Мнеметехника
презентация к уроку (подготовительная группа)

Технология речевого развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litunova_oksana_vladimirovna.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Литунова Оксана Владимировна
Воспитатель
МДОУ «Детский сад №11»

МНЕМОТЕХНИКА – ТЕХНОЛОГИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Аннотация: статья посвящена методу мнемотехники, являющемуся эффективным средством познавательно -речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, способствующему сохранению самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека и в то же время обеспечивающему преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, что соответствует ФГОС ДО.

 Ключевые слова: мнемотехника, познавательно-речевое развитие, ФГОС ДО.

     Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий , главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному определению своей деятельности, к само- регулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.

     На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем раз- витии человека.

     Использование инновационных педагогических технологий открывает но- вые возможности в развитии дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играя » , заметили и доказали великие педагоги В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.

     В дошкольном возрасте преобладает наглядно -образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают со- бытия, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету » .

     Взяв за основу мнение великого педагога , мы убедились в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить возникающие противоречия .

     Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания » . Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

     Технология мнемотехники позволяет решать задачи развития всех психических процессов: разных видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно -логической, обработки различных приемов запоминания); мышления (образного, логического, умение анализировать, систематизировать , умение устанавливать причинно -следственные связи в событиях, рассказах); тренировка внимания .

     Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются для обучения дошкольников: пересказу, составлению описательного рас- сказа, рассказа на определенную тему, по картине , об игрушке, из личного опыта, рассказыванию с элементами творчества.

     В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать мнемотаблицы, интегрируя их с игровым пособие м «Куб – трансформер » . Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиям и «слово » , научиться работать с ними. Но главное, на наш взгляд, что это пособие даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу развивать детей, играя.  

     Таким образом, использование метода мнемотехники является эффективным средством познавательно -речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, способствует сохранению самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека и в то же время обеспечивает преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных про- грамм различных уровней, что соответствует ФГОС ДО.

Список литературы:

1. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М., 2004.

 2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. – М: ТЦ Сфера, 2008.

3. Акулова О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева [и др.]. – М., 2009.

 4. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004 / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко [Электронный ресурс].

5. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007