Создание комфортных условий в адаптационный период (ранний возраст)
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым и плаксивым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_komfortnykh_usloviy_igry_na_splochenie.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание комфортных условий в адаптационный период
(первая младшая группа)
Встреча с малышом
Много времени и сил в этот период педагогу придется уделять формированию у детей навыков самообслуживания. В новых условиях даже те дети, которые дома сами ели, одевались, пользовались горшком, могут начать просить покормить их, помочь одеться. В этом проявляется подсознательное желание ребенка проверить, готовы ли взрослые заботиться о нем, любят ли они его. Поэтому педагог никогда не должен отказывать малышу в помощи. Если ребенок будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет делать сам все, что умеет.
Не следует проявлять воспитательную настойчивость и родителям - пусть они помогают малышу в том, о чем он просит. Однако тех детей, которые просто не умеют что-то делать, надо терпеливо и настойчиво учить, одновременно помогая им. Ребенок должен чувствовать, что вы учите его не для того, чтобы он не докучал вам своими просьбами, а для того, чтобы он умел все делать сам, как большой. Поэтому-то обучение должно ,всегда сочетаться с помощью. Каждое прикосновение рук педагога должно быть приятно ребенку. Одевать, причесывать, кормить детей надо ласково. Желательно постоянно разговаривать с детьми. Если в игровом уголке ребенок сам выбирает любой предмет для исследования и взрослые не вмешиваются в его выбор, то с предметами «личной собственности» необходимо каждого ребенка знакомить специально.
«Домик для твоей одежды»
При первом знакомстве со шкафчиком ребенок вместе с воспитателем и родителями обходят раздевалку, рассматривают яркие картинки на стенах, проходят вдоль шкафчиков. «А это шкафчики, - говорит воспитатель, - маленькие домики. В них живут туфельки и сапожки, кофточки и шапочки, курточки и шубки (то есть учитывается сезон года). Они приходят сюда вместе с ребятами. Посмотри». Воспитатель стучит в шкафчик и спрашивает разрешение открыть его, затем шкафчик открывают, в нем висит детская одежда. «Знаете, - обращается воспитатель к родителю и малышу, - сегодня здесь проехала маленькая машина (пробежала куколка, проскакал зайка .. .). Давай поищем ее (обращается к ребенку). По-моему, она спряталась в какой-то шкафчик».
Воспитатель, родитель и малыш открывают 2-3 шкафчика, а в 3-4-м находят игрушку. Эту игрушку заранее по просьбе воспитателя родители приносят из дома. Воспитатель берет игрушку в руки и разговаривает с нею: «Какая ты красивая, машинка, ( ... ). Откуда ты к нам приехала (прискакала ... )? Из (имя ребенка) дома. А почему ты приехала сюда?. Ты узнала, что (имя ребенка) идет в детский сад, и тебе тоже очень захотелось приехать сюда. А почему ты спряталась в этом шкафчике?. Ты заранее выбрала этот красивый шкафчик с (название эмблемы шкафчика) для (имя ребенка). Конечно, машинка, иди сюда, (имя ребенка) будет складывать и вешать на крючок свою одежду».
Далее воспитатель предлагает ребенку и его родителю раздеться и пройти в группу. При этом необходимо помнить, что ребенка нельзя заставлять раздеваться и, если он отказывается, не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил (поместил) в свой шкафчик хоть какой-нибудь предмет своей одежды (шапочку, курточку, обувь ... ).
«Кроватка ждет тебя, малыш!»
Прежде чем показать ребенку его кроватку, необходимо провести небольшую подготовку. Для начала педагог выясняет, с чем и как любит засыпать ребенок дома (выясните ритуал укладывания: помогает ли ему песенка и какая, приговаривают ли что-то родители и что именно, засыпает ли малыш с любимой игрушкой…).
На отведенной для малыша кроватке разбирают постель: откидывают уголок одеяла, взбивают подушку. На стульчик рядом с кроваткой сажают мягкую игрушку (желательно, чтобы это был тот же персонаж, с которым ребенок засыпает дома). Теперь все готово!
Пригласите малыша с его родителями пройти еще в одну комнату группы. «Это спальня, - говорит воспитатель, - здесь живут кроватки, одеяла, подушки. Каждая кроватка ждет своего хозяина. Она его согреет и усыпит. Мягкая подушка ласково прижмется к твоим щечкам; одеяло накроет ручки, ножки, животик ... и будет согревать их. Спи, малыш, засыпай!»
Воспитатель обращает внимание вошедших на разобранную постель: «Смотрите: эта кроватка ждет кого-то. И подушка приготовилась и одеяло приветливо раскинулось ... А это кто? (Берет в руки игрушку.) Что ты здесь делаешь, машинка (зайка, мишка… .)? Поспать захотела? А что же не ложишься? Ждешь кого-то? А, я все поняла: вы все ждете (имя ребенка), приглашает его к себе ... (имя ребенка), смотри: постель и зайка ждут только тебя! (Имя ребенка), ты пройдешь к зайчику? Поспишь с ним в своей постельке?»
Обязательно попросите ребенка присесть на край кроватки и погладить одеяло. Можно предложить ему положить голову на подушку: «Удобно ли тебе, (имя ребенка)? А как приятно подушечке! Как хорошо! Какие у (имя ребенка) ласковые ручки, теплые щечки!». При этом родитель малыша сидит рядом на стульчике.
В заключение воспитатель передает в руки малыша игрушку, предлагает ему уложить зайку в кроватку, укрыть одеялом. Говорит: «Спи, зайка! Засыпай! Скоро и (имя ребенка) придет к тебе в свою постельку».
Занятие «Листопад»
Задачи:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей.
Материалы:
Большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка).
Ход игры:
Приветствие.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что происходит окном. Он обращает внимание малышей на пpимeты осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо).
Воспитатель: - Ребята, представьте, что мы идем гулять в осенний лес.
Дети выстраиваются в колонну.
Воспитатель: - Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ, (Дети идут друг за другом, повторяют движения Прямо по дорожке: топ-топ-топ. за воспитателем)
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Дождик и солнышко».
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья.
Как только воспитатель включает магнитофон с аудиозаписью звуков дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит воспитатель или родитель, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Воспитатель может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подставлять руки, чтобы их поймать.). Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель включает магнитофон с аудиозаписью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку.
Воспитатель: - Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как «танцуют» листочки на ветру.
Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.
Воспитатель читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, (Дети кружатся, изображая листочки.)
Листопад, листопад, (Подбрасывают листочки вверх.)
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро станет голым сад. (Ложатся на пол и слушают музыку.)
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Воспитатель прощается со всеми до следующей встречи.
Занятие «Зайка»
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений;
- развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности.
Материалы:
Мягкие игрушки - заяц и лиса; магнитофон, кассета с аудиозаписью веселой плясовой музыки.
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель: - Какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - Правильно, зима. А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков? А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега - и начнем лепить.
Все изображают, будто сгребают снег ладошками, воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движения, дети повторяют за ним.
Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом,
и как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайка вышел как живой:
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни:
Из соломинок они,
Длинные, блестящие,
Словно настоящие.
(Дети имитируют лепку.) (Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове.) (Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо.)
(Ритмично хлопают в ладоши.) (Приседают, качают головой.)
(Показывают усы, грозя указательным пальцем.)
(Ритмично хлопают в ладоши.)
Воспитатель показывает детям игрушечного зайца.
Воспитатель теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз, два, три, зайчик, оживи!».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Смотрите, ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть.
Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения.
Дети повторяют за ним.
Зайка серенький сидит (Дети садятся на корточки, прикладывают кисти рук
И ушами шевелит. к голове, сгибают ИХ И разгибают.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (Встают, ритмично хлопают в ладоши.)
Надо лапочки погреть:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Прыг-скок, прыг-скок. (Прыгают на месте.)
Воспитатель показывает игрушечную лису.
Воспитатель: - Зайчикам нужно быть осторожными. Beдь где- то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит.
Воспитатель включает и выключает магнитофон с аудиозаписью веселой плясовой музыки несколько раз, по окончании игры хвалит детей.
Воспитатель: - Замечательно, ребята! Вы были очень внимательными и осторожными зайчиками. Лиса убежала.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Воспитатель: - Зайчику тоже надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще!».
Занятие «Мишка»
Задачи:
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
- развитие координации движений, внимания, речи и воображения.
Материалы: игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с аудиозаписью пения птиц.
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель показывает игрушечного медвежонка Мишку и просит детей внимательно послушать, что он скажет.
Мишка (говорит воспитатель держа игрушку-медвежонка в руках). «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя Топтыгин. А как вас зовут?
Дети называют свои имена и кто может фамилии, пожимают Мишке лапку.
Мишка.- Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг - это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге?
Ребенок, играющий роль медвежонка, берет игрушку-мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза.
Воспитатель и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:
Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Громко не кричите,
Мишку не сердите,
Тихо подходите,
Ласково будите.
Дети и воспитатель подходят к медвежонку и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). Медвежонок открывает глаза и улыбается.
Воспитатель: - Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.
Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки.
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель включает магнитофон с аудиозапись пения птиц. Дети ходят вокруг медведя, напевая песенку:
У медведя во бору я гуляю и пою,
Медведь, вставай, из берлоги вылезай!
Медведь: Ну, пора мне вставать, пора шишки собирать. Спасибо за то, что разбудили!
Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения.
Дети повторяют за ним.
Мишка косолапый по лесу, (Дети имитируют походку медведя.)
Шишки собирает, песенки поет (Наклоняются, делая вид, что собирают шишки.)
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб, (Хватаются за лоб)
Мишка рассердился
И ногой – топ! (Топают ногой).
Медведь: Ой, ребята, я устал. Спасибо, что пригласили меня поиграть. До свидания!
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Занятие «В гостях у Зайчихи Ляли»
Участники: Воспитатель, родители (мама), дети.
Задачи:
- создать благоприятную психологическую обстановку в группе;
- пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
- привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;
- учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Материалы: магнитофон, кассета; мягкие игрушки - лиса и заяц; морковка.
Ход занятия:
Дети и их родители находятся в игровой зоне. В гости приходит Зайчиха.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто пришел! (Воспитатель показывает игрушку-зайца.)
Зайчиха (говорит воспитатель, изменяя интонацию голоса) - Здравствуйте, ребята, я Зайчиха Ляля - хозяйка детского сада. Очень рада я, что вы ко мне в гости пришли.
Воспитатель: - Давайте поздороваемся с хозяйкой и пожмем ей лапу.
Зайчиха (Воспитатель держит в руках игрушку-зайца) подходит к каждому ребенку, пожимает руку и знакомится. Если ребенок не называет свое имя, то за него это делает мама.
Воспитатель: - Ребята, мы Зайчихе пожимали лапку, а кто знает, где у нее глазки? А у вас где ушки, носик? Дети отвечают.
Воспитатель: - Молодцы!
Зайчиха : - Я очень люблю играть, давайте вместе поиграем.
Воспитатель: - Давайте, ребята, повторяйте за мной:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг да скок.
Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель: - Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.
Ребята, кого испугался зайка (показывает игрушку-лису)?
Зайки очень боятся лисы и убегают от нее, чтобы она их не поймала.
Игра «Лиса и заяц».
Воспитатель: - Ребята, давайте превратимся в зайчиков. Хлопнем 3 раза в ладоши и станем зайками. Зайки веселятся, прыгают на полянке, но как только появится лисичка, убегают в норки к своим мамам.
Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель: - Так трудились с зайкой мы,
Что устали сами.
Отдыхать теперь пойдем
На коленки к маме.
Воспитатель включает магнитофон со спокойной музыкой.
Воспитатель: - Ребята, давай скажем Зайчихе Ляле спасибо, что поиграла с нами! До свидания!
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, кто приходил в гости и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Занятие «Прогулка в лес»
Участники: воспитатели, родители, дети.
Задачи:
- развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;
- познакомить с вариантами взаимодействия родителей 'с детьми (играми).
Оборудование: машина; мягкая игрушка-мишка, аудиозаписи из мультфильма «Умка», магнитофон.
Ход занятия:
В игровую комнату к ребятам «заезжает» на машине Медведь (Мишка).
Воспитатель: - Между сосен и берез
След остался от колес.
Это мишка косолапый
В детский сад грибы привез.
М и ш к а (его роль исполняет воспитатель, изменяя голос, держа руках игрушку-медведя). Здравствуйте, ребята! Я зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Воспитатель: - Ребята, где ушки, где лапки? Как рычит мишка?
М и ш к а: - А вы знаете, где я живу?
Дети: Да, в лесу.
М и ш к а: - Да, я живу в лесу. Пойдемте ко мне в гости в лес.
Мамы берут за руки своих детей.
Воспитатель: - У медведя ноги большие, толстые. Большие ноги идут по дороге - топ-топ, топ-топ. А У ребят ножки маленькие. Маленькие ножки бегут по дорожке - топ-топ, топ-топ.
Воспитатель предлагает мамам и детям изобразить, как тяжело, медленно идут по дороге «большие ноги» и как легко и быстро бегут по дорожке «маленькие ножки».
Игра повторяется 2 раза.
М и ш к а: - Мы пришли ко мне домой, в лес. Будем веселиться и танцевать.
Воспитатель: - Вот добрый, толстый мишка
Из леса к нам пришел.
Он пляшет и поет,
Малышей танцевать зовет.
Воспитатель включает аудиозапись из мультфильма «Умка»
Дети танцую с мамами и воспитатель с Мишкой.
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться из леса, дорогу знает только Мишка. Мишка, мы у тебя погостили, помоги нам, пожалуйста, выбраться из леса!
М и ш к а: - Долго – долго мы гуляли,
Все давно уже устали.
Друг друга за руки возьмем
И домой пойдем.
Мишка благодарит детей и родителей за прогулку и «уходит».Дети говорят «спасибо» и «до свидания».
Дети и взрослые вспоминают, с кем встречались дети и куда ходили. Обсуждают, что им больше всего понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление качеством образовательной деятельности через создание комфортных условий в ДОУ
В данной работе предлагаю работу по управлению качеством образовательной деятельности через создание комфортных условий в ДОУ...
"Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья детей в ДОУ и в семье"
По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50% зависит от собственного образа жизни, на 20% — от окружающей среды, на 20% — от наследственности и на 10% — от уровня здрав...
Создание благоприятных условий способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
В статье рассмотрены вопросы использования современных технологий в период адаптации...
«Современный подход при создании комфортных условий в период адаптации».
Игры в период адаптации....
Создание домашних комфортных условий в адаптационный период
Помните, от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день....
Тема: «Создание благополучных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми...
23.08.23 Картотека игр в адаптационный период (ранний возраст)
23.08.23 Картотека игр в адаптационный период (ранний возраст)...