Статья «Музыка в развитии ребенка»
статья
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Способности могут проявляться как во всех видах деятельности, например, интеллектуальные способности, так и к чему-то определенному – к математике, литературе, музыке, конструированию или музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыка в развитии ребенка | 78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Музыка в развитии ребенка»
Автор: педагог дополнительного образования
ГБДОУ №6 ВО Санкт-Петербурга
Приорова Наталия Алексевна
Санкт-Петербург
2019
ПЛАН
1.Способности и задатки.
2.Музыкальность – структурное образование.
3.Музыкальный слух и его особенности.
4.Период развития музыкальности.
5.Пути развития музыкальных способностей ребенка через различные виды деятельности.
.
«Вряд ли кто-нибудь может спросить: - нужна ли в жизни музыка, до такой степени музыка есть искусство популярное. До такой степени музыка слилась с жизнью. Она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется». А.В. Луначарский.
«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу». – Б.В. Асафьев
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Под способностями понимаются те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием качественного выполнения какой-либо деятельности. Так, в словаре В. Даля, «способный» определяется, как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный.
Способности могут проявляться как во всех видах деятельности, например, интеллектуальные способности, так и к чему-то определенному – к математике, литературе, музыке, конструированию и т.д.
Вопрос происхождения способностей является одним из самых сложных вопросов, как в психологии, так и в педагогике.
Являются ли способности врожденными, или формируются пожизненно. До настоящего времени не существует единого мнения на природу возникновения способностей и на методы их развития. С одной стороны можно найти высказывания типа: «музыкантом, поэтом надо родиться», с другой – известный афоризм: «талант – это 1% способностей и 99% пота». Можно привести множество фактов из истории, как в подтверждение этих слов, так и против. Например, о врожденных способностях, которые проявились в раннем детстве, говорит то, что мы знаем примеры их раннего проявления, - Моцарт, Демут-Малиновский, Кипренский… Или если говорить о династиях талантливых людей, например, - Бахов, Дарвинов. Двояко можно рассматривать возникновение музыкальности у детей, родители которых занимаются музыкой. С одной стороны можно говорить о наследственности, а с другой о ранней возможности развития музыкальных способностей. Примером удачного развития музыкальных способностей является работа московского учителя музыки М.П. Кравца. Он любил выбирать себе неспособных в музыкальном отношении детей и доводил их до уровня учащихся Центральной музыкальной консерватории. Его увлекал сам процесс «производства способностей»; по его словам, неспособных детей вообще не бывает.
Б.М. Теплов в своих исследованиях дал классификацию понятиям «способности», «одаренности», «таланта» по единому основанию – успешности деятельности: - «Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых также зависит возможность успеха в деятельности».
Большинство психологов и педагогов считают, что врожденными могут быть только задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен с рождения. И уже в процессе и под влиянием деятельности развиваются способности. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не сможет стать талантливым, не занимаясь много и упорно своим делом, то есть, любые задатки требуют развития.
Музыкальность человека – сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент формируется от эмоционального отклика уже в раннем возрасте и выражается у ребенка в желании еще раз прослушать понравившуюся мелодию или песенку, - «Спой еще», «Мне нравится, потому что весело». Постепенно у ребенка начинает формироваться избирательное отношение к музыке, выражающееся в предпочтении одних музыкальных произведений другим; дети начинают охотно петь, активно двигаться под музыку, выражать свои впечатления и переживания в импровизациях на музыкальные темы. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для дошкольника. Музыка – искусство «интонируемого смысла» Б.В. Асафьев. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном и прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражения Л.С. Выготского, «умных эмоций». В.А. Сухомлинский говорил о музыкальном воспитании, что это не воспитание музыканта, а в первую очередь воспитание человека.
В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями обычно подразумеваются: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и способность эмоционально отзываться на музыку, которая должна составлять основу музыкальности человека.
«Музыкальный слух в широком понимании, − это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух.
Объясняется такое обилие разновидностей музыкального слуха, во-первых, природой музыкального слуха, сложною по своему составу, во-вторых, различным уровнем функционирования слуховой способности.
Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху.
Музыка − явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).
Все это говорит о том, что музыкальный слух – это сложная функциональная многосоставная система со сложной иерархической структурой.
В своей работе А. Готсдинер отмечает: - «звуковысотный, тембровый и динамический слух очень важны для полноценной музыкальной деятельности во всех её видах». Однако звуковысотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота».
Особое внимание психологов и музыкантов почти постоянно привлекает способность, названная абсолютным слухом. Готсдинер абсолютным слухом называет способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий или воспринимавшийся непосредственно перед заданием звук.
В монографии (1947) Теплов указывал, что абсолютный слух обусловлен наличием каких-то врожденных, неизвестных пока особенностей в строении слуховых центров мозга. Попытки выработать абсолютный слух у детей и взрослых показали, что как только тренировка заканчивалась, точность узнавания и сама эта способность угасали. В отличие от этого врожденные виды абсолютного слуха – пассивный и активный – раз, проявившись, остаются у человека на всю жизнь.
Относительным музыкальным слухом называют способность определять высоту звуков по отношению к известному или реально звучащему звуку. Кроме абсолютного слуха, все проявления звуковысотного слуха являются функцией относительного слуха.
Наиболее важен мелодический и гармонический слух. Мелодический слух – это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слуха заключается в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их отношениях друг к другу, которые выражаются в тяготении звуков между собою и их общем стремлении к тонике. Это переживание отношений между звуками называют «ладовым чувством». Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.
Музыкальный ритм. Под ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанных различных предметов или явлений, которые создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии. Ритмическими по этому можно назвать смену времен года, смену дня и ночи, поэзию и музыку и т.д.
В музыкальной практике под чувством ритма обычно разумеется способность, лежащая в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке. В процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки имеет место тесное взаимодействие между собой темпа, ритма и метра.
Темп − это основная скорость движения всех метрических единиц, которая обусловлена характером и жанром музыкального произведения. Он настраивает психику на восприятие всего музыкального произведения.
Ритмом музыкального произведения называют временную организацию музыкального движения, образующего форму данного сочинения. Ритм помогает более детализированному восприятию, которое стимулируется также метром – соотношением опорных и равных не опорных длительностей, создающих равномерную пульсацию всего движения.
Таким образом, «музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать временную организацию музыкального движения, оно является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке».
Анализируя основные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Теплов пришел к выводу, что в основе лежат две способности: ладовое чувство, которое называют перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которую называют репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха. Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, трех основных способностей.
1)Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра и непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.
2)Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3)Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Психомоторика. Психомоторика в широком смысле слова – это наиболее общая форма психологического отражения, которая обеспечивает чувственное познание и связь человека с окружающим миром посредством движения. Придавая исключительное значение двигательной активности человека, многие ученые выделили психомоторные способности, отметив их самостоятельность. Штейнгаузен писал: «ловкость игрового аппарата входит в состав музыкально- исполнительского дарования как его техническая составная часть». Фактически можно говорить о том, что психомоторные способности в единстве с интеллектуальной одаренностью и музыкальностью составляют профессиональный портрет личности музыканта. Формирование психомоторных способностей осуществляется в музыкальной деятельности в процессе работы над умениями и навыками.
Музыкальная память. О важной роли музыкальной памяти во временном искусстве музыки говорил ещё Р.Дрейк. Музыкальная память, по его мнению, самостоятельная музыкальная способность.
Б.М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения».
Существуют две точки зрения. Известно, что Б.М. Теплов считал, что нет оснований, говорить о музыкальной памяти как о самостоятельной музыкальной способности. В то же время ряд исследователей констатирует существование «ножниц» в уровнях развития у некоторых детей музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, и музыкальной памяти с другой (А.Л. Готсдинер, И.П. Тейнрихс, Г.М. Цыпин, А.К. Брыль). Г.М. Цыпин пишет: «наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти».
«Музыкальная память − это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств». Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.
Различают несколько видов памяти.
- Ультракороткая (мгновенная) память – отпечаток коротких, прерывистых и неожиданных звуков, главным образом признаков звука – высоты, тембра. Длительность их невелика – 0,1-0,5 секунд. В сознании остается быстро исчезающий след, для оживления которого необходимо повторение сигнала.
- Кратковременная память – отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обеспечивает запоминание не отдельных признаков звуков, а блоков, имеющих смысловое значение – мотивов, фраз, мелодий.
- Оперативная память – использует как материал непосредственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное её содержание – обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности – представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.
- Долговременная память сохраняет надолго все запечатленное. Многократные воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20 минут, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервных клеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплению воспринятого.
В зависимости от содержания мнемических процессов называют двигательную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), эмоциональную и словесно-логическую виды памяти.
Двигательная память у музыканта проявляется в том, что хорошо запоминаются исполнительские движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. Признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями, мастерство («золотые руки»). Большое значение она имеет для исполнителя. Облегчает запоминание и овладение музыкальным произведением.
Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной памяти. Хорошая образная память, слуховая – облегчает формирование внутреннего слуха, зрительная – легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием.
Эмоциональная память, – память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность» в зависимости от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнения. Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.
Словесно-логическая память – проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов – формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.
Хорошую память связывают с большой одаренностью. История сохранила нам примеры исполнительской памяти у выдающихся людей. Феноменальной памятью обладали композиторы В. Моцарт, А. Глазунов, С. Рахманинов, дирижер А. Тосканини.
Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, который называют музыкальностью, конечно, не исчерпывается этими способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности.
Музыкальность способна проявить себя очень рано и также рано угаснуть, поэтому необходимо создание оптимальных условий для приобщения ребенка к музыкальной культуре в самом раннем возрасте, для его музыкального развития. Согласно теории о сензитивных периодах, т.е. периодах, когда те или иные воздействия оказывают большее влияние на развитие психических функций и психическое развитие в целом. Продолжительность периода музыкальной сензитивности примерно от двух-двух с половиной лет до одиннадцати –тринадцати. И если в это время не развились музыкальные способности, то время упущено навсегда (но конечно могут быть исключения).
Существует ряд программ и разработок раннего развития ребенка, девиз которых «После трех уже поздно», где своей работой с детьми педагоги доказывают, что все зависит от степени стимуляции и степени развития головного мозга ребенка в решающие годы его жизни: с рождения до трех лет. Еще в 50-е годы основатель и директор Института развития человеческого потенциала в Филадельфии, США – Гленн Доман разработал методики стимуляции различных органов у детей с нарушениями функций организма, которые помогли многим детям добиться потрясающих результатов и даже обогнать своих здоровых сверстников. В настоящее время известно несколько десятков нобелевских лауреатов, которые когда-то учились по Доману.
Среди новых российских методик мне показалась интересной методика Тюленева, автора системы методов интеллектуального развития. Один из разделов его методики – «Маленький Моцарт» посвящен раннему музыкальному развитию. Основой метода является погружение ребенка в мир музыки еще до его рождения, а с 4-5 месяцев рядом с кроваткой устанавливают синтезатор или другой музыкальный инструмент так, чтобы ребенок мог дотянуться до клавиш. Через год хаотичные звуки превращаются в мелодичные и при музыкальном участии родителей, т.е. игре на инструментах, напевах и прослушивании мелодичной музыки, малыш самостоятельно к 4-5 годам устраивает домашние концерты.
Различные исследования музыкального воспитания доказывают, что интенсивность обучения музыке сказывается на общем уровне развития ребенка. Дети становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными. Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической культурой чувствования, мышления и движения, формирует человека, усиливая одни его качества и смягчая другие. На педагога ложатся ответственные моменты знакомства ребенка с музыкой, с основам музыкальной грамоты и главная задача - вовлечь ребенка в мир музыки, научить любить музыку и понимать ее.
Главная деятельность дошкольника – игровая, поэтому и любые меры воздействия на ребенка, будь то воспитание или обучение лучше проводить в игре.
Музыкальность позволяет ребенку проявить себя в различных видах деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Например, в работе К.В. Тарасовой «Онтогенез музыкальных способностей», предлагается ряд методов, формирующих у детей комплекс музыкальных способностей. Здесь можно познакомиться с рядом приемов, которые позволяют развивать музыкальность у детей в игровой форме это - слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактические игры, игры-драматизации. В этих видах деятельности укладывается не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации).
Некоторые виды музыкальной деятельности имеют преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении и игре по слуху на детских музыкальных инструментах; формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное.
Хотелось бы более подробно остановится на тех заданиях, которые предлагались детям для развития музыкальных способностей.
Первое – это слушание музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными музыкальными произведениями русской и зарубежной классики. Музыкальный материал был доступен для детей. Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Вся работа была разбита на несколько этапов: вступление, слушание произведения, его анализ, разбор, повторное слушание и повторение, закрепление музыки в памяти. Задачи, которые ставились перед детьми, сначала отличались простотой: определить общее настроение, характер музыки. Затем постепенно усложнялись: вычленить средства музыкальной выразительности, представить, о чем «рассказывает» музыка.
В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.
В пении проходило становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекались необходимые традиционные приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснялись новые непонятные слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию.
Движения под музыку занимали также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.
В этот раздел входили образные музыкально-двигательные этюды, основные движения (ходьба, бег, прыжки) и танцы.
Музыкальная игра была представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. Она существовала не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей: игровые приемы пронизывали каждый из них.
Хотя на каждом этапе были представлены почти все виды музыкальной игры, некоторые из них имели преимущество в той или иной возрастной группе. Так, у самых маленьких она проходила как игра с движением и пением. Также большая роль принадлежала яркой игрушке (зайцу, кукле, мишке). Эмоциональное исполнение взрослыми игровых движений и песен привлекало малышей к участию в игре, заражало их настроением.
У более старших детей, превалировали инсценировки песен («Вот какие чудеса», «Бравые солдаты», «Танец зайчат» А. Филиппенко). Они и подвели их к развернутым играм-драматизациям по мотивам русских народных сказок «Колобок» и «Теремок». Большой акцент делался на играх-этюдах («Цветок растет, расцветает и увядает» − «Цветок» В. Витлина.
Особое место занимает вопрос диагностики музыкальных способностей ребенка с целью профессиональных занятий. Невозможно судить о музыкальных способностях по первому впечатлению. Ребенок не может сразу показать весь потенциал своих возможностей. Первые музыкальные пробы показывают лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 5-6 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность ощутить себя музыкантом-исполнителем, певцом, композитором. Но главное, приобщая ребенка к музыке сделать его «музыкантом», в том смысле этого слова, которое вкладывал в него великий Гофман, - «Музыканты - это люди, познающие мир душой, тонко его чувствующие, умеющие видеть прекрасное в листке клена, в одном движении руки балерины, умеющие слышать мир во всем его многообразии, в том числе конечно, и в музыкальном его воплощении».
«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил Д. Шостакович.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1996
- Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988
- Теплов В.Н. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985
- Тюленев П.В. Как развить детей одаренными. – М.: Социальная защита, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние классической музыки на развитие ребенка.
Влияние классической музыки на развитие ребенка...
Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, участвует в формировании личности. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его...
Статья «Музыка в развитии и воспитании ребенка»
Музыка является важным средством воспитания и развития ребенка. Музыкальные занятия — это не элитарный изыск, а образовательная необходимость, ставшая общемировой. Когда человек прикас...
Консультация для родителей " Влияние музыка на развитие ребенка.Правила подбора и прослушивания успокаивающей музыки для сна."
Влиение музыки на психиоэмоцональное состояние ребенка. Правила подборки и прослушивания успокаювающей музыки для ребенка ....
Статья "Музыка в жизни ребенка"
quot;Сила музыки заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально–психических состояний ребёнка"....
Статья "Влияние музыки на развитие ребенка"
Статья написана о том, как музыка и музыкальное воспитание влияет на развитие ребенка. Давно замечено, что разные мелодии совершенно по разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоя...