Доклад." Использование современных образовательных технологий в ДОУ.
статья (средняя группа)
Опыт работы по использованию игр В.В.Воскобовича " Игра плюс сказка
"
Презентация:https://cloud.mail.ru/public/3xxY/H7LEkpekZ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский сад №14 пгт Шахтёрска.
Доклад выступления на педагогическом совете.
Тема: Использование современных образовательных технологий в ДОУ.
Опыт работы по использованию игр В.В.Воскобовича
«Игра плюс сказка»
Средняя группа « А»
Воспитатель: Чян Лидия Сергеевна
«ДЛЯ ТОГО И ДАНО НАМ ДЕТСТВО, ЧТОБЫ МЫ ИГРАЛИ.»
(В. В. ЗЕНЬКОВСКИЙ)
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается.
«Игра - не пустая забава. она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая.
Никакие мультфильмы, новомодные компьютерные игры и прочие объекты индустрии развлечений не заменят в жизни ребенка живую настоящую игру, где он реально, а не виртуально может принимать активное участие. В свою очередь, отсутствие игры приводит к обеднению словарного запаса, снижению психологического фона и получения навыков социального опыта.
А это недопустимо! Дети любят и должны играть! Поэтому жизнь в детском саду будет интересна для них только в том случае, когда она наполнена игрой и так как игра является ведущей деятельностью дошкольников, то мы, педагоги, должны помочь ребенку сделать эту деятельность яркой, положительной, разнообразной и познавательной.
Среди множества материалов, посвященной теме игровой деятельности, я нашла свой путь возвращения игры ребенку. В этом мне помогает современная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет: «Сказочные лабиринты игры», созданная на основе развивающих игр В. В. Воскобовича.
Эти игры разработаны исходя из интересов детей, воплощая принципы: интерес-познание-творчество.
Кроме того, игры прошли психолого-педагогическую экспертизу игровых пособий, соответствуют ФГОС, имеют сертификат соответствия.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность использования .
Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования.
Наш детский сад работает по программе Н.Е. Веракса,
Т.С. Комарова, М.А.Васильева « От рождения до школы». В своей группе я вариативно использую игры В.В. Воскобовича.
Игры В. В. Воскобовича очень разнообразны. Я познакомлю лишь с некоторыми играми, которые я использовали в работе с детьми средней группы. Уверена, что игры Воскобовича помогут нашим воспитанникам вырасти интеллектуально- развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми. Потому, что данная игровая технология предусматривает не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Ориентируется на расширение кругозора, познавательную деятельность. На развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий.
На развитие самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности; социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.)
Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?
1. Возрастной диапазон.
Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Специфика его игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка и сам автор считает, что присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от родителей, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все - таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше.
Многофункциональность.
Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.
Данная технология предполагает создание сказочного игрового пространства «Фиолетовый Лес». И такой лес появился в нашей группе, заселенный героями сказок, которые очень полюбились моим ребятам и стали им настоящими друзьями: мудрый Ворон Метр, Малыш Гео, Пчелка Жужа, Незримка Всюсь, Паук Юк, девочка Долька, гусеница Фифа, Гусь Капитан и другие. Дети нашей группы с интересом слушают сказки Фиолетового Леса, становятся действующим лицом событий, проживают таинственные веселые сказочные приключения, преодолевают в игре вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха. Путешествия и приключения в Фиолетовом Лесу создают эмоционально-положительный фон, вызывают ощущение радости и переживания, удовлетворения от игровой деятельности.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу,на которой происходят различные чудеса .
Поле коврографа разделено сеткой , которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости . Можно давать такие виды заданий: 1. Счет клеток в первом ряду или до точки.
Изучив имеющий материал по развивающим играм я поставила перед собой цель: "Использовать технологию «Сказочный лабиринт игр» Воскобовича В.В., для обучения и интеллектуального развития детей".
После первичной диагностики, чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:
- Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей.
- Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
- Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы.
- Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
- Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
Для создания благоприятных условий для игр, я уделила большое внимание использованию пространства группы, спальни. Многофункциональная предметно - развивающая среда
»Фиолетовый лес» « Коврограф» расположены в видном, доступном для детей месте, чтобы дети могли самостоятельно решать свои игровые замыслы в течении всего дня. Использовать их в режимных моментах, например: « Коврограф», расположен на стене между комнатой для умывания и спальней. Дети легко запоминают зрительное расположение животных на коврографе и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве.»Лев и лань» в левой стороне,» Павлин и Пони» справа. Собираясь мыть руки перед едой или укладываться ко сну, мы с детьми смотрим, как расположены эти комнаты по отношению к животным. Руки мыть мы идём мыть налево, а в спальню направо.
Пространственные карточки :ЛЕВ , ПАВЛИН ,ПОНИ , ЛАНЬ.
- «Лев, лань, павлин и пони»
- Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. (Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду). Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве. Или создай симметрию – следы льва симметричны следам павлина. Расставляем точки «Разноцветные кружки»
- Лопушок принёс на полянку четыре картинки для игры с Фифой. На них были нарисованы лев, лань, павлин и пони. Красиво расположил их на полянке: льва – в левом верхнем углу, лань – в левом нижнем, павлина – в правом верхнем, пони – в правом нижнем. Только Лопушок приготовился объяснять Фифе правила игры, как появилась бабочка. Она перелетала с картинки на картинку… На коврографе располагаются картинки с изображением льва, лани, павлина, пони. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка ( у Льва, у Пони, рядом с Павлином и т. д.).
Создаю различные игровые ситуации для путешествия по группе для любой НОД.
Предлагаю отправиться всем в сказочное путешествие.
- Как вы думаете, на чем мы это можем сделать?
Варианты ответов детей (корабль, лодка, самолет, ракета, машина, поезд).
- Молодцы ребята, вы знаете много видов транспорта. И мы сегодня отправимся на поезде. Подойдите, пожалуйста, к коврографу и сделайте поезд из «Фонариков».
Игра «Фонарики».
В Фиолетовом Лесу есть Цифроцирк с директором Магноликом, который предложит детям свою любимую игру.
«Фонарики» Воскобовича – это эталоны формы. Зажигая «фонарики» дети получают представления о размерах и формах предметов, цветах, формируются навыки счета. Из геометрических фигур дети складывают человечков, животных, транспорт,
Дети подходят к коврографу и используя игру «Фонарики» строят поезд. Можно предложить детям распределиться, кто будет делать паровоз, а кто вагоны и колеса.
- Вот мы и собрали поезд.
Задаю вопросы по форме и цвету предметов, которые использовали дети.
-Молодцы ребята, нам пора отправляться в путь.
Создаём поезд из цепочки детей и под музыку «Паровоз» отправляемся в дорогу.
На поле «Коврограф» проводятся игры: Разноцветные веревочки .
- Ими можно обводить и соединять , создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов .
- 1.Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком.
- 2.Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки , их соединить веревочкой и получить образ.
- 3.Веревочки разделяются на части , при этом мерой длины служит клетка коврографа .Первая веревочка 1 и 9 клеток , вторая 2 и 8 клеток…
- 4.Длинные и короткие- разложи карандаши по коробочкам.
- 5. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.
- 6. Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек).
- 7.Отношения по величине (На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб…)
- 8. Развитие фантазии и творческих способностей (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Какую посуду можно сделать из овала?)
- 9. Математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки вправо, 3 вверх… Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лапушка(перепутанные веревочки, закрытыми глазами с помощью сенсорных восприятий пальцами рук ищем путь).
- Разноцветные круги-липучки.
-«Бусы».
- У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
- На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»). Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).
- -«Разноцветные шары»
- Лопушок принёс на Полянку много разноцветных шаров, но себе взял только три. Остальные рассыпались и собрались в живописные группы. Когда появилась Фифа, она увидела справа два шара, потом три, за ним ещё четыре. Слева лежал сначала один шар, а за ним – три. «Бери три шара и будем играть»,-предложил Лопушок Фифе. «Слева или справа?»_уточнила Фифа.
- Дети на коврографе выкладывают группы кружков, разноцветные липучки, так, как их увидела Фифа, находят и обводят верёвочкой одинаковые группы.
«Тепло-холодно»
Лопушок и Гусеница Фифа очень любят игру «Тепло-холодно». Один из них показывает карточку и называет цвет, а другой говорит «Тепло» или «Холодно».
- На коврографе прикрепляются «Цветные карточки». Воспитатель показывает одну из них, а дети называют характеристику цвета - тёплый или холодный. Одновременно дети выстраивают из карточек два ряда, справа и слева.
- Вариант усложнения: назвать предметы тёплого или холодного цвета.
- -«Муха полетела»
- Используем цветные квадраты и кружок .Муху держим в голове .Простые движения по квадратам.(2 кл. вверх , 3-вправо , 1-вниз )Проделав правильные шаги попадаем на муху.
- Сложные движения хлопки ,прыжки , топать.
- -«Поймай бабочку».
- Только друзья разложили на Полянке цветные квадраты, как появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой.
- Карточки раскладываются в три ряда по три в каждом ряду. Цель: поиск карточки, например, синего цвета. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.
- 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти…
Разноцветные квадраты и Радужные гномы.
- Карточки семи цветов радуги .
- -Долька собирает конфеты по мешочкам : красные конфеты в красный , синие –в синий.
- -«Башмачки Фифы»
- Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг башмачки позеленели. Фифа огляделась. И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала перед синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего цвета.
- Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки. Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
- «Гномики-малыши»
- Фифа предлагает поиграть детям , тот у кого цвет одежды совпадает с колпаком гнома превращается в этого гномика .(Дети ищут красный цвет у себя и других детей группы, у кого нашли ,крепится картинка гнома –теперь он гном Кохле – запоминают имя и закрепляют цвет )
- -«Кто спрятался»
- На поляне появились гномы Кохле , Охле , Желе ,Зеле, Геле , Селе , Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прядки с Лопушком.
- На коврографе располагаются карточки , по считалке , дети закрывают глаза , взрослый убирает одну из карточек .Кто из гномов спрятался ?
- Карточки могут меняться местами.
В старшем возрасте, я планирую проводить с детьми более усложнённые игры.
- -«Какой по порядку?»
- На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.
- Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым)?
- Образные элементы.
- Занимательные игры с «забавными цифрами» из Цифроцирка. Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-циферята, и математика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк»
- «Цифроцирк»
- · Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.
- -Дорогие дети! Перед вами зверята – цифрята. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Жители волшебного Фиолетового Леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и вы с ними познакомитесь.
- Ёжик Единичка – наездник
- Зайка – Двойка – укротитель диких зверей
- Мышка – Тройка – воздушная гимнастка
- Крыска – Четвёрка – силачка
- Пёс Пятёрка – жонглёр
- Кот Шестёрка – акробат
- Крокодил Семёрка – канатоходец
- Обезьяна Восьмёрка – заклинательница змей
- Лиса Девятка – фокусница.
- А самый главный в Цифроцирке – маг по имени Магнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка. Для начала запомните имена всех артистов … и добро пожаловать в Цифроцирк.
- Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: внимания (произвольно, концентрированности, объема); произвольной памяти; операций логического мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединять); воображения, речь .
- -«Найди героев Цифроцирка».
- Все герои собрались на арене Цифроцирка. Найди и назови каждого.
- -«На что похож каждый герой?»
- Скажите, на какую цифру похож Магнолик? (на ноль), ёжик ( на единицу) и т. д. до пяти. Как вы думаете, какая любимая цифра у каждого героя? Давайте найдём и подарим каждому артисту свою цифру.
- Прозрачные цифры, входящие в набор позволяют запомнить правильность написания цифр.
- В набор входят так же и другие наглядности, которые позволяют применять эти игры в других непосредственно образовательных областях.
- «Буквоцирк».
- · Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти.
- -В цирке снова представление всем на удивление, на этот раз с шутами – акробатами, весёлыми буквятами. Дети, на этот раз мы с вами попали в Буквоцирк. Здесь выступают шуты – акробаты: Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин. Жители волшебного Фиолетового леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и мы познакомимся с некоторыми из них.
- «Парад – алле».
- -Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».
- Детям выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.
- -«Песенка друзей»
- Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-Е-И.
- Как зовут этих шутов-акробатов? Построй их на арене и спой вместе с ними.
- -«Любимые буквы»
- У каждого акробата есть любимая буква. Угадай, какая?
- Назови любимую букву каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?
- Круговерт и стрелочка.
- Используется для начертания кругов.
Успешно использую в работе с детьми средней группы следующие игры:
- «Прозрачный квадрат»;
- «Кораблик «Плюх-Плюх»;
- «Чудо-крестики-2, 3»;
- «Шнур-затейник»;
- «Чудо-цветик»;
- «Фонарики»;
Материал проведённых занятий с использованием этих игр я публикую на сайте https://nsportal.ru/chyan-lidiya-sergeevna
Наши дети не спрашивают, чем им заняться. Они играют, играют и растут! Мы получаем хорошие результаты: дети стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук, они не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы, величины, умением ориентироваться на плоскости. Систематичность использования игр Воскобовича позволили сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности. Дети часто используют игры в самостоятельной деятельности, сами придумывают новые фигуры растения, предметы быта, дома и многое другое.
Вглядываясь в лица своих ребятишек на фото, я ещё раз для себя заметила, им интересно, им занимательно, им любопытно им хочется играть.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»
Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...
Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятельности ...