Практическое занятие «Учимся управлять эмоциями»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шханукова Зарема Славиковна

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_uchimsya_upravlyat_emotsiyami.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов:

«Учимся управлять эмоциями»

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  4. тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование:

Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.

Ход тренинга

1. Упражнение « Знакомство»

Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).

Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Быть активными.

Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции - это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

2. Упражнение « Ассоциации»

Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1. радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2. злость (ярость, бешенство, негодование)

3. страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4. удивление (изумление, интерес)

5. грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6. спокойствие (умиротворение)

- Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

3. Упражнение «Интонация»

Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.

С пренебрежением

С улыбкой

С недовольством

С интересом (Удивлением)

Со злостью

С сарказмом

Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

4. Упражнение «Произнесите текст»

Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Зайку бросила хозяйка»

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок»

1. Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

5.  Упражнение «Взгляд»

Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

Взгляд - один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной,

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с гневом,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и высказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

6. Упражнение «Мимика лица»

 Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.

7. Упражнение «Заколдованный человек»

Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово «счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с родителями "Мы учимся играть"

практическое занятие можно проводить с родителями и воспитателями для повышения педагогической компетентности...

Практический материал"Учимся дышать животом"

Нужно ли правильно дышать? И как это делать? С чего начать? Всё это можно подчерпнуть из данного материала....

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Практическое занятие с родителями «Мы учимся играть»

Цель данного занятия - создание тёплой атмосферы для показа участникам некоторых приёмов в игре с детьми младшего дошкольного возраста....

Практическое занятие "Учим правила дорожного движения"

Учим детей соблюдать правила дорожного движения....

практическое пособие "Учимся, играя"

Пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей....

Рекомендации родителям для практических занятий с детьми "Учим буквы".

Эффективные приёмы обучения буквам детей старшего дошкольного возраста....