Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космическая экспедиция"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра
для детей старшего дошкольного возраста
"Космическая экспедиция"
Цель: формирование социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение поддерживать беседу.
- Развивать умения развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.
- Учить анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре.
- Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры.
- Развивать умения использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности.
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.
- Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
- Воспитывать любознательность, дружеские отношения, умение работать в команде.
Ожидаемые результаты:
умеют творчески развивать сюжет игры, распределять роли;
умеют развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог.
Предварительная работа.
Познавательная деятельность:
- наблюдение в дневное и вечернее время за небом, за солнцем;
- наблюдение на прогулке за летящим самолётом;
- рассматриваний иллюстраций о космосе и планетах солнечной системы;
- беседы: «Профессия - космонавт », «Почему солнце такое горячее? », «Зачем летать в космос? », «Зачем космонавту скафандр? »;
- просмотр обучающих мультфильмов: «Тайна третьей Планеты», "Астрономия для самых маленьких", "Какие бывают планеты?" , "Про космос".
- просмотр презентаций: «О космосе», «Первый космонавт Юрий Гагарин».
Ознакомление с художественной литературой:
Носов Н. Н. «Незнайка на Луне», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», Степанов В. «Юрий Гагарин», Орлов В. «Летит корабль», «Возвращение», Алдонина Р. «Комета», загадки про космос.
Художественно-продуктивная деятельность:
Лепка: «Планета земля», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса».
Рисование: «Разноцветный мир космоса», «Звездное небо».
Ручной труд: «Инопланетянин», «Ракета».
Конструирование: «Наш космический корабль» .
Игровая деятельность:
- п/и «Кто быстрее до луны», «Космонавты тренируются», "Мы в невесомости";
- д/и «Найди одинаковые планеты», «Найди недостающую ракету», «Составь ракету», «Собери созвездие», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Летает, плавает, ездит», «Объясни слово» (луноход, невесомость, созвездия, инопланетянин, «Назови части суток», «Воздушный транспорт», «Сочини рассказ о космонавте»;
- настольно-печатная игра "Земля и солнечная система";
- строительная игра «Космодром».
Познавательно-исследовательская деятельность: опыты с водой, воздухом, с песком.
Обогащение и активизация словаря:
Предметы: космос, ракета, космонавт, экипаж, скафандр, руководитель полета, диспетчер, центр полетов, бортинженер, лаборант, исследование, ступень ракеты, взлет, посадка, звезды, планета, Земля, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер, созвездия, невесомость, солнечная система, космодром, орбита, инопланетянин, грунт, метеорит
Признаки: солнечный, земной, звездный, космический, далекий, светлый, яркий, темный.
Действия: летать, приземляться, светить, сверкать.
Атрибуты:
- обмундирование космонавтов (скафандры, шлемы, приборы для сбора материла с планеты)
- костюм для инопланетянина;
- пазлы и материалы для создания ракеты;
- костюмы для конструкторов, лаборантов, врачей;
- приборы и материал для исследования и проведения опытов, медицинское оборудование и инструменты, фотоаппарат;
- мини-дендрарий, мини-зоопарк.
Состав ролей и игровых действий:
- руководитель полета (диспетчер) – руководит полётом с центра управления полетами;
- капитан корабля – отдаёт приказы, держит связь с руководителем по полёту;
- бортинженер – выполняют приказы капитана корабля, следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетянина;
- лаборанты – проводят опыты, сообщают инопланетянину о результатах исследования грунта, воды и воздуха, дарят подарки инопланетянину;
- главный научный сотрудник – руководит за ходом проведения опытов
- репортер и оператор – берут интервью, снимают на камеру все происходящее.
Ход игры:
Всех детей воспитатель собирает на середине группы, все атрибуты приготовлены в разных местах группы, доступных детям.
I. Создание игровой ситуации.
Эпизод 1.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то обнаружила, в нашем почтовом ящике видео письмо. (Запись: SOS). Как вы думаете, что оно обозначает? (Предположения детей).
Воспитатель: Да, ребята, это сигнал SOS. SOS - международный сигнал бедствия (Спасите наши души) говорит о том, что кому-то нужна наша помощь. Давайте посмотрим кто нуждается в нашей помощи.(Запись: Говорит инопланетянин на непонятном детям языке)
Воспитатель: Как вы думаете о чем он говорит? (Инопланетянин просит помощи. " Помогите, помогите!!! Планета Зеленуха в опасности! Помогите, помогите, помогите, кто может!!!" ) (Слайд1)
Воспитатель: Поможем Инопланетянину? (Да!)
Эпизод 2.
Воспитатель: Как мы можем помочь инопланетянину? (Ответы детей)
(Воспитатель подводит детей. Снарядить космическую экспедицию, провести лабораторные исследования).
Воспитатель: Как же нам попасть в космос? (Построить летающую тарелку, космический корабль и т. д. )
Воспитатель: А без кого не полетит ракета? Какими должны быть космонавты? (Здоровыми, сильными, спокойными, умными)
Воспитатель: Кто перед полетом проверяет космонавтов? Какими должны быть врачи? (Аккуратными, вежливыми, внимательными)
Воспитатель: Дети, а кто готовит ракету к полету? (Ракету к полету готовят инженеры-конструкторы) Какими они должны быть? (Аккуратными, ответственными)
Воспитатель: А люди , каких профессий нам еще понадобятся. Они нам необходимы для проведения опытов и исследования неземных веществ (воды, грунта, воздуха) ? (Ученые, лаборанты) Какими они должны быть? (Аккуратными, старательными)
Воспитатель: Подумайте, кто нам еще необходим. Люди этой профессии очень любознательны и всегда находятся в курсе всех событий. (Репортер и оператор)
Воспитатель: Кто будет управлять полетом , принимать информацию с космоса и передавать на корабль. (Диспетчер или руководитель полетов.)
Воспитатель: Люди, каких профессий нам нужны мы определились, но можем ли мы сразу сейчас начать нашу игру? Что нам нужно сделать? (Распределить роли)
Воспитатель: Кого из детей выберем в космонавты? (Дети предлагают).
Воспитатель: А кто же будет связываться с Землёй, отдавать приказы команде? (Миша - капитан корабля). Значит Саша будет бортинженером. Что делает бортинженер? Внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки, фотографирует интересные моменты.
Воспитатель: Кого мы можем выбрать врачом? (Дети предлагают).
Воспитатель: Кто будет инженерами-конструкторами и лаборантами? (Дети предлагают).
Воспитатель: Кто у нас будет брать интервью и снимать на камеру все происходящее? (Дети предлагают).
Воспитатель: Кто будет диспетчером и научным руководителем лаборатории?
Дети: Должны быть взрослые.
Воспитатель: Роли распределены, нам надо придумать, как будет называться наш космический корабль? (Звезда)
II. Игровая ситуация.
И так начинаем игру. Всем участникам игры предлагаю занять свои места и подготовить рабочие места.
- Конструкторский центр. Готовы?
- Медицинский центр. Готовы?
- Космонавты готовы?
Дети занимают свои места.
Конструкторский центр.
Дети приступают к строительству ракеты:
- собирают пазлы;
- по рисунку собирают макет ракеты..
Руководитель полёта: Конструкторский центр! Ракета к полету готова?
Ребенок: Ракета к полету готова!
Медицинский центр.
Шохина и Ульяна приглашают космонавтов в кабинет на осмотр. После осмотра Шохина говорит.
Руководитель полёта: Медицинский центр! Космонавты к полету готовы?
Ребенок: Космонавты к полету готовы!
Руководитель полёта: Главный конструктор проведите космонавтов к ракете!
(Космонавты по дорожке идут к ракете, занимают свои места).
Руководитель полёта: Объявляю, трёхминутную готовность!
Капитан: Есть трёх минутная готовность!
Руководитель полёта: Экипаж к полёту в космос готов?
Капитан: Экипаж к полёту в космос готов!
Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! Начинаю обратный отсчет. 3-2-1! Пуск.
Капитан: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).!!!!
Руководитель полёта: Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?
Капитан: Слышим нормально. перегрузок нет.
Капитан: Отошла первая ступень ракеты.
Бортинженер: Скорость 3 метра в секунду.
Капитан: Отошла вторая ступень ракеты.
Бортинженер: Скорость 6 метров в секунду.
Капитан: Отошла 3 ступень ракеты.
Бортинженер: Скорость 8 метров в секунду. Это космическая скорость.
Руководитель полёта: Вы в космосе. Отстегните ремни. Посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите? (Солнце и планеты). ( Слайд 2)
Руководитель полёта: Вы входите в зону метеоритов. Включите торможение. Склоните голову к коленям. (Слайд 3)
Капитан: Вижу планету Зеленуху. Держать курс на планету Зеленуха. ( Слайд 4)
Бортинженер: Есть держать курс на планету!
Руководитель полёта: Включить торможение. Вы приземляетесь.
Бортинженер: Есть включить торможение.
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля! Приготовить приборы для исследования планеты.
Капитан: Есть приготовиться к выходу из корабля! Слайды (5,6)
Руководитель полёта: Прием! Прием! Пробы грунта, воды, воздуха взяты?
Капитан: Пробы грунта, воды, воздуха взяты.
Руководитель полёта: Внимание, экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле! Вы летите на Землю.
Капитан: Есть занять свои места.
Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начинаю отсчёт времени: 3-2-1– Пуск!
Капитан: Есть пуск! (Звучит музыка!!!!)
Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!
Капитан: Есть, приготовиться к приземлению!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Капитан: Есть, приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!
Космонавты выходят из ракеты. Их встречают научный руководитель и лаборанты, забирают материал для исследования.
Руководитель полёта: Космонавты приглашаются в медицинский центр для осмотра.
Научный центр.
Лаборанты проводят опыты.
1 опыт.
2 опыт.
3 опыт.
Руководитель полёта: Медицинский центр. Космонавты здоровы?
Ребенок: Космонавты здоровы. Чувствуют себя хорошо.
Руководитель полёта: Научный центр результаты исследования готовы?
Ребенок: Результаты исследования готовы.
Руководитель полёта: Просим вас познакомит нас с результатами.
(Дети вместе с научным руководителем знакомят с результатами исследования)
1. Вода и воздух чистые и пригодны для жизни.
2. Грунт заражен.
Руководитель полёта: Хорошо! У нас в центре есть беспилотная ракета и мы на ней отправим все необходимое для восстановления жизни на планете Зеленуха. (Слайд 4)
III. Выход из игры.
Руководитель полёта: Уважаемые космонавты и сотрудники центра полетов приглашаю вас собраться в зале на пресс-конференцию.
Подведение итогов. (Ребенок-репортер берет интервью у всех участников игры)
- Какова была цель полета?
- Справились с заданием? Почему? Что нам в этом помогло?
- Какие центры работали ? (Конструкторский, медицинский, научный центры)?
- Что вы можете сказать о работе этих центров?
- Спасибо! Я обязательно напишу о вас статью и пришлю журнал в центр. До свидания!
Воспитатель: Вам понравилось играть? Что больше всего запомнилось? Какие сюжеты космической игры вы бы могли предложить?
Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"
Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....
Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"
План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....
Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.
Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...
Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...