планируют дальнейшие путешествия в городе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...

Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи

Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в ...

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста.

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста....

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...