Театрализованная деятельность
материал

Шубина Ирина Вячеславовна

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми второй группы раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Д/с №7 «Мечта».

Тема:«Использование театрализованной деятельности в работе

с детьми второй группы раннего возраста»


Подготовила и провела:

воспитатель

Шубина Ирина Вячеславовна

  2019г.

     Тема: «Использование театрализованной деятельности в работе

 с детьми второй группы раннего возраста

Малыши очень восприимчивы к фольклору, также им очень нравятся небольшие стихотворения и песенки. Воспитатель группы раннего возраста должен иметь в запасе большое количество таких произведений.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.

При отборе художественных произведений для театрализованных игр с детьми, руководствуюсь следующими критериями:

  • текст произведения должен быть небольшим по объёму,
  • смысл текста должен быть понятен детям,
  • текст должен вызывать у детей эмоциональные переживания,
  • текст должен давать возможность показать как одушевлённые, так и неодушевлённые персонажи (дерево, трава, мост т т.д.)
  • текст должен содержать небольшие по объёму диалоги и текстовые повторы.

Благодатный материал для театрализованных игр детей – фольклор, короткие детские стихи.

Сначала мы подбираем потешки, попевки, стихи где, где дети могут отвечать от имени литературного героя, например,

— Курочка - рябушечка, ты куда идешь?
— На речку.
— Курочка - рябушечка, зачем идешь на речку?
— За водичкой.
— Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат.

— Кисонька - мурысенька, ты, где была?
— На мельнице.
— Кисонька - мурысенька, что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька - мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька - мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна, не ешь одна.

 

Многократное повторение этих произведений обеспечивается при проведении образовательной деятельности с детьми, чтения в совместной деятельности, показах различных видов театров: пальчикового, фланелеграфа, би- ба- бо.

Дети при многократном прочтении непроизвольно запоминают текст потешки, попевки, стихотворения.

Когда дети хорошо запомнили текст и активно включаются в предложенную театрализованную деятельность, предлагаю детям использовать простейшие жесты.

Погрозить пальчиком кисоньке – мурысоньке, похлопать «крыльями» как петушок, изобразить как курочка или цыплята «клюют» зёрнышки, как дрожат у зайчика уши.

Все произведения читаю эмоционально и выразительно, чтобы дети слышали и чувствовали эмоциональную подачу произведения, мою мимику и жесты.

Работаем с детьми над эпизодическими компонентами речи.

 Для этого используем игровые упражнения:

  • на силу голоса «Как гудит большой пароход, маленький пароход», «Как дует сильный ветер и маленький ветерок»,
  • на тембр голоса «Как кричит мама- (кошка, коза) и маленькие (котята, козлята)», — на ритм «Дождик (вода из крана) капает медленно, быстро», «Молоточек (дятел) стучит медленно, быстро»,
  • упражнения на дыхание «Сдуй (бабочку, снежинку, ватку)», «Ветерок» и др. Дети активно участвуют в данных играх. Их провожу как в первую, так и во вторую половину дня в совместной деятельности, а также в ходе непосредственно- образовательной деятельности.

Далее переходим к использованию в театрализованной деятельности коротких, доступных и знакомых детям сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба». Тексты этих сказок также моногократно прослушиваются детьми и иллюстрируются с помощью различных видов театров. Последовательность работы та же. Запоминание текста детьми. Включение детей в рассказывание сказки: договаривание окончания фраз «Колобок, колобок я тебя съем», «Кто, кто в теремочке живёт», «Тянут- потянут, вытянуть не могут», разучивание движений, характерных для героев сказки «У зайца дрожат уши», «Медведь идёт вперевалку», «Лиса виляет хвостиком», «Волк клацает зубами» и другие. Далее по сказке продолжается работа над просодическими компонентами речи. Для начала играем с детьми в игру «Угадай, кто сказал». Я говорю фразу «Колобок, колобок я тебя съем» с разной тембральной окраской, а дети отгадывают, кто из героев сказки это сказал. Если дети угадали персонаж появляется из- за ширмы. Играем в данную игру многократно. Дети запоминают интонации, соотносят их с внешним видом персонажей. Затем предлагаю детям попробовать изобразить голосом персонажа, чтобы догадались другие дети. Следующее усложнение дети показывают персонаж сказки с помощью голоса и жестов.

Очень хорошо помогают детям воспроизводить движения и жесты двигательные игры по тексту песен «Вышла курочка гулять…», «Вот мой бобик славный пёс…», «Киска к детям подошла..», «Заинька, зайка…» и другие. Здесь также появляется возможность для детей показать «курочку», «Бобика», «зайку», т.е. исполнить главную роль. Песни поём в течение всего дня, так что каждый из детей имеет возможность побыть в «главной» роли.

Для вхождения детей в роль обязательно используем атрибуты: маски- шапочки, элементы костюмов: платочек для бабки, шляпу для деда, ленту для внучки, хвостик для собаки и другие. Это привлекает детей. Все элементы костюмов хранятся в доступном для детей месте, и они используют их в самостоятельной деятельности.

Во второй половине года, когда дети подросли использую простые игровые упражнения на выражения эмоций: радости и грусти. Колобок сказал радостно (грустно) «Я от бабушки ушёл».

У меня есть опыт работы постановки с детьми 3 года жизни сказки «Теремок».

Сначала отрабатываем свой кусочек спектакля с каждым в отдельности, затем, когда у детей почти отработаны мимика, жесты, интонационная выразительность, объединяем 2- 3 персонажей спектакля, обязательно репетируя в костюмах или элементах костюма, чтобы дети привыкли к ним, а затем соединяем воедино все сцены спектакля. Стараемся, чтобы все дети участвовали в спектакле, стеснительным детям на первых порах даём небольшие роли или роли без слов. Далее, когда у детей уже есть опыт, готовим спектакль двумя составами.

Спектакль «Маша и медведь»

Для проведения спектакля потребуются 3 рукавички с изображением Маши, медведя и собачки; короб – небольшая коробочка, обклеенная бумагой под дерево, с ручкой, которую можно легко надеть на большой палец рукавички; плоская избушка (из картона или фанеры) с двумя вырезанными окошками. Одна сторона избушки расписывается под деревенскую, а другая под медвежью. По ходу спектакля нужно будет незаметно перевернуть избушку той стороной, которая необходима в данный момент. Ведущий садится за стол, ставит избушку на подставку для книг, рядом выкладывает приготовленные рукавички и короб.

«Маша и медведь» (по русской народной сказке)

Действующие лица:

Маша.

Медведь.

Собака.

Ведущий: Жили-были дедушка и бабушка и была у них внучка Машенька.

Выведите Машу из избушки и ведите по столу. Незаметно поверните избушку другой стороной.

Раз пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и

заблудилась.

Остановите Машу, поверните её к избушке и ведите в обратную сторону.

Шла она, шла, видит – стоит избушка. Вошла Машенька в

избушку. А в той избушке жил медведь. Обрадовался он и

говорит.

Введите Машу в избушку, чтобы её лицо малыш смог увидеть в окошке домика, а в другом окошке – мордочку медведя.

Медведь: Будешь у меня жить! Будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Покачивайте медведем в ритме текста.

Ведущий: Делать нечего! Стала Машенька жить в медвежьей избушке.

Однажды Машенька попросила медведя отпустить её в деревню

к дедушке и бабушке, отнести гостинцы.

Маша: Отпусти меня в деревню к дедушке и бабушке гостинцы

отнести.

Покачивайте Машей в ритме текста.

Ведущий: Медведь ей в ответ.

Медведь: Нет! Не пущу!

Ведущий: На следующий день попросила Маша медведя.

Маша: Медведюшка-батюшка! Отнеси гостинцы в деревню дедушке и

бабушке!

Медведь: Хорошо, отнесу!

Ведущий: А Машенька ему говорит.

Маша: Выйди на крылечко. Посмотри, не идёт ли дождик.

Выведите медведя из домика.

Ведущий: Спряталась Маша в короб, а сверху тарелку с пирожками

положила. Вошёл медведь, взвалил короб себе на спину и пошёл в

деревню.

Уберите Машу из окошка, оденьте на большой палец рукавички короб,

выведите медведя из домика.

Незаметно поверните избушку другой стороной. Ведите медведя по столу.

Шёл, шёл медведь и говорит.

Медведь: Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

Ведущий: А Машенька из короба.

Маша: Вижу, Вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Машу ребёнок не должен видеть, а только слышать её голос.

Ведущий: Удивился медведь, поднял короб и понёс в деревню. Нашёл дом

дедушки и бабушки, поставил короб. А собака почуяла медведя и

давай лаять. Испугался медведь и убежал в лес. А Машенька

стала жить в своей избушке вместе с дедушкой и бабушкой.

Подведите медведя к домику, свободной рукой снимите короб, выведите собачку,

уберите медведя и короб,

выведите Машу.

C:\Users\User\Desktop\IMG_20190321_092043.jpg

C:\Users\User\Desktop\IMG_20190321_092006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...