Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»
консультация
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор.
В атмосфере же холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.
Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания.
Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах, то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка.
Нередко сами взрослые провоцируют ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться.
Наиболее болезненными для ребенка в семье являются следующие ситуации:
- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
- когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания.
Чтобы ваш ребенок был эмоционально благополучен, постарайтесь придерживаться следующих принципов:
- Безусловно принимайте ребенка – значит, любите его не за то, что он умный, красивый, способный и т. д., а просто за то, что он есть. Старайтесь употреблять такие выражения:
- «Ты самый любимый»;
- «Я тебя люблю любого»;
- «Какое счастье, что ты у нас есть».
- Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация несут ребенку сообщение о его самооценке. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами:
-«Я радуюсь твоим успехам».
-«Ты очень многое можешь».
- Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему:
- «Я вижу, что тебя что-то беспокоит»;
- «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».
- Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа
- «Терпеть не могу»;
- «Ты мне надоел».
- Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.
- Не отождествляйте поступок и ребенка. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы:
- «Мне хорошо с тобой»;
- «Я рада тебя видеть»;
- «Давай посидим (поделаем, посмотрим) вместе»;
- «Ты, конечно, справишься»;
- «Мне нравится, как ты… »
- Обнимайте своего ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
Барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
Барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребностей);
Барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
Барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был эмоционально отзывчив, придерживайтесь этих рекомендаций:
- - Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.
- - Развивайте словарный запас ребенка. Необходимо, объясняя что-то малышу, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «огорчен» и т. п.
- - Обращайте внимание на собственные чувства и называйте их.
- - Учите сопереживать героям сказок, мультфильмов.
- - Не лишайте ребенка права на так называемые негативные эмоции (гнев, страх, обида).Просто обучайте его конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого состояния.
- Предлагайте малышу различные способы, помогающие ему взять себя в руки:
- - покричать в «стаканчик» криков;
- - побить подушку;
- - почитать любимую книжку;
- - спеть песенку;
- - простучать обиду или злость на барабане;
- - нарисовать свой страх, потом разорвать рисунок на мелкие кусочки и выкинуть в мусорное ведро.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...
Консультация для родителей «Роль семьи в физическом развитии ребенка»
Рекомендации родителям по физическому развитию детей....
Консультация для родителей: РОЛЬ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравств...
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...
Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, котор...
Консультация для родителей: "Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка"
Формирование коммуникативной сферы ребенка в семье и в окружающем мире....