Статья на тему "Особенности периода раннего возраста"
статья
Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cnfnmb.docx | 9.76 КБ |
statya_ranniy_vozrost.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Особенности периода раннего возраста
Составила воспитатель: Махмудова Эльмира Магомедовна
Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует будущего гражданина, прививая детям полезные навыки и привычки , давая знания ,формируя поведение и нравственные черты личности.
Воспитание – кропотливый процесс требующий от педагога умения понимать детей и их особенностей, используя методы индивидуального воздействия на них. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога и ребенка.
Воспитатель - главная фигура в дошкольном учреждении:
1.Он должен любить детей , так как воспитание- длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.
2.Он должен иметь разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка , помогать ему познавать окружающий мир.
3.Он призван быть авторитетом для детей и их родителей и вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания.
2. Особенности периода раннего возраста
Ранний возраст- это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для детей раннего возраста характерен быстрый темп : интенсивно увеличивается рост и вес ребенка усиленно развиваются все функции организма. Однако развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне как низкая сопротивляемость организма заболеваниям, что отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому укрепление здоровья маленького ребенка--важная задача воспитания в раннем детстве.
В раннем возрасте особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. Поэтому необходимо создавать все условия для уравновешенного поведения детей, охранять их нервную систему.
У детей раннего возраста преобладают возбуждения над тормозными процессами. Маленькие дети не переносят ожидания пищи ,ограничения в движениях ;поэтому в детских дошкольных учреждениях введен принцип последовательного ,постепенного проведения всех режимных процессов, который позволяет обслуживать каждого ребенка индивидуально.
В раннем возврасте важно обеспечить физическое умственное нравственное и эстетическое развитие детей.
3.Сущность, содержание, принципы, формы и средства воспитания детей раннего возраста.
Воспитание- процесс двусторонний. Оно достигает эффекта ,если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя ,стремится их выполнить. В основе этого лежит понимание ребенком разумности предъявляемых требований ,их справедливости и обоснованности. Результатом воспитания является обеспечение общего развития ребенка.
Воспитание включает в себя:
Физическое воспитание- закладывает основу здоровья ,оберегает ребенка от заболеваний, переутомления, воспитывает выносливость. Оно дает положительный результат при правильной организации питания и режима закаливания ,массажа ,гимнастики, подвижных игр.
Умственное воспитание- включает сенсорное развитие , формирование мышления, речи , памяти, внимания ,ориентирование в окружающем мире. Осуществляется оно в процессе игр ,занятий, самостоятельной деятельности детей во время прогулок.
Нравственное воспитание- включает развитие эмоций , поддержание у детей хорошего настроения.
Эстетическое воспитание- воспитание у детей способности воспринимать и любить прекрасное в окружающем.
Основные принципы современного дошкольного воспитания :
1.Развивающий-обеспечивает становление личности ребенка и раскрытие его индивидуальных способностей.
2.Фундаментальность воспитания- комплексное решение задач по охране здоровья, жизни детей, всестороннее развитие на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
3.Всестороннее развитие личности ребенка, его способностей: позновательных ,коммуникативных, творческих ,регуляторных.
4.Развивающее обучение- правильно организованное обучение ведет за собой развитие.
5.Развитие-результат успешности воспитания и обучения детей.
6.Принцип культуросообразности- учет национальных ценностейи традиций в образовании , восполнении недостатков духовно--нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
7.Преемственность воспитания- обеспечение традиционных сторон воспитания: физического ,умственного, нравственного, эстетического, трудового в сочетании с познавательным, социальным и личностным развитием ребенка.
Каковы же средства воспитания детей раннего возраста.
Физическое воспитание- включает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание бодрого жизнерадостного настроения ,профилактика негативных эмоций и нервных срывов ,совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие , формирование основ физической культуры.
Физическое воспитание детей включает в себя режим дня и утреннюю гимнастику, выработку правильной осанки, обучение движениям и двигательным действиям ,правильной ритмичной ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбегу, метанию, лазанию, движениям с мячом, выполнению различных физических упражнений на основе словесного описания, показа и под музыку, что позволяет воспитать у ребенка ловкость, быстроту, выносливость, силу, координацию движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Умственное воспитание предусматривает развитие у детей раннего возраста внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, любознательности, а также умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Умственное воспитание осуществляется на основе формирования у ребенка целостной картины окружающего мира, развития интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, ознакомления с предметами быта, формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем окружении, о родственных отношениях и др. Умственное развитие детей осуществляется как на занятиях, так и в повседневном общении с ребенком. Занятия для умственного развития детей должны носить комплексный характер и восприниматься ребенком как естественное продолжение игровой деятельности.
Нравственное воспитание предусматривает воспитание у детей раннего возраста гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, дому, городу и др. Собирая пирамидку ,матрешку ,закрывая коробочку, застегивая пуговицы, завязывая шнурки ,ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками ,цветом , формой, величиной. Автодидактические игрушки ,в частности, матрешки побуждают малыша соотносить их детали по какому-то конкретному признаку.
Опыт показывает, что сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.
4. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Одним из важнейших элементов воспитания является сенсорное воспитание или развитие .
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка основных видов чувствительности .Сенсорное развитие детей раннего возраста необходимо осуществлять, соблюдая последовательность от простого к сложному. Например, ставится конкретная задача – познакомить детей с некоторыми вещами и игрушками , которые находятся в игровой комнате. В процессе решения этой задачи дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их ,определять их свойства , играть с ними.
На первых порах дети показывают предмет , приносят его по просьбе воспитателя. Затем от детей требуется правильно назвать предмет и действовать с ним .Так постепенно у детей развивается восприятие и ощущение.
Восприятие- отражение предметов ,явлений ,процессов и их свойств при воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. Ощущение- отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.
Важнейшими видами восприятия является восприятие пространства- то есть удаленности предметов , формы и величины и времени -формирование биоритма (сон-бодрствование, день-ночь, утро- вечер, сутки, неделя, и др.) Кроме этого к видам восприятия относят: восприятие художественных произведений , восприятие рисунка, понимание средств выразительности, умение дать эстетическую оценку, восприятие литературных произведений разных жанров , понимание содержания и восприятие образов героев , мотивов их , языковых особенностей произведений. Особое значение здесь имеет развитие слушания и восприятие сказки , умение различать реальную и сказочную действительность, единство нравственного и эстетического в восприятии и понимании сказки.
По мере того, как ребенок овладевает речью, он не только узнает и различает предметы, но и называет их.
У детей раннего возраста способность сосредоточиться , внимательно слушать только начинает формироваться . В силу свойственной детям подвижности, им трудно длительное время сидеть спокойно ,не отлекаться; всякое однообразие их утомляет. Поэтому длительность занятий с детьми раннего возраста не должна быть более 10-12 минут.
5.Особенности организации режима ребенка и методика режимных моментов в группах раннего возраста.
Важнейшим условием рациональной жизни детей раннего возраста является режим дня . Режим- это соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей распределение в течении суток процессов бодрствования ,кормления , сна и их чередование, а также смену видов деятельности во время бодрствования.
Правильный режим обеспечивает: укрепление здоровья детей их нормальное физическое и нервно-психическое развитие. С возрастом увеличивается работоспособность нервной системы т.е. способность активно бодрствовать определенный период времени, что и лежит в основе изменения режимов в раннем возрасте.
Для всех детей раннего возраста рекомендуется единый режим дня. Непрерывная продолжительность бодрствования составляет 5,5-6 часов . Дневной сон -1раз в день -2,5-3часа.Сон в течении суток –не менее-12,5-13часов, ночной сон -10часов. Значительное место в режиме дня у детей этой возрастной группы занимает время для гигиенического ухода за детьми .
Режимный процесс включает :
1.Утренний прием детей .
2.Организация питания -4-х разовое с интервалами в 3,5-4часа. Перед едой--туалет и мыть руки.
3.Организация сна - перед сном помещение необходимо хорошо проветрить, температура воздуха 18-20градусов.
4.Организация прогулки –должна быть достаточно длительной по времени :не менее-1 часа 50мин. -в первой половине дня и1 час 30 мин.-во второй .Зимой гулять можно до-15-16градусов. Летом время прогулок увеличивается.
5.Организация занятий- в игровой форме с широким использованием наглядных материалов.
6. Особенности организации обучения детей раннего возраста.
При работе с детьми раннего возраста жизни выделяется круг таких знаний и умений, усвоение которых должно происходить в процессе организованных занятий .Занятия дают возможность систематизировать знания и умения, которые формируются у ребенка в процессе игр наблюдений общения со сверстниками и взрослыми. Обучение осуществляется в процессе организованной воспитателем предметной игровой деятельности.
С детьми раннего возраста занятия проводятся 2 раза в день. Длительность занятй 10-15 минут. Проводятся занятия утром и вечером. Наряду с занятиями в группе планируются наблюдения на прогулках за окружающим, подвижные и дидактические игры. Большая часть занятий проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Большой эффект дают занятия, содержание которых связано с самостоятельной деятельностью детей – игрой.
Обучение детей раннего возраста должно быть наглядно-действенным. Предметная наглядность( предметы, игрушки, явления природы) или графически-образная наглядность ( картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью занимающихся детей. Таким образом, малыши не только смотрят и слушают воспитателя, но и действуют под его контролем и говорят. Например, при занятии с матрешками Вначале воспитатель показывает большую и маленькую матрешку. Дети смотрят и слушают. Затем воспитатель просит всех поднять и показать большую матрешку и т.д.
7. Особенности организации работы группы, комплектование, требования к оборудованию помещения и участку для групп раннего возраста.
Работа группы детей раннего возраста в детском саду начинается с утреннего приема детей. Приветливая встреча влияет на настроение и дисциплинированность детей. При приеме детей следует обратить внимание на их внешний вид. После приема детей проводится утренняя гимнастика. Затем идет подготовка к завтраку: расставляются столы и стульчики. По 5-6 человек дети идут умываться. Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение. Принимать пищу следует в чистой, хорошо проветренной комнате. Очень важны сервировка стола и удобная приятная посуда. Во время еды должен поддерживаться порядок. Воспитатель следит за тем, чтобы дети съедали положенную им порцию и приучались культурно есть. Затем наступает время прогулки, которая имеет большое значение для физического развития, так как прогулка – это доступное и первое средство закаливания организма, которое способствует повышению выносливости, устойчивости к простудным заболеваниям. Во время прогулки дети много двигаются и играют. Прогулка способствует также умственному развитию детей, в процессе которой дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем их мире. Большое значение для для здоровья детей имеет правильно организованный дневной сон, к которому нужно выработать у детей положительное отношение . Следует также правильно организовать досуг детей: игры, музыкальные занятия, чтение книг, рисование, лепка и др. Заканчивается день в саду передачей детей родителям и при необходимости беседой с ними.
Группа детей раннего возраст комплектуется детьми в возрасте от2-х до 3 –х лет.Каждая группа должна иметь чистые, достаточно просторные помещения с необходимым оборудованием для проведения всех режимных элементов. Должны быть комнаты для игр, для сна, туалетная и приемная. В умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин. В групповой комнате –столы и стульчики для приема пищи, а также следует иметь удобные места для различных видов деятельности: полочки с книгами, игрушками, шкафы ит.д. Мебель должна соответствовать росту детей и быть безопасной.
Участок детского сада должен быть спланирован и оборудован в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. На участке должно быть много зелени. Желательно, чтобы каждая группа детей раннего возраста имела отдельный участок, отгороженный от других групп кустарником. На участке выделяются места для подвижных игр и развития движения детей, для игр с песком , водой и творческих игр с различными игрушками. На участке должны быть заборчики для лазания, бревно для упражнений в равновесии, горка, инвентарь для прыжков и метания. Игровые площадки должны заканчиваться дорожками для катания на велосипеде.
8.Заключение.
Всестороннее комплексное развитие детей раннего возраста в дошкольном учреждении зависит от личности воспитателя и его компетентности. Основу стиля общения составляют: понимание, принятие и признание личности ребенка. Понимание означает умение видеть ребенка изнутри, способность видеть мир с двух точек зрения: своей и ребенка, то есть уметь читать мотивы его поведения. Принятие означает положительное отношение к ребенку, его индивидуальности. Признание – это право ребенка в решении проблем. Ребенок всегда должен иметь совещательный голос.
Современное воспитательное воздействие должно полностью исключать риск нанесения ребенку душевной травмы.
Девизом воспитателя должно стать: «Не навреди», «Верь в силы ребенка», «Сохрани»
Доброжелательность, юмор, умение прощать и вступать в позицию ребенка,
Обеспечить психологическую защиту перед неудачей, насмешкой-все
это создает атмосферу контакта взрослого и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста
Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...
Создание комфортных условий в адаптационный период (ранний возраст)
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям...
Закономерности периода раннего возраста.
Раннее детство - это период интенсивного физического и психического развития.Причём быстрый темп развития осуществляется на неблагоприятном фоне-недостаточной морфологической и функциональной зрелости...
Особенности развития и воспитания детей в период раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
Обмен опытом «О проведении мероприятий в летний оздоровительный период» (ранний возраст)
Летняя оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровьесберегающего режима, предупреждение заб...
Возрастные особенности. Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Возрастные особенности. Период раннего возраста (от 1 до 3 лет) Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становлени...
Статья "Игры для детей раннего возраста на период адаптации к детскому саду"
Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям особенно актуальна в наше время. Дети, впервые поступающие в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть....