МАСТЕР-КЛАСС «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
презентация

  Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx33.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        МАСТЕР-КЛАСС

«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

СЛ 2    Цели мастер-класса: 

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • мотивация  на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр;
  • использование музыкально-дидактических  игр в различных видах детской музыкальной деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • приобщение  воспитателей к музыкальной культуре, расширение  их кругозора;
  • знакомство со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности;
  • знакомство участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми, их методами и приёмами.

Форма проведения: рассказ, беседа, практич. Работа.

СЛ.3.  Уважаемые коллеги! Охотно напоминаю, что я работаю с детьми 3-7 лет по  дополнительной общеобразовательной программе «Мир музыкальной палитры».

Применение инновационных технологий в моей деятельности способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребёнка, развивает  коммуникативные навыки. Ведущим  видом деятельности дошкольников является игра.

            Одним из важнейших средств развития музыкальной деятельности детей  являются  музыкально-дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности.

В своей работе я придерживаюсь принципа,  озвученного в  детской  песне. К. Ибряева, муз. С.Соснина «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». 

СЛ.4.            ШКАТУЛКА

 Дорогие Коллеги! У меня в руках старинная шкатулка, куда я могу складывать  различные мелочи: бусы, булавки, заколки. Маленькие дети  очень любят всякие безделушки, которые охотно прячут в таких шкатулках. А сегодня я открою свою шкатулку для вас, чтобы достать из неё музыкальные штучки, которые помогут нам в совместной работе.

1 трек.    Всего 7 нот в музыкальном алфавите, а какие чудеса они творят! Слушайте…  Они, то поднимаются вверх, на высоту 2, 3 октавы, и став такими звонкими, прозрачными, хотят дотянуться до высоты летящего жаворонка. А то вдруг волшебные музыкальные ноты опускают звуки на самую низкую или малую октаву, заставляя эти звуки рычать, реветь или опускаться на самое дно пещеры горного короля. Слышите?

Это звучит чарующий  «Вальс-шутка»  композитора Д. Шостаковича.

       Возьмите  из музыкальной шкатулки  по 3 разных ноты и положите их рядом. Ноты, как и музыка, будут помогать нам в нашей работе.  Теперь мы, как настоящие музыканты, можем спеть короткую песенку, пожелав друг другу удачи. Послушайте меня:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ – НАМ УДАЧУ ПРИНЕСИ!

Споём все вместе, используя музыкальную лесенку. (поём)

Есть и др. попевки, например: вот иду я вверх…, вверх по ступенькам поднимись…

Во время исполнения этого упр. дети  усваивают гораздо быстрее и прочнее то, что мелодия, как и матрёшка, может двигаться вверх-вниз, охотнее показывают голосом это движение. Надеюсь, что этот игровой приём нас уже настроил на творческую, плодотворную работу.

СЛ.5. Игра – явление сложное и многогранное. С введением новых дошкольных стандартов  она по-прежнему занимает свое  почетное 1-е место.   В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.  

     Мы знаем, что всякая деятельность имеет цель.

    Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.  Игра– вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детства и построить собственный мир.  Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

СЛ. 6              Коротко, как вывод:

  • Игра -  получение удовольствия.
  • Игра  -  радость для играющих.
  • Игра  -  прекрасное средство диагностики.          
  • Игра – мощное стимулирующее средство.

Задача  игровой деятельности - установление контакта с ребёнком: контакта содружества и к. сотворчества.

Сегодня в рамках мастер-класса я бы хотела остановиться на одном из важнейших средств развития музыкальной деятельности детей.  Это  музыкально-дидактические игры.

 СЛ.7.   ИТАК,   Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, упражнения в виде игры.

     Они в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают  к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

И снова я открываю свою шкатулку, чтобы достать м\д игры из раздела «Игра и пение» 

Это игры: «Угадай мелодию», «Узнай песню по ритмическому рисунку», «Узнай песню по вступлению», «Простучи ритм песни» и т. д.

СЛ.8    Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать вам эффективные приёмы и игровые педагогические технологии, которые я применяю в процессе своей деятельности.

Сейчас мы остановимся на игровом упражнении    

«Испорченная пластинка».

 Наши ноты  помогут нам выполнить это упражнение.

СЛ.9.         (приём: продолжи фразу, песню)      

 М\Д игра «Испорченная пластинка»

Мы исполним фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и будем  сопровождаеть пение ритмическими хлопками, нечетная строка поется вслух, четная -  про себя. Послушаем куплет и припев, чтобы понять темп и мелодию, потом споём.   

   2 трек.   

1. В траве сидел кузнечик,                             вслух

2. В траве сидел кузнечик,                            про себя

3. Совсем как огуречик                                    вслух

4. Зелененький он был.                                    про себя

5. Представьте себе, представьте себе            вслух

6. Совсем как огуречик.                                     про себя

7. Представьте себе, представьте себе             вслух

8. Зелененький он был.                                      про себя

Такое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей, учит петь ансамблем,  дисциплинирует, воспитывает внимание, коммуникативность поведения. В процессе  пения музыкально-дидактические игры  помогают  научить детей петь выразительно, непринужденно: они учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать такие музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственности.

СЛ.10.       Я достаю из волшебной шкатулки ещё одну М/Д игру из раздела «М/Д игра и движение».

 Игра «ВЕСЁЛЫЙ  КУБИК», наши  ноты, которая помогут нам интересно провести   эту  игру.

  Я напомню, что  музыкально-дидактическая подвижная игра  всегда требует слуховой сосредоточенности. Она  помогает развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, пробуждает фантазию детей, открывает большое поле для их творчества. Ребенок во время этой игры представляет себя в роли медведя, курицы, собаки, лисы, кошки, зайца, то есть, учится входить в роль, развивая талант.

       «Весёлый кубик».  (используется эффективный приём-передача образа, функция этой игры- самовыражение)

Выходите в круг, пожалуйста.

   СЛ.11.                    Ход игры:

Под музыку и мой текст  передаём кубик по кругу. У кого остановится   кубик,  тот  бросает его на пол в кругу. Кто изображен на верхней грани кубика, того животного и нужно изобразить под соответствующую музыку.

Можно предложить  ребенку надеть шапочку данного животного и показать под музыку как он двигается, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.

Итак, начинаем

Нужно взять веселый кубик,

И по кругу передать.

Нам подскажет этот кубик,

Что нам нужно   показать!

  Трек 36 треков из папки «КУБИК»

                               Все садятся.

 СЛ.12.       Педагогическая ценность этой музыкально-дидактической  игры в том, что она открывает перед ребёнком пути применения полученных знаний в жизненной практике.  Применение этой игры  дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.  

Здесь и слушание музыки, и определение характера пьесы, движения, согласно  музыкального   произведения. И к тому же – развитие речи, обогащение словаря.

   Музыкально-дидактическим играм в процессе обучения присущи две функции.

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

СЛ.13.       А сейчас мы  поговорим об играх, связанных с  детскими музыкальными инструментами. Используя музыкальный  домик можно знакомить детей с новыми муз. инструментами, можно повторить  или закрепить полученные ранее знания. На любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Можно загадывать друг другу музыкальные загадки.

Я достаю из шкатулки…

СЛ.14.  М\Д игру   «Музыкальный домик»

       Цель: Развивать у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов.

Ход: Я говорю: Вот домик, он сказочный, в нем живут  веселые музыкантыиграющие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. 

Исполняю несложный ритмический рисунок или знакомую ребятам попевку (играем) поочередно на разных инструментах, но так, чтобы дети их не видели. Ребенок, выполняющий задание, определив на слух, какой инструмент звучит, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек домика.

С нами наши волшебные нотки, готовые нам помочь…  

    Мы выбираем вариант игры игры: ЗАГАДКИ. Я попрошу выйти сюда 3- х педагогов.

СЛ.15. Отгадай загадки и заполни окошки домика

 1 Есть у нас веселый друг, очень любит громкий стук.

Тут ответ совсем не труден -знают все, что это…(бубен)

     2 С виду инструмент простой. Он внутри, совсем пустой.
По бокам обтянут кожей. На кастрюльку он похожий.
Стукнешь палочкой: «Бам – бам!» И узнаем… 
(барабан)

      3 Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
 (ложка) 

СЛ.16.              Кубик-оркестр

Я достаю из шкатулки…

Задачи следующей М/Д игры Кубик-оркестр:

Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. 

Давайте сделаем красивый круг и поиграем.

Возьмите кубик.
                          Ход игры 
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова: 
Кубик движется по кругу, передайте кубик другу. 
Кубик может показать, на чем тебе теперь играть! 
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр»

Инструменты в руки взяли, дружно громко заиграли,

Нам играть не надоест.Что создали мы? ... (оркестр) 

                        4 трек.      Оркестр.

   Все садятся.

СЛ. 17.  Функция м/д игры «Оркестр» - релаксационная, развлекательная (напряжение снято, играть весело и увлекательно).  

  Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

        Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.

 СЛ.18.        Как изменилось ваше настроение к концу нашей игры?… Оно стало лучше или хуже. Тогда улыбнёмся и споём, узнав песню по вступлению..

5 трек. Песня «Улыбка». Слушаем вступление и  поём

От ул. хмурый день светлей, от ул. в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся. 

Припев: И тогда наверняка

СЛ. 19.   И в заключение хочется сказать:

Наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

 А сделали с вами мы многое…

Уважаемые коллеги, давайте пополним нашу волшебную шкатулку смайликами, которые расскажут всем и нашей шкатулке  про ваше настроение. Возьмите смайлик, соответствующий вашему настроению и положите его в волшебную шкатулку.

   СЛ.20.   Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Приёмы игры на детских музыкальных инструментах»

Простые и интересные приёмы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах....

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в помощь музыкальному руководителю в формировании музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников"

Данный мастер-класс разработан для педагогов художественно-эстетического развития и музыкальных руководителей, с применением элементов Орф-педагогики...

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах В ДОУ с использованием ИКТ»

Мастер-класс - это одна из активных форм взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников. Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей дошкольников с методами и приемами, применяемыми музык...

Мастер-класс "Развитие чувства ритма детей через музыкально- речевые игры"

Данный мастер-класс расскажет вам как развить чувства ритма детей через музыкально-речевые игры. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в  музыкальном воспита...

Мастер класс занятие практикум по теме «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей» «Мама, папа, я музыкальная семья»

Материал содержит конспект  мастер класса, где предлагаются различные виды игр и упражнений для родителей и детей, а также педагогов воспитателей...