«Пальчиковые игры» и особенности их проведения с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Игра – вечный спутник детства, инструмент творческого самовыражения, обогащения личного опыта, формирования силы воли – учит и воспитывает маленького человека. Она создаёт предпосылки к развитию творческих и умственных способностей ребёнка, раскрывает его задатки.
При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью её проявлений, хрупкостью её феномена. Во многих языках понятие «игра» передаётся словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребёнку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъёмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_i_osobennosti_ih_provedeniya_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Пальчиковые игры» и особенности их проведения с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель: Павлова Н.В.
Игра – вечный спутник детства, инструмент творческого самовыражения, обогащения личного опыта, формирования силы воли – учит и воспитывает маленького человека. Она создаёт предпосылки к развитию творческих и умственных способностей ребёнка, раскрывает его задатки.
При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью её проявлений, хрупкостью её феномена. Во многих языках понятие «игра» передаётся словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребёнку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъёмом.
Проблема игры как основного вида деятельности – одна из самых
сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Она находит отражение в трудах Фридриха Фребеля, Фридриха Шиллера, Константина Дмитриевича Ушинского, Зигмунда Фрейда, Жана Пиаже. Так, Ф.Фребель, рассматривал игру как «естественный продукт истории», подчёркивает: игра «не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение». Ф.Шиллер утверждает: человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Ж.Пиаже отмечает: игра – это мерило умственного развития ребёнка.
Одним из видов игр дошкольника являются пальчиковые игры. История появления пальчиковых игр уходит в глубину веков. О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со второго века до нашей эры. Первобытные люди начинали общаться жестами, позже стали сочетать жесты с выкриками и возгласами. Современные люди при обращении также используют жестикуляцию. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.
Мария Монтессори была первым в мире педагогом, который использовала специальный сенсомоторный материал, с которым дети играли с большим удовольствием. Весь дидактический материал и задания развивают логику, мышление, моторную деятельность. Мария Монтессори вникала в каждую мелочь, в любую деталь и оставляла для применения лишь то, что давало наилучшие результаты. В итоге всё это прошло проверку временем, эффективно работая и в наши дни.
Пальчиковые игры развивают и активизируют мелкую моторику и координацию движений пальцев рук у детей, повторяющих движения взрослого. Игры данной разновидности очень эмоциональны и увлекательны.
Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чувства ритма.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если мы взрослые хотим, чтобы наши дети хорошо разговаривали, быстро и легко учились, ловко выполняли любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. «Пальчиковые игры» – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Период 1-2,5 лет считают исследовательским возрастом. Ребёнок хочет всё узнать, поэтому трогает предметы, оценивает их физические свойства, размеры, вес. Ребёнок подражает действиям взрослого (подносит к уху телефонную трубку, толкает машинку). В два года ребёнок умеет чиркать ручкой или карандашом по бумаге. Пальцы действуют самостоятельно.
К трём годам движения пальцев ребёнка становятся похожими на действия рук взрослого человека. Он умеет расстёгивать пуговицы, одеваться, правильно держать ложку в руках, мыть руки.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
К четырём годам у ребёнка формируется правильная координация движений при ходьбе и беге, при которых одновременно выдвигаются вперёд правая нога и левая рука. Движения становятся эстетичными и более совершенными. Малыши в этом возрасте ловкие и гибкие, что идеально подходит для начала занятий гимнастикой.
Четырехлетние дошкольники могут играть в пальчиковые игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
К пяти годам ребёнок выполняет точные произвольные движения. Координация движений развита достаточно хорошо. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может показать и назвать все пальчики в прямой и обратной последовательности. Старшим детям можно предложить оформить пальчиковые игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.
Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
На рис. 1 показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.
Рис. 1. Этапы развития функций кисти руки ребенка: 1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель, 4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.
Хорошим стимулом для интеллектуального развития малыша могут быть игры с пальчиками.
Пальчиковые игры имеют несколько характеристик.
- Универсальность, т.е. в них можно играть в любое время и в любом месте.
- Кратковременность, так как каждая игра длится не более 5 минут.
- Телесный контакт во время парных или групповых игр – очень активный, но безопасный.
- В процессе их проведения часто используют невербальное общение, язык жестов.
- У каждой игры есть множество вариантов, правила изменяются, и она постепенно усложняется.
Упражнения можно условно разделить на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Статические игры (1,5-3 лет) учат ребёнка удерживать пальцы в определённом положении, совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требует более точных движений. Такие пальчиковые игры применяют как средство, повышающее тонус коры головного мозга, в которой имеется участок проекции каждого пальца. Все игры выполняют с оптимальным напряжением и последующим расслаблением. В процессе игры с пальчиками у ребёнка развивается мелкая моторика рук, которая, в свою очередь, развивает речь, подготавливает его к рисованию и письму. Кисти рук становятся подвижными, гибкими, исчезает скованность движений.
3группа. Динамические игры (до 1 года).
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Движения пальчиков и кистей ребёнка оказывают развивающее воздействие на его мышление.
При проведении пальчиковых игр нужно садиться друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте, и ребёнок видел как взрослый поёт, а взрослый видел лицо ребёнка.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит;
- Взрослый выполняет движение руками ребёнка;
- Ребёнок выполняет движение своими руками.
Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра ему понравиться, он будет участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движение по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.
Все пальчиковые игры надо начинать с весёлой разминки – сгибания и разгибания пальчиков (например, игры «Наши пальчики», «Пальчики-забияки», «Цветок», «Моя семья», «Пчёлки», «Мышиная семья») – это простейший набор движений. Можно расширить диапозон использования пальчиковых форм в повседневной работе с детьми. Например, игрой «Наши пальчики» можно предварять занятия по лепке, рисованию, конструированию, аппликации. Она поможет разогреть руки детей перед работой и ввести детей в игровую ситуацию.
Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению. («Сорока -ножки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Дельфины», «Паучихи», «Заборчик», «Радуга», «Весёлые лошадки», «Маленький художник», «Паром», «Блины» и др.)
Прежде чем показывать пальчиковую забаву детям, сначала нужно проиграть её сюжет самим. Перед игрой надо обсудить её содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит детей к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.
Следует медленно показывать позу кисти руки. Если ребёнок не может самостоятельно выполнить движение, надо взять его ручку в свою и действовать вместе. При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой. Почаще приглашать ребёнка к совместным действиям.
Не нужно ставить перед ребёнком одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение), так как объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Необходимо стимулировать подпевание, стараться не замечать, если ребёнок поначалу делает что-то неправильно, хвалить за успехи. Не забывать, что дети воспринимают наши действия зеркально. Произнося команду «влево», мы должны повернуть руку вправо, и наоборот. Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх.
В играх с пальцами звучание голоса взрослого, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Дети воспринимают текст лучше, когда взрослый читает его наизусть.
Стихи нужно произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.
С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.
Таким образом, при проведении пальчиковых игр следует учитывать следующее:
*Перед началом игры создать положительный эмоциональный настрой.
*Запастись терпением и не ждать мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем.
*Не ставить перед детьми одновременно несколько задач.
*Длительность игр с двухлетними малышами – 5 – 10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
*Не допускать переутомления. Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
*Обязательно хвалить ребёнка, не занижать его самооценку, внушать ребёнку уверенность в том, что у него всё получится.
В условиях детского сада работа над тонкими движениями рук рекомендуется для всех возрастных групп, с постепенным усложнением заданий. Проводятся упражнения в течение 1-3 минут на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.
Начинать занятия пальчиковой моторики следует с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, начинает пассивные движения пальцами, т.е. с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчиковые движения совершенствуются, и дети уже не нуждаются в чьей-либо помощи.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
— игры с пальчиками с речевым сопровождением;
— пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
— предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
— самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
«Массаж подушечек пальцев рук», «Массаж фаланг пальцев», «Массаж прижимающий», «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Самомассаж горохом», «Горох и фасоль», «Колечки».
Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
«Цепочки», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноимённых пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают», «Горошки», «Упражнение с пробками», «Упражнение со счётными палочками».
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
«Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе): «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Упражнение с пробками», «Узловка», «Упражнение с чётками»,
«Упражнение с бусами», «Упражнение со счётными палочками», «Пальцеход», «Комканье платка», «Колодец», «Горох и фасоль», «Все узлы переберу», «Мне дала синичка хрупкое яичко», «Волшебные орешки», «Будь сильней моя рука».
Гимнастика для пальцев: «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев».
Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.
Итак, игра, по мнению И.А.Сикорского, является мощным стимулом интеллектуального развития в дошкольном возрасте.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев .
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)
Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста...
Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста
Пальчиковые игрыкак способ позитивного общенияс детьми раннего возраста...
Пальчиковые игры и методика их проведения с детьми дошкольного возраста.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприяти...
"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)
Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....
Консультация для воспитателей"Пальчиковая гимнастика и особенность её проведения с детьми"
Современным педагогам не надо объяснять значимость пальчиковой гимнастики для развития детей.Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно-общеизвестно влияние пальчиковых игр на разви...