Прект "Волшебная соль"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Тема : «Волшебная соль»
Цель проекта:Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте.
Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_sol.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема : «Волшебная соль»
Цель проекта:
Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Задачи проекта:
- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.
- Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
-Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
- Развивать коммуникативные навыки дошкольника.
- Вырастить кристалл поваренной соли.
Участники проекта
Воспитанники старшей группы №12 , воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 11 марта по 29 марта
Проблема
Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Ожидаемый результат:
1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
4. Вырастить кристалл соли.
Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки , соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.
Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.
Продукт нашей деятельности:
Изготовление картотеки проведённых опытов с солью;
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли;
Выставка рисунков солью.
1.Актуальность.
Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов, он с нетерпением начинает есть хлеб с солью. Никому и в голову не приходит, что из-за этого белого кристаллического порошка, лежащего в обыкновенной солонке, люди когда-то могли сражаться, убивать друг друга, продавать в рабство и кочевать из одной страны в другую. Бывало даже и так, что крупинка соли могла изменить судьбу человека, а несколько крупинок этого удивительного порошка возвращали жизнь умирающему. В чем же тут дело? Почему простая столовая соль могла творить такие «чудеса»? Разве теперь она изменилась? Нисколько! И в наши дни поваренная соль таит в себе много скрытых, удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить ни один живой организм. Соль предохраняет продукты от гниения. Она понижает температуру таяния снега и льда. Из соли приготавливается много необходимых лекарств, и соль нужна для производства самых обыкновенных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого. Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни. Без соли не только не может жить человек, но не могут развиваться и многие отрасли, современной промышленности. Почему же именно эту обыкновенную поваренную соль ничем нельзя заменить? Из чего она состоит, откуда ее берут, почему раньше она ценилась дороже золота, а теперь почти ничего не стоит?
2. Основные принципы реализации проекта.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
3. Методы и приемы при реализации проекта.
- Анализ познавательной литературы
- Опытно-экспериментальная деятельность,
- Исследовательская деятельность,
- Наблюдения,
- Творческая деятельность,
- Игровая деятельность.
Технология реализации проекта.
Совместно с ребёнком мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить плотность солёной и пресной воды. В реализации проекта нам помогали родители ребёнка, рассказывая дома о вкусовых качествах соли.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.
В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.
Соль растворяется в воде.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
4. Ожидаемый результат реализации проекта
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
4. Вырастить кристалл соли.
5. Этапы реализации проекта
Подготовительный
11-18 марта
- Формирование проблемы, цели проекта.
- Изучение специальной литературы.
- Подготовка материалов и оборудования для опытов и экспериментов.
Основной
19-25 марта
- Беседы «Что ты знаешь о соли?», «Соль — друг и враг»
- Дидактические игры «Соль — друг и враг», «Соленое — не соленое»
- Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
«Определение плотности солёной воды»
«Как вырастить кристалл из соли?»
Заключительный
26-29 марта
- Выставка рисунков солью
План-схема реализации проекта
Период
Понедельник
Задачи
1. Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Беседа – обсуждение «Что ты знаешь о соли?»
- Знакомство с пословицами и поговорками о соли.
- Дидактическая игра «Соленое — не соленое»
Самостоятельная деятельность детей
- Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Итог
Обогащение представлений о соли.
Период
Вторник
Задачи
Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Вырастить кристаллы поваренной соли.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Опытно-экспериментальная деятельность «Как вырастить кристалл из соли?»
Самостоятельная деятельность детей
Наблюдение за образованием кристаллов соли
- Дидактическая игра «Соленое — не соленое»
Итог
Подтвердить, что соль — это кристаллы, что соль добывается из соленой воды
Период
Среда
Задачи
1. Расширить знания детей о соли, ее полезных свойствах и вреде для здоровья
«Соль — друг и враг»
Совместная деятельность воспитателя и детей
Высаживание растений в соленую и пресную воду
- Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная»
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде
Наблюдение за образованием кристаллов соли
Итог
Выявить полезные и вредные свойства соли
Период
Четверг
Задачи
1. Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств
Совместная деятельность воспитателя и детей
Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли»
«Определение плотности солёной воды»
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за образованием кристаллов соли
- Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная»
Итог
Установить, что соль растворяется в воде, зависимость растворяемости соли от температуры воды
Установить, что плотность соленой воды выше, чем пресной.
Период
Пятница
Задачи
Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Рисование солью
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде
- Наблюдение за образованием кристаллов соли
Итог
Сделать вывод о том, что от соленой воды растения погибают
Вырастить кристалл поваренной соли
Выставка рисунков
6. Результаты реализации проекта.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.
В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.
Соль растворяется в воде.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Работа с родителями:
1. Консультация «Домашнее экспериментирование».
2. Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).
3. Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.
Приложение:
Загадки:
Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже… (Соль)
Этот камень можно есть, Он в слезах и поте есть. Не вкусна в борще фасоль, Если пожалели соль…
В воде она родится, Но странная судьба- Воды она боится, И гибнет в ней всегда… Все ребята знать должны, Из чего пекут блины! Ты не знаешь что ли? Молоко, мука, яйцо и щепотка…
Меня не едят, Но и без меня мало едят. Что за странный порошок, С виду неприметный. Но любое блюдо он, Делает отменным..(Соль)
Мясо любит и капуста, Помидор, арбуз и сало, Огурец, растёт что густо. Может хватит или мало?..(Соль)
Одну меня — Не съешь никогда. А без меня — Не вкусна еда. В воде родится, А воды боится…(Соль)
И не красива, и не вкусна, А без неё еда пресна…(Соль) В воде родилась, В огне крестилась. На воду пала и пропала…
Пословицы и поговорки о соли:
- Без соли не сладко, без хлеба не сытно.
- Без соли стол кривой.
- Недосол на столе, а пересол на спине.
- Соли не жалей — так есть веселей.
- Хлеб за солью не ходит.
- Без соли и хлеб не естся.
- Из пресного сделаешь соленое, а соленого не опреснишь.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- И старая лошадь до соли лакома.
- Несолоно хлебать, что немилого целовать.
- Солона рыба на своем блюде.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Солью сыт не будешь слезами горя не избудешь.
- Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
- Без соли хлебать, что немилого целовать.
- Без соли что без воли: жизни не проживешь.
- Без соли, без хлеба — половина обеда.
- Без соли, без хлеба — худая беседа.
- Без соли, без хлеба за стол не садятся.
- Без соли, без хлеба плевать на обед.
Опытно-экспериментальная деятельность.
1. Соль растворяется в воде.
В ёмкость с водой, погружаем ложку с солью – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется. Приглядевшись, я увидела, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает.
2. Соль в воде разной температуры.
Берем два стакана с холодной и горячей водой. Кладем в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в обеих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
3. Получение кристаллов.
Берем небольшое блюдце, наливаем туда воды, добавляем соль, размешиваем и оставляем на ночь на батарее.
Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли.
Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.
4. Исследуем плотность солёной воды.
Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!
Вывод: соль действительно повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
5. Определяем влияние соли на рост растений.
Берем две емкости с водой. В одну добавляем соль. Ставим в обе емкости ростки растений. Наблюдаем в течение дня. Росток в соленой воде вянет.
Вывод: соль вредит росту растений.
6. Выращивание кристалла соли.
Берем высокий стеклянный сосуд, наливаем горячую воду, добавляем соль, пока она не перестанет растворяться. Опускаем в раствор синельную проволоку. Через несколько дней видим кристалл, образованный из мелких частиц.
Вывод: используя свойства соли кристаллизоваться, можно вырастить кристалл соли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...