Проект "Весёлые ладошки"
проект

smirnoffamari@gmail.com

Проект для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselye_ladoshki.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №133 Невского района.

Проект «Весёлые ладошки».

                                 

                 

                             Автор - воспитатель второй младшей группы

                                       Смирнова Марина Сергеевна

                             

                     

                                     Санкт-Петербург  2017 год

              Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры).

Актуальность.

Развитие мелкой моторики рук и координации движения является одной из задач физического воспитания и имеет большое значение для детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее страдают движения, требующие тонких дифференцировок, а также неточность моторных актов, которая проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе и, особенно, при скоростном переключении движений.

Во-первых, при обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, специалисты часто диагностируют задержку речевого развития. Во-вторых, помимо много другого,  одной из немаловажных проблем является плохо развитая мелкая моторика, что впоследствии приводит к затруднению в овладении навыком письма.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

 Цель проекта.        

 Развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр.

     

Задачи.

Повысить интерес малышей к пальчиковым играм, превратив их в занимательную игру.

Добиваться активного осознанного использования пальчиковых игр в непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни.

Дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.

Участники.

Дети второй младшей группы (26 человек) и их родители.

Место проведения. 

Группа

Условия.

Игры для развития мелкой моторики, ребристые карандаши, массажные мячи.

Ожидаемые результаты.

Проявление интереса детей к пальчиковой гимнастике, увеличение словарного запаса, возрастание речевой активности детей в различных видах деятельности.

Формирование самостоятельности в использовании детьми пальчиковых игр в непосредственно-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

Заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей, в использовании пальчиковых игр в домашних условиях.

Этапы проекта.

Подготовительный.

На подготовительном этапе была определена тема, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.

Была подобрана и изучена литература по теме. Была проведена для родителей консультация,  где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.

Основной этап.

 Приступая к основному этапу проекта, я собрала картотеку пальчиковой гимнастики по лексическим темам с сентября по январь.


Название темы недели

Пальчиковая гимнастика

Как проводить

Сентябрь

«Наши игрушки. Мячик»

П/г «Потягушки»

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись

И встряхнулись....

По ладошке побежали.

Побежали, побежали.

Поскакали, поскакали

И устали. Сели отдыхать.

Дети выполняют указанные движения.

Пальчики левой руки «бегут» по правой руке и наоборот.

Выполняют указанные движения.

Дети трясут пальчиками и спокойно кладут руки на колени.

«Наши игрушки. Лошадка»

П/г «Лошадки»

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок-

Мчится резвый табунок

Делать скачущие движения указательным и средним пальчиками обеих рук.

«Машины на нашей улице»

П/г «Ехали, ехали»

На лошадке ехали, до горы доехали.

На машине ехали, в город все приехали.

В паровозе ехали,

И домой приехали!

Ручки сжаты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, выполняется движение вверх-вниз.

Пальчики в кулачках сжаты, наклоняем ручки из одной стороны в другую сторону.

Ручки согнуты в локтях, пальчики в кулачки, изображать, как едет паровоз.

«Яблочко нам яблоне и в магазине».

П/г «Будем мы варить компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов много нужно.

Вот!

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок,

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Автор Н. Нищева

Левую ладошку сложить лодочкой, а правым указательным пальчиком «мешать».

Загибать пальчики, начиная с большого.

Снова сложить «лодочкой» и мешать.

Октябрь

«Где растет репка?»

П/г «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

горох,

Петрушку

И свёклу

Ох!...

(автор Ю.Тувим)

Шагаем пальчиками по столу.

Дети загибают по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.

Дети поднимают руки над головой и хлопают в ладоши.

"Кто любит зёрнышки?»

П/г «Кашка»

В поле кашка росла,

К нам в тарелочку пришла.

Всех гостей мы угостим,

По тарелочке дадим.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!

Дети поднимают вверх руки и шевелят пальчиками.

Дети «идут» пальчиками по столу.

Дети «мешают» кашу в левой ладошке пальцем правой руки.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Дети сжимают и разжимают кулачки.

«Дождик и зонтик»

П/г «Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки,

Дождик с неба вдруг полил,

Паучка на землю смыл.

Солнце стало согревать,

Паучок ползет опять

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке

Перебираем пальцами одной руке по предплечью другой.

Выполняем стряхивающие движения руками.

хлопаем ладонями по ногам.

Складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены

Перебираем пальцами одной руке по предплечью другой.

Перебираем пальцами обеих рук по голове.

«Белочкина кладовая».

П/г«Пять грибов»

Топ-топ - пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный — гриб опасный,

А второй лисичка - рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка - розовое ушко,

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.

Шагаем пальчиками по столу;

переплести пальцы обеих рук - это туесок, большие пальчики соединенные вместе - ручка.

На каждую строчку стихотворения загибаем по одному пальчику, начиная с мизинца.

"Где спрятался котёнок?»

П/г «Кошки-мышки»

Мягко, кошка, посмотри,

Выпускает коготки

И легонько их сжимает-

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки убегает.

Пальчики ребёнка на обеих руках сжаты в кулак и лежат на столе ладонями вниз, затем ребенок медленно разжимает кулачки, разводя пальчики в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки.

Ладошки обеих рук лежат на столе.

 Кошка (правая рука) крадется: все пальчики медленно шагают по столу вперед.

 Мышка (левая рука) убегает:  пальчики правой руки быстро движутся назад.


        Ноябрь

«Книжка-сказка»

П/г «Гномик»

Кто живет под потолком?

Гном.

У него есть борода?

Да.

А манишка и жилет?

Нет.

И давно он там живёт?

Год.

Кто с ним утром кофе пьёт?

Кот.

Кто с ним бегает вдоль крыш?

Мышь.

Как же гномика зовут?

Пайк.

Он капризничает, да?

Никогда

Поднять ручку, чтобы ладошка смотрела вниз.

Кивок.

Помотать головой.

Выставить указательный пальчик.

Средний, безымянный и большой пальчики поджать, указательный и мизинец немного округлить.

Выполняется также как «кошка», только указательный палец и мизинец согнуты и немного приподняты вверх.

Помотать головой.


"Холодный ветер-тёплые рукавички»

П/г «Перчатка и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

Раскрываем ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладоши «ковшиком».

Сгибаем и разгибаем пальцы, имитируя зовущий жест. Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев,

большим пальцем гладим остальные пальцы скользящими движениями от мизинца к указательному. Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

"Ботинки и сапожки»

П/г «Прачки-гномики»

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Мики, Чики,  Лики, Пики, Токи.

Стали гномики стирать:

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чики - носочки,

Мики умница был,

Всем водичку он носил.

Декабрь

«Кроватка и сон»

П/г «Утро раннее настало»

Утро раннее настало,

Солнце из-за леса встало.

-Эй, братец Федя,

Буди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Сиротка!

-Вставай и ты, крошка — Мирошка!

-Доброе утро,Ладошка!

Все проснулись и потянулись.

«Заснеженная ёлочка»

П/г «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, 

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. 

Птичек крошками кормили, 

С горки мы потом катались. 

А еще в снегу валялись. 

Все в снегу домой пришли, 

Съели суп и спать легли.

«Наряженная ёлочка»

П/г «Ёлочка »

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

«Хоровод вокруг ёлки»

П/г «На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарочки принёс.

Дал огромные пакеты,

В них же вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,  яблоко,  один

Золотистый мандарин.

(В.В.Волина)

Сжимаем и разжимаем  кулачки.

Трём кулачки друг о друга.

Загибаем пальчики, начиная с  большого.

Скрещиваем ладони с растопыренными пальчиками.

Сжимаем в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им совершаем круговые движения.

Большим и указательным пальцем правой руки щелкаем по большому пальцу левой руки.

 Большим и указательным пальцем правой руки щелкаем по указательному пальцу левой руки.

 Большим и указательным пальцем правой руки щелкаем по среднему пальцу левой руки.

 Большим и указательным пальцем правой руки щелкаем по безымянному пальцу левой руки.

 Большим и указательным пальцем правой руки щелкаем по мизинчику левой руки.

 Большим и указательным пальцем правой руки щелкаем по  левой ладошке.

Поднимаем вверх руки и тянемся.

Загибаем пальчики по одному.

Имитируем лепку комков.

 Крошить хлебушек всеми пальчиками .

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивать ладошки .

Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.

Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».

Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.

Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.

Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.

Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.

Ритмично хлопаем в ладоши.

Шагаем средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Ритмично хлопаем в ладоши.

На каждую строчку загибаем пальцы на обеих руках.

Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

 Предварительный вывод.

 Использование пальчиковой гимнастики вызывает положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняют упражнения, пользуются играми и пособиями в свободной деятельности.

• Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.

• Родители принимают участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Список использованной литературы и интернет ресурсов:

1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика».

2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду».

4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3 -4 года».

5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи».

6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....