Практическое занятие «Учимся управлять эмоциями»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель тренинга:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата в группе;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для педагогов:
«Учимся управлять эмоциями»
Цель тренинга:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата в группе;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
- тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.
Ход тренинга
1. Упражнение « Знакомство»
Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).
Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».
Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.
Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Быть активными.
Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции - это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
2. Упражнение « Ассоциации»
Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).
1. радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
2. злость (ярость, бешенство, негодование)
3. страх (боязнь, испуг, ужас, паника)
4. удивление (изумление, интерес)
5. грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)
6. спокойствие (умиротворение)
- Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.
3. Упражнение «Интонация»
Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
С пренебрежением
С улыбкой
С недовольством
С интересом (Удивлением)
Со злостью
С сарказмом
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.
4. Упражнение «Произнесите текст»
Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).
«Зайку бросила хозяйка»
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
5. Упражнение «Взгляд»
Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?
Взгляд - один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
с укоризной,
с настойчивым запретом,
с безмерным удивлением,
с гневом,
с ожиданием дальнейших действий.
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и высказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
6. Упражнение «Мимика лица»
Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.
Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.
7. Упражнение «Заколдованный человек»
Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово «счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.
Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие с родителями "Мы учимся играть"
практическое занятие можно проводить с родителями и воспитателями для повышения педагогической компетентности...
Практический материал"Учимся дышать животом"
Нужно ли правильно дышать? И как это делать? С чего начать? Всё это можно подчерпнуть из данного материала....

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен: договориться о времени пр
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Практическое занятие с родителями «Мы учимся играть»
Цель данного занятия - создание тёплой атмосферы для показа участникам некоторых приёмов в игре с детьми младшего дошкольного возраста....

Практическое занятие "Учим правила дорожного движения"
Учим детей соблюдать правила дорожного движения....

Рекомендации родителям для практических занятий с детьми "Учим буквы".
Эффективные приёмы обучения буквам детей старшего дошкольного возраста....

Практическое занятие для родителей и детей. «Учимся слушать друг друга»
Цель: Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.Задачи: Усилить способности родителей к пониманию и чувс...