Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением "Государственная символика России"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель занятия: познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennaya_simvolika_rossii.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Тема занятия: "Государственная символика России"
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель занятия: познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.
Задачи занятия:
1) Образовательные: уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут, расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве, закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе
2) Развивающие: развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы, способствовать развитию речевой активности и наглядно – образного мышления, активизировать и расширять словарный запас дошкольников.
3) Воспитательные: воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России, формировать гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, формировать умения доводить дело до конца, воспитывать организованность, дисциплинированность, воспитывать навык коллективизма
Дополнительные задачи: обогащать речь детей технической терминологией, способствовать развитию навыка сотрудничества, взаимовыручки, профилактика нарушения зрения, профилактика утомление.
Словарная работа: герб, флаг, гимн, символика России, Родина, Отечество, Россияне
Планируемый результат занятия: запомнили историю герба, флага, гимна, проявляют умение поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, эмоционально отзываются на проведенную деятельность. Обладают развитым воображением, проявляют интерес к своей Родине, к своему народу.
Подготовительная работа: дидактические игры: «О чем рассказывает флаг», «Узнай на фото», рассматривание современных российских монет, рассматривание печати.
Материалы и оборудование: презентация с изображениями: Кремль, глобуса, флага России, герба России; изображение монет с гербом России на каждого ребёнка; ленты синего, красного, белого цвета, три коробочки, музыкальная композиция из сборника Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» трек №5 «Салют», аудиозапись государственного гимна России.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, мотивировать интерес к ней | В.: Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло) В.: Правильно тепло. Это тепло ваших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям. В.: Утро наступает, Солнышко встречает. Друг на друга посмотрели И на стульчики присели. (Дети проходят на стульчики) | Игровой прием, сюрпризный момент, | Познавательно-исследовательская, игровая | Ответили на вопросы |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Постановка проблемы | В.: В космосе бескрайнем Что-то вдруг случилось, Ярким-ярким светом Солнце засветилось. Осветило звезды. Разные кометы, И согрело нашу Круглую планету. На планете этой есть леса и горы, Океаны синие, бескрайние просторы. На планете этой мы живем друзья, И гордо называем мы её (земля). В.: На планете этой много разных стран. Но самая большая наша страна. Ребята, а как она называется? (Россия) Чтение стихотворение «Что мы Родиной зовем?» Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном. Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлем. В.: Правильно ребята, наша Родина - большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться. А как, мы еще можем назвать Россию? (Отечеством, Родиной- матушкой.) В.: Ребята, предположите люди, которые живут, в нашей стране как называются? (Россияне) В.: Ребята, как называется наша Родина? (Россия) В.: Молодцы ребята, но нам с вами еще многое придется сегодня узнать о нашей стране. Вы согласны? В.: Но прежде чем мы продолжим, давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Я начну, а вы продолжите». Но прежде мы договоримся о правилах игры. Я начинаю предложение, а заканчивать его будет тот, кто первый хлопнет в ладоши. 1. Нет богатства драгоценнее на свете, чем большие и маленькие (дети) 2. Наша Родина большая, необъятная (страна) 3. Главное богатство в России, живет великий могучий, российский (народ) 4. Родина – мать, умей за нее (постоять) 5. Если дружба велика – будет (Родина крепка, радостной страна) В.: Мы сказали, что главное богатство нашей страны - это народ. А чем еще богата наша Родина? (Газ, нефть, полезные ископаемые, леса и реки) В.: Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Он называется столица. У нас с вами он тоже есть. А название столицы я вам предлагаю угадать. Здесь твое сердце Русская земля, У древних стен великого Кремля. Всем города российским ты глава, Столица наша славная (Москва) В Москве на Красной площади Крепость возвышается, С башнями красивыми -Кремль называется. А на башне со звездой, Каждый час мы слышим бой. Часы огромные время отбивают, Их курантами люди называют Звучит бой курантов. В.: Ребята как называется столица нашей Родины? (Москва) В.: У каждого человека есть самый главный орган – это сердце, так и у нашей страны есть самый главный город- Москва. Поэтому и говорят, Москва - сердце России. Физкультминутка Встаньте дети, улыбнитесь, Выше-выше подтянитесь Ну-ка, плечи распрямите Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь Рук коленями коснитесь. Сели- встали. Сели – встали. И на месте побежали!!! | Словесный (беседа, стихотворения, загадки, словесная игра «Я начну, а вы продолжите») практический (физкультминутка, рассмотрение иллюстраций) | Познавательно-исследовательская | Беседа с детьми, предположительные ответы, посредством стихотворений, иллюстраций и объяснения воспитателя дети узнают для себя новую и познавательную информацию, словесная игра «Я начну, а вы продолжите» |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Актуализировать изученные представления | В.: У каждого государства есть свои отличительные знаки - это флаг, герб, гимн. Есть они и у России. Это символы, при виде которых каждый человек может догадаться о какой стране идет речь. И сегодня мы поговорим о Российской символике. Ребята, посмотрите внимательно на Российский флаг, и скажите, где бы вы могли его видеть (работа с опорными картинками). Молодцы ребята, вы очень внимательны и наблюдательны. А сейчас давайте рассмотрим флаг, что вы можете сказать о нем? (ответы детей). В.: Правильно ребята, это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос. Наверху белая, посередине синяя, внизу красная. А еще ребята, нам флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. Ребята, а какой флаг? (Трехцветный, нарядный, большой, торжественный) В.: А какие цвета вы видите на флаге? (Белый, синий, красный.) В.: Может кто-нибудь знает, что обозначают эти цвета? (ответы детей) В.: Ребята, а что всегда бывает красным? (ответы детей). А еще бывает красным - огонь. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли всё красивое. Например: весна - красна, красно - солнышко, девица- красная) То есть красный цвет обозначает красоту. В.: Что бывает синим? (Реки, моря, небо). Синий цвет обозначает верность, правду, свободу. В.: Ребята, а что бывает белым? (Облака, снег, пена моря). Белый цвет- цвет мира, символ мудрости, миролюбия. В.: Сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку о том, как природа выбрала цвет флага. Вы хотите узнать об этом? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте: «Встретились как- то раз снег, вода и солнце. Снег говорит -Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет И на флаге появилась белая полоса. Вода собрала своих друзей - моря, большие и малые реки, океаны, озера и все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый яркий красный цвет». И третья полоса стала красной. Так российский флаг стал трехцветным В.: Ребята, а вы знаете, почему полосы на российском флаге расположены так, а не иначе? (Ответы детей) В.: Затрудняетесь, хорошо я вам расскажу: Красная полоса - наша прекрасная, красивая земля Над землей синее небо - это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое, светлое и доброе. В.: Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? (Добрые дела, поступки, улыбки, дружба). Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета. В.: Ребята, вы хорошо ответили на вопросы, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и немного поиграть. Подойдите, ко мне и возьмите по одной ленточке, можете взять в любую руку. А теперь, встаньте в круг. Белые ленточки - это снежинки, те ребята, которые выбрали белые ленточки, поднимут руки вверх и будут покачивать из стороны в сторону. Красные ленточки - это солнышко, те ребята, которые выбрали красные ленточки, поднимут руки вверх и покружатся. Синие ленточки - это ручейки, те ребята, которые выбрали синие ленточки, выставят руки вперед и будут выполнять взмахи руками снизу вверх. Все движения мы будем выполнять под легкую музыку, поэтому и двигаться мы с вами должны легко. (звучит музыкальная композиция из сборника Т. Суворова» Танцевальная ритмика для детей» трек№5 «Салют) После окончания музыки построиться в шеренгу по полосам как у флага – подняли ленточки вверх и помахали. В.: А теперь послушайте следующее задание, вам нужно положить ленточки в коробочку следующим образом: В ячейку с цифрой 1- белые ленточки с цифрой 2- синие с цифрой 3- красные В.: Посмотрите, что у нас получилось (ответы детей). (Флаг) В.: Кроме флага отличительным знаком страны является герб. В.: Как вы думаете, почему изображён орёл? (Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое) В.: Но почему у орла две головы? (Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц) В.: У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу. Что вы увидели на монетах? (Герб). Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают). Стихотворение «Герб России»: В.: Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова. Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы. Что такое гимн вообще? Песня главная в стране! В гимне российском есть такие слова: «Россия — любимая наша страна». Россией гордимся, России верны, И нет на свете лучше страны! Гимн слушаем стоя и молча всегда: Его нам включают в момент торжества! Т. Попова Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя. | Словесный, наглядный, Практический (рассмотрение изображений на представленной презентации, внимательное прослушивание сказки, игра-танец с лентами) | Познавательно-исследовательская | Предположительные ответы, слушают сказку, принимают участие в игре-танец с лентами |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Актуализировать сформированные представления | В.: Ребята, о чем мы сегодня говорили? В.: Как называется наша страна? -Как можно сказать про нашу страну, какая она? - У каждой страны, какие есть свои государственные символы? -Сколько цветов на нашем флаге? -Что означает белый, синий, красный цвета? -Так чему же посвящен гимн? -Когда можно услышать государственный гимн страны? -Что люди должны сделать во время торжественного исполнения гимна? | Практический | Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная | Отвечают на вопросы, подбирают признаки к слову "страна" |
3. | Заключительный этап | Закрепить сформированные представления | В.: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие. “Если дружба велика – будет Родина крепка!” | Словесный | Познавательно-исследовательская | Закрепили знания о символах нашей Родины, вспомнили что делали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.
Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...
Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»
Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...
Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
О важности формирования у дошкольников знаний о флаге и гербе России, закрепление полученных знаний у дошкольников....
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, фор...