Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
консультация (старшая группа)
Ознакомление дошкольников
с государственной символикой России
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gossimvolika.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление дошкольников
с государственной символикой России
«Герб и флаг страны отражают историю народа,
мечту создателя и достоинство своих граждан»
М. де Монтень
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольников, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.
Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.
Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.
Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
Во-первых, с российским флагом дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.
Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие: текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.
Далее желательно провести занятие «Герб Перми», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Только после этого целесообразно провести занятие - исследование «Герб России ». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.
Ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить близких и свою Родину.
Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково - символический, национально-культурный и эстетический.
Рисунок современного государственного флага и герба регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять изображения символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.
Для ознакомления детей с государственными символами можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран.
Примерные вопросы для беседы с детьми:
• Что это? (герб России, флаг России)
• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный) .
• Что означают цвета Российского флага? (белый цвет – снег, облака; синий – небо, реки и моря, красный – огонь)
• Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея).
• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)
• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)
• Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолетах)
• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)
• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран)
• Зачем нужны стране герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть
сформированы у детей старшего дошкольного возраста
Знания и представления | Характеристика уровней знаний и представлений | ||
Минимальный | базовый | Максимальный | |
Узнавать изображение герба и флага России. | Узнает герб и флаг России, выбирает их среди изображений гербов и флагов других стран. | Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. | Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их, Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, |
Знания и представления о государственных символах России,
которые могут быть сформированы у детей подготовительной группы
Знания и представления | Характеристика уровней знаний и представлений | ||
Минимальный | базовый | Максимальный | |
Знать и называть государственные символы "Флаг России", Герб России", "Гимн России". | Называет флаг, герб и гимн России | Называет флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означает добро и красоту. | Называют флаг, герб и гимн России. Имеет представление о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник - победу добра над злом, белый цвет - чистоту., мир; синий -верность правду, красный-отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками. Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести. |
В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.
Список использованной литературы
1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.
2. Ерохина Е.Л., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.
4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).
5. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.
6. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.
7. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
8. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
9. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.
10. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.
11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
12. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.
Это документ с сайта pedakademy.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.
Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...
Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению с Государственной символикой России, Чувашской Республики и родного города Чебоксары.
Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению детей старшей группы с Государственной символикой России, Чувашской Республикии родного города Чебоксары....
Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»
Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением "Государственная символика России"
Цель занятия: познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном....
Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...