Университет для родителей "Умные игры - умные дети"
консультация
Материал для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universitet_dlya_roditeley.doc | 35.5 КБ |
kartoteka_palchikovyh_igr._microsoft_word_3.doc | 99 КБ |
figurki_iz_paltsev_microsoft_word_10.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Университет для родителей
Тема «Умные игры – умные дети»
Подготовила
учитель-дефектолог
Пашнина Ирина Вадимовна
2017
Что такое умные игры и для чего они нужны?
Это игры на развитие речи, развитие мелкой и общей моторики кистей рук.
Что общего между развитием речи и рукой? На первый взгляд, ничего. Но это только на первый взгляд. На самом деле, на развитие речи очень влияет моторика руки. Чем лучше развита мелкая моторика руки, тем лучше развивается речь. Почему?
Так устроен наш мозг, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Так вот центры мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики руки, расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.
Так что получается, что развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.
И сегодня мы с вами познакомимся с играми и поиграем в игры, которые способствуют развитию речи и мелкой моторики кистей рук.
Первое направление – это пальчиковая гимнастика.
(презентация)
Второе направление - игры для развития мелкой моторики.
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития.
Ищем клад
Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами.
Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.
Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.
Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра.
Рисуем манкой
Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране». В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто повозиться в крупе.
Сортируем
В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача малыша — всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все действия щипчиками для сахара, например.
Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда будет развиваться и крупная моторика его ручек.
Третье направление, – это игры с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Так у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая с нашими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.
Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;
- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- развитие памяти;
-формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;
- активизация речевых процессов;
- воспитание умения работать сообща в коллективе.
Предварительный просмотр:
МОЯ СЕМЬЯ. Этот пальчик – дедушка, |
ДОМИК. Раз, два, три, четыре, пять – |
ЗА РАБОТУ! - Ну-ка, братцы, за работу! |
ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ Этот пальчик хочет спать, (ритмично сжимаем-разжимаем пальцы) |
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ |
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА Дружат в нашей группе |
ГОСТИ В гости к пальчику большому |
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК |
МЫ ТОПАЛИ Мы то-па-ли, мы то-па-ли, |
КОЛЕЧКО Медвежонок в гости шел. К рыжей белке он зашел, И на озеро, к бобру, И к ежу зашел в нору, Даже к комаришке Заходил наш мишка! Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки; |
ПЧЕЛКА Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; Я пчела, лечу, лечу, Меда сладкого хочу! Я лечу, я жужжу, Я на клевере лежу! |
НОЖКИ Ножки, ножки, Топ-топ-топ! Ножки, ножки, Шлеп, шлеп, шлеп! Раз шажок, два шажок, Догони меня дружок! Шел бобер, нес топор, Шел бобер через бор. Шел бобер через болото, Шел бобер искать работу! |
РОЖКИ Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; Я коза-дереза, Все деревни я гроза! Забодаю я рогами, Дай мне каши с пирогами! У меня крутые рожки, Дай конфеток мне немножко! |
ГЛАЗКИ Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; Глазки у волчонка, Глазки у зайчонка, Глазки у котенка, Глазки у козленка, Глазки у цыпленка, Глазки у утенка, Глазки у лисенка, Глазки у ребенка! |
УШКИ-РОЖКИ. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; У улитки-крошки Маленькие рожки. У зайчишки ушки, Ушки на макушке! |
ВЕДЕРКО Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие; Приходил Егорка, Приносил ведерко. Расплескалась вода, Лей скорей еще сюда! |
ТАРЕЛОЧКА Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу; У пушистой белочки Круглая тарелочка, У полосатой кошки Маленькая плошка! |
КРЫША Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук; Заходите к нам в домишко! Здесь живут кроты и мышки, Волк, барашек, лягушонок, Косолапый медвежонок! |
УТИ – УТИ Ути-ути, полетели, Машем руками ребёнка. На головушку сели. Кладём ладони ребёнка ему на голову. Поклевали, поклевали "Клюём» голову ребёнка его пальцами. И домой улетали. Руки с головы "слетают. |
ЛАДУШКИ — Ладушки-ладушки,Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. Хлопаем в ладоши на ударных слогах. Кашка сладенька, Гладим рукою ребёнка его животик. Бабушка добренька. Гладим рукой ребёнка его голову. Попили-поели Снова проводим рукой ребёнка по его животу. И домой улетели. "Улетаем". |
СОВУШКА-СОВА Совушка-сова, большая голова, На суку сидит, Во все стороны глядит — Руки ребёнка обнимают его лицо и плавно поворачивают голову влево-вправо. Да вдруг как полетит! "Улетаем". |
КОЛПАК Колпак под колпаком, Под колпаком — колпак. Ладони слегка согнуты. Кладём одну поверх другой (это — "колпаки"), потом меняем. |
МЫШОНОК Сел мышонок на маслёнок, Ладонь правой руки накрывает кулак левой. А маслёнок — липкий гриб. Кулак левой руки вращается вокруг своей оси. Посидел на нём мышонок Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой . И прилип, прилип, прилип. "Отрываем" ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой. |
ГУСИ-ГУСИ — Гуси-гуси! Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси. — Га-га-га! Большой палец опускается - поднимается относительно остальных. — Есть хотите? Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси. — Да-да-да! Большой палец опускается - поднимается относительно остальных. |
ОПЯТА И РЕБЯТА На пеньке Показываем "пенёк". Пять опят, Левая рука показывает пять раскрытых пальцев. У пенька Снова показываем "пенёк". Пять ребят. Правая рука показывает пять раскрытых пальцев. |
ПРИЛЕТЕЛИ ГУСИ Люли, люли, люли, |
ПРО БАБКУ "Жила-была бабка, "Руки в боки". Да жила у речки. Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку. Захотелось бабке Снова "руки в боки". Искупаться в речке. Изображаем плавание брассом. И купила бабка "Руки в боки" Мыло и мочало". Одна рука вперёд — это "мочало", другая — "намыливает". Эта сказка хороша, Я начну сначала: Правая рука в кулаке, большой палец вверх. "Жила-была бабка..." "Руки в боки". |
СОРОКА-БЕЛОБОКА Ты, сорока-белобока, "Машем крыльями". Научи меня летать, Руки вверх. Ни высоко, ни далёко - Руки в стороны. Только море увидать. Ладонь "козырьком" ко лбу. |
КУЛАЧОК Сначала выполняем упражнение одной рукой, потом — обеими синхронно. Руки ребёнка лежат на коленях ладонями вниз. Как сожму я кулачок Сжимаем руку в кулак. Да поставлю на бочок, Ставим кулак большим пальцем вверх. Разожму ладошку, Распрямляем кисть. Положу на ножку. Рука кладётся на колено ладонью вниз. |
ТУК-ТУК — Тук-тук-тук! Три удара кулаками друг о друга. — Да-да-да! Три хлопка в ладоши. — Можно к вам? Три удара кулаками друг о друга. — Рад всегда! |
МУХА Вот летела муха, Правая рука "машет" четырьмя пальцами. На варенье села, Правая ладонь шлёпается сверху на левую. Вымазала брюхо — Ладони вращаются относительно друг друга. Дальше полетела. Правая рука "машет" дальше, а левая остаётся на месте. |
ЗАСЫПАЛОЧКА На подушку головой — Ребёнок ложится. Глажу, глажу лобик свой. Поглаживаем лоб. Глазки закрываю, Закрываем глаза ладонями ребёнка. Быстро засыпаю. Руки ладонями вместе положены под щёку. Глаза закрыты. |
КУЛИЧИКИ Лепим мы куличи, Ладони кладутся крест-накрест то левой, то правой рукой сверху. Круглые, как личики. Ребёнок обводит обеими руками овал своего лица. Получи из печи Сначала раскрываем левую руку ладонью вверх, затем правую. Вкусные куличики! Взрослый кладёт сверху свою руку "горкой" сначала на левую руку ребёнка, затем на правую. |
КУЛАЧКИ Раз — кулак, Левая ладонь прямая, правая прикладывается к ней сжатым кулаком. Два — кулак. Смена рук. Ты умеешь Смена рук. Быстро так? Смена рук. |
ВОРОБЬИ И ГОРОХ Прилетели воробьишки в огород. |
ЦЫПЛЕНОК И ЗЕРНЫШКИ Взрослый говорит: «Где цыпленочек? Вот желтый цыпленочек. Он маленький, пушистый». |
МЫШКА МЫЛА ЛАПКУ Мышка мылом мыла лапку |
УГОЩЕНИЕ ГНОМОВ Стали гномы гостей приглашать ПО ГРИБЫ Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять (разогнули пальчики). Теперь поочередно сгибаем: Этот пальчик в лес пошел. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик нож достал. Этот пальчик резать стал. Ну а этот помогал. |
ЕЖИКИ Вот свернулся еж в клубок (пальчики сжаты в кулак), Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся (Указательным пальцем другой руки касаемся кулака, пальцы разгибаются и растопыриваются). |
Предварительный просмотр:
АЛЬБОМ
«ФИГУРКИ ИЗ ПАЛЬЦЕВ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
ФЛАЖОК Я в руке - флажок держу |
ЛОДКА
ПАРОХОД |
ДОМ Дом стоит с трубой и крышей, |
ОЧКИ
Бабушка очки надела . СТУЛ Ножки, спинка и сиденье -
|
СТОЛ У стола четыре ножки,
ГРАБЛИ
Листья падают в саду, |
ЦЕПОЧКА
Пальчики перебираем СКВОРЕЧНИК ДОМ ДЛЯ ПТИЦ Скворец в скворечнике живет |
ШАРИК
Надуваем быстро шарик.
КОРЗИНА В лес корзинку я беру |
КОЛОКОЛЬЧИК Колокольчик все звенит, . СОБАКА У собачки острый носик, |
КОШКА А у кошки ушки МЫШКА Серенький комок сидит |
ЗАЙКА
Ушки длинные у зайки. Из кустов они торчат. Веселит своих зайчат. ЛОШАДЬ У лошадки вьется грива, |
КОЗА У козы торчат рога, . ГУСЬ
Гусь стоит и все гогочет, |
ПЕТУХ Петушок стоит весь яркий, КУРИЦА Курочка прыг на крыльцо: |
ЖУК
Жук летит, жужжит, жужжит ПТЕНЦЫ Птичка крылышками машет |
КРАБ Краб ползет по дну, ЗАМОК Краб ползет по дну, |
СЛОН В зоопарке стоит слон. ПТИЦА Пальчики - головка, |
ВОЛК И ЛИСА Серый волк бежит по лесу, КРОКОДИЛ Крокодил плывет по речке, |
Подготовила учитель-дефектолог Пашнина И.В.
НС(к)ОШ I,II вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умные игры-умные дети
"Игра может быть просто развлечением. И это хорошо... Но игра может быть и средством развития креативности детей. Развлекаясь -развиваться! " С.Меньшиков...
Умные игры - умные дети
Информация для родителей о том, как правильно играть с детьми...
Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»
Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»...
«Умные игры для умных детей» познавательно-игровая скатерть
Игровой комплекс «Умные игры для умных детей» направлен на развитие познавательной активности и предназначен для детей 5 – 7 лет. Игра позволяет расширить, уточнить и закрепить...
"Умная среда, умные дети"
Ребенок по своей сути природный исследователь. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах пре...
Семинар - практикум «Умные игры – умные дети» в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм обучения.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного реб...
Мастер-класс для воспитателей «Логические блоки Дьенеша: умные игры - умные дети».
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса....