МАСТЕР – КЛАСС «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
методическая разработка (старшая группа)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на мастер-классе на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Это говорит о том, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rms.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на мастер-классе на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Это говорит о том, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений
А Вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент?
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum»,что переводится как «проба, опыт»
Это возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести практический опыт.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру.
Можно выделить следующие этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
- постановка проблемы (задачи);
- поиск путей решения проблемы;
- проведение опытов проблемы;
- фиксация наблюдений;
- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.
На данном этапе, руководствуясь ФГОС ДО, в своей работе, я использую системно-деятельностный подход, потому что он как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые педагоги, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.
И сейчас мы приступим к практической деятельности. Данные опыты вы можете использовать в своей практике, а также в работе с родителями.
Я предлагаю вам окунуться в мир детства и хочу представить вашему вниманию как можно легко, в игровой непринужденной форме познать, казалось бы, необыкновенные свойства обыкновенных предметов.
ИТАК, приглашаю вас в «Путешествие в страну воздушных шаров»
Шарик, шарик наш воздушный,
Непоседа непослушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Вправо – шарик, влево – шарик,
Мой светящийся фонарик!
Дай, тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!
Шар красивый, шар воздушный!
Верю будет он послушным.
И на нём давайте все полетим к своей мечте!
Ну, вот мы и на месте. Посмотрите, на столах лежат разнообразные предметы, с помощью этих предметов мы сможем исследовать свойства воздушных шаров.
Обратите внимание у вас на столе лежит игольница с иголками, как вы думаете, какой эксперимент можно провести с этими предметами?
Свойства резины хотим мы узнать
С шариком злую шутку сыграть.
Вот мы иголочку в руки берём
Шарик мы быстро иголкой проткнём.
(протыкаем шарик возле основания, где резина не очень натянута)
Но ничего не выходит, друзья,
Шарик целехонький у меня.
Вот и второй шар я в руки возьму,
На шпажку его я сейчас насажу
«Бах» - прозвучит.
Но ошиблась я
Снова не лопнул шар у меня.
В чем здесь секрет, я скажу не тая
От плотности и натяжения резины
Все зависит, друзья.
А вы когда-нибудь встречали прыгающие хлопья? А в стране воздушных шаров, это явление никого уже не удивляет. Хотите посмотреть и вы?
Шарик воздушный мы в руки берем,
Шерстяной варежкой шарик потрем.
К хлопьям овсяным его поднесем.
Хлопья запрыгали дружно подряд,
Ведь образовался статический заряд.
(привяжите к двум шарам ниточки)
Теперь два шарика в руки берем
Снова их варежкой дружно потрем
Что же у нас получилось друзья?
Шарикам вместе быть просто нельзя
Чтоб шары соединить
Нам их нужно помирить
Друг о друга их потрем
Вот они опять вдвоем
Скажите мне, пожалуйста, что произойдет с шариком, если его поднести к огню?
Проверим? У меня на столе лежат два шара, один наполнен водой, а другой пустой. Вначале мы поэкспериментируем над шаром с водой.
1, 2, 3, 4, 5 – будем шарик нагревать…
Лопнет шарик или нет,
Опыт даст на то ответ.
Нет, не лопнул шарик мой!
А теперь возьмем пустой.
Будем этот нагревать….
Лопнул шарик, вот беда –
Теплопроводимость подвела.
В первом случае вода все тепло в себя взяла.
А, как вы думаете с помощью чего можно надуть шар? Я вам предлагаю надуть, с помощью соды и уксуса.
В бутылку уксус наливаю
А в шарик соду насыпаю,
И на бутылку надеваю.
Сода в уксус высыпается
И реакция начинается:
Углекислый газ выделяется,
А шарик наш надувается!
Вы уже убедились, что воздушные шары – удивительные предметы.
А вы умеете делать фигурки из воздуха? А из воздушных шариков?
Тогда я передаю слово моим коллегам, которые познакомят вас с технологией ТВИСТИНГА и ее использовании в системе работы ДОУ.
А в заключении своего выступления я хочу сказать, что результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны, легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.
Спасибо вам большое за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
мастер-класс...
Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...
Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....
Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Детское экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Мастер-класс по экспериментированию для педагогов...
Мастер-класс Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Цель моего мастер - класс - это повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования с детьми ...
Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...