Практическое занятие для родителей и детей. «Учимся слушать друг друга»
материал

Хащенко Ирина Владимировна

 

Цель:  Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи:

  • Усилить способности родителей к пониманию и чувствованию  эмоционального  мира  своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • Оптимизировать  формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
  • Сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки;
  • Развитие невербальных средств общения (мимики, жестов);
  • Развитие умения слушать друг друга, понимать чувства собеседника;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_dlya_detey_i_roditeley.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся слушать друг  друга»

Практическое занятие  для родителей и детей.

Цель:  Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи:

  • Усилить способности родителей к пониманию и чувствованию  эмоционального  мира  своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • Оптимизировать  формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
  • Сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки;
  • Развитие невербальных средств общения (мимики, жестов);
  • Развитие умения слушать друг друга, понимать чувства собеседника;

 Добрый день уважаемые родители и наши дорогие ребятки. Сегодняшнее занятие я хочу начать с очень интересной фразы: «Прекрасный навык — уметь говорить…Но отсутствие умения слушать, думать и слышать обесценивают его полностью!»

Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.

Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам. Однако такая способность не появляется сама, ее необходимо развивать.

      Понять ребенка - значит услышать его чувства. Во многих ситуациях лучше ребенка выслушать, то есть попытаться понять, почувствовать проблему ребенка как свою. Активно слушать ребенка - значит улавливать то, что вам ребенок пытается сказать, что он чувствует на самом деле, и «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначить его чувства. Этот способ называют активным слушанием.

Алгоритм действий по применению техники активного слушания:

1. Занять правильное положение по отношению к ребенку: глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне. Наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

2. Повтор услышанного от ребенка. Повторить в утвердительной форме то, что вы услышали от ребенка, а потом обозначить его чувства.

3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним родитель.

4. Обозначить чувства ребенка в утвердительной форме.

   Соблюдая эти простые правила вы не только сможете услышать своего ребёнка, вы сможете лучше понять его и его внутренние переживания.

   А сейчас уважаемые родители и детки давайте немного поиграем в играх этих мы узнаем достаточно ли хорошо мы слышим друг друга.

Для начала немного разомнёмся!

«Перебежки»:

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

 Следующее упражнение «Хвасталки»

 «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник тремя позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

- И ещё одно упражнение.

Упражнение  «Кто говорит?»

 Дети стоят в полукруге. Один родитель — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого родитель узнал, занимает его место.

-  А сейчас давайте наладим не только слуховой контакт , но и зрительный.

Упражнение «Доброе слово»

Дети  и родители сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

Упражнение «А у нас» ( разговор с флажками)

Уважаемые родители, я хотела, что бы вы тоже похвастались и сказали, что произошло нового с вашим малышом на ваш взгляд, чему он научился, чем вас удивил и порадовал, а может и напугал. (Родители по очереди передают флажок и «хвастаются» каким-либо качеством, умением, способностью своего ребенка, которое у него появилось в детском саду).

- Ну и заключительное упражнение

  «В лучах родительского солнца»    Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас  минута!

           Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

   - А сейчас мне хотелось бы дать несколько советов родителям

  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенком, если он не просит о помощи.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития.
  • Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.
  • Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
  • Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций. Рассказывайте ему, какими способами можно решить разные конкретные проблемы.
  • Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
  • Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку. Формулируйте их кратко, конкретно.
  • Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
  • Используйте в общении краткие, четкие, понятные ребенку инструкции.
  • Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на не удовлетворяющее вас поведение ребенка.

 И в завершении нашего занятия я хотела бы вам зачитать слова  греческого философа , прошу подумайте над ними .

«Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

«Природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Плутарх

— Наше занятие подходит к концу, я благодарю Вас, уважаемые родители и детки, за то, что Вы нашли время и посетили нас. В дальнейшем  будем рады видеть Вас у нас в гостях! Надеюсь , что наше занятие оказалось для вас полезным и познавательным!

- Спасибо за внимание!

                                                                                                            Хащенко И.В.

Воспитатель детского сада

                                                                                                           «Золотой ключик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей и воспитателей. "Учимся слушать стихи и сказки (при ОНР 1 -2 ур.)"

В памятке отражены основные правила, которые нужно соблюдать, при чтении стихов и сказок неговорящему ребёнку....

Консультация для родителей Почему дети не слушаются?

Проблема детского непослушания актуальна практически в любой семье. Как бороться с детским непослушанием, однозначно сказать нельзя. Каждый ребенок индивидуален, и методы борьбы с его непослушанием та...

Консультация для родителей « Почему дети не слушаются.»

Речевая регуляции возможна лишь в тех случаях, когда слова не вступают в конфликт с непосредственным восприятием или с инертными стереотипами, причем наглядный образ оказывается слабее двигательного....

Статья для родителей на тему: «Учимся слушать музыку дома»

Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем...

Консультация для родителей "Поможем детям научиться слушать и слышать"

Консультация для родителей "Поможем детям научиться слушать и слышать"...

Консультация для родителей «Поможем детям научиться слушать и слышать»

Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это на...