Театрализованная деятельность
материал
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми второй группы раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Д/с №7 «Мечта».
Тема:«Использование театрализованной деятельности в работе
с детьми второй группы раннего возраста»
Подготовила и провела:
воспитатель
Шубина Ирина Вячеславовна
2019г.
Тема: «Использование театрализованной деятельности в работе
с детьми второй группы раннего возраста
Малыши очень восприимчивы к фольклору, также им очень нравятся небольшие стихотворения и песенки. Воспитатель группы раннего возраста должен иметь в запасе большое количество таких произведений.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.
При отборе художественных произведений для театрализованных игр с детьми, руководствуюсь следующими критериями:
- текст произведения должен быть небольшим по объёму,
- смысл текста должен быть понятен детям,
- текст должен вызывать у детей эмоциональные переживания,
- текст должен давать возможность показать как одушевлённые, так и неодушевлённые персонажи (дерево, трава, мост т т.д.)
- текст должен содержать небольшие по объёму диалоги и текстовые повторы.
Благодатный материал для театрализованных игр детей – фольклор, короткие детские стихи.
Сначала мы подбираем потешки, попевки, стихи где, где дети могут отвечать от имени литературного героя, например,
— Курочка - рябушечка, ты куда идешь?
— На речку.
— Курочка - рябушечка, зачем идешь на речку?
— За водичкой.
— Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат.
— Кисонька - мурысенька, ты, где была?
— На мельнице.
— Кисонька - мурысенька, что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька - мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька - мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна, не ешь одна.
Многократное повторение этих произведений обеспечивается при проведении образовательной деятельности с детьми, чтения в совместной деятельности, показах различных видов театров: пальчикового, фланелеграфа, би- ба- бо.
Дети при многократном прочтении непроизвольно запоминают текст потешки, попевки, стихотворения.
Когда дети хорошо запомнили текст и активно включаются в предложенную театрализованную деятельность, предлагаю детям использовать простейшие жесты.
Погрозить пальчиком кисоньке – мурысоньке, похлопать «крыльями» как петушок, изобразить как курочка или цыплята «клюют» зёрнышки, как дрожат у зайчика уши.
Все произведения читаю эмоционально и выразительно, чтобы дети слышали и чувствовали эмоциональную подачу произведения, мою мимику и жесты.
Работаем с детьми над эпизодическими компонентами речи.
Для этого используем игровые упражнения:
- на силу голоса «Как гудит большой пароход, маленький пароход», «Как дует сильный ветер и маленький ветерок»,
- на тембр голоса «Как кричит мама- (кошка, коза) и маленькие (котята, козлята)», — на ритм «Дождик (вода из крана) капает медленно, быстро», «Молоточек (дятел) стучит медленно, быстро»,
- упражнения на дыхание «Сдуй (бабочку, снежинку, ватку)», «Ветерок» и др. Дети активно участвуют в данных играх. Их провожу как в первую, так и во вторую половину дня в совместной деятельности, а также в ходе непосредственно- образовательной деятельности.
Далее переходим к использованию в театрализованной деятельности коротких, доступных и знакомых детям сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба». Тексты этих сказок также моногократно прослушиваются детьми и иллюстрируются с помощью различных видов театров. Последовательность работы та же. Запоминание текста детьми. Включение детей в рассказывание сказки: договаривание окончания фраз «Колобок, колобок я тебя съем», «Кто, кто в теремочке живёт», «Тянут- потянут, вытянуть не могут», разучивание движений, характерных для героев сказки «У зайца дрожат уши», «Медведь идёт вперевалку», «Лиса виляет хвостиком», «Волк клацает зубами» и другие. Далее по сказке продолжается работа над просодическими компонентами речи. Для начала играем с детьми в игру «Угадай, кто сказал». Я говорю фразу «Колобок, колобок я тебя съем» с разной тембральной окраской, а дети отгадывают, кто из героев сказки это сказал. Если дети угадали персонаж появляется из- за ширмы. Играем в данную игру многократно. Дети запоминают интонации, соотносят их с внешним видом персонажей. Затем предлагаю детям попробовать изобразить голосом персонажа, чтобы догадались другие дети. Следующее усложнение дети показывают персонаж сказки с помощью голоса и жестов.
Очень хорошо помогают детям воспроизводить движения и жесты двигательные игры по тексту песен «Вышла курочка гулять…», «Вот мой бобик славный пёс…», «Киска к детям подошла..», «Заинька, зайка…» и другие. Здесь также появляется возможность для детей показать «курочку», «Бобика», «зайку», т.е. исполнить главную роль. Песни поём в течение всего дня, так что каждый из детей имеет возможность побыть в «главной» роли.
Для вхождения детей в роль обязательно используем атрибуты: маски- шапочки, элементы костюмов: платочек для бабки, шляпу для деда, ленту для внучки, хвостик для собаки и другие. Это привлекает детей. Все элементы костюмов хранятся в доступном для детей месте, и они используют их в самостоятельной деятельности.
Во второй половине года, когда дети подросли использую простые игровые упражнения на выражения эмоций: радости и грусти. Колобок сказал радостно (грустно) «Я от бабушки ушёл».
У меня есть опыт работы постановки с детьми 3 года жизни сказки «Теремок».
Сначала отрабатываем свой кусочек спектакля с каждым в отдельности, затем, когда у детей почти отработаны мимика, жесты, интонационная выразительность, объединяем 2- 3 персонажей спектакля, обязательно репетируя в костюмах или элементах костюма, чтобы дети привыкли к ним, а затем соединяем воедино все сцены спектакля. Стараемся, чтобы все дети участвовали в спектакле, стеснительным детям на первых порах даём небольшие роли или роли без слов. Далее, когда у детей уже есть опыт, готовим спектакль двумя составами.
Спектакль «Маша и медведь»
Для проведения спектакля потребуются 3 рукавички с изображением Маши, медведя и собачки; короб – небольшая коробочка, обклеенная бумагой под дерево, с ручкой, которую можно легко надеть на большой палец рукавички; плоская избушка (из картона или фанеры) с двумя вырезанными окошками. Одна сторона избушки расписывается под деревенскую, а другая под медвежью. По ходу спектакля нужно будет незаметно перевернуть избушку той стороной, которая необходима в данный момент. Ведущий садится за стол, ставит избушку на подставку для книг, рядом выкладывает приготовленные рукавички и короб.
«Маша и медведь» (по русской народной сказке)
Действующие лица:
Маша.
Медведь.
Собака.
Ведущий: Жили-были дедушка и бабушка и была у них внучка Машенька.
Выведите Машу из избушки и ведите по столу. Незаметно поверните избушку другой стороной.
Раз пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и
заблудилась.
Остановите Машу, поверните её к избушке и ведите в обратную сторону.
Шла она, шла, видит – стоит избушка. Вошла Машенька в
избушку. А в той избушке жил медведь. Обрадовался он и
говорит.
Введите Машу в избушку, чтобы её лицо малыш смог увидеть в окошке домика, а в другом окошке – мордочку медведя.
Медведь: Будешь у меня жить! Будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Покачивайте медведем в ритме текста.
Ведущий: Делать нечего! Стала Машенька жить в медвежьей избушке.
Однажды Машенька попросила медведя отпустить её в деревню
к дедушке и бабушке, отнести гостинцы.
Маша: Отпусти меня в деревню к дедушке и бабушке гостинцы
отнести.
Покачивайте Машей в ритме текста.
Ведущий: Медведь ей в ответ.
Медведь: Нет! Не пущу!
Ведущий: На следующий день попросила Маша медведя.
Маша: Медведюшка-батюшка! Отнеси гостинцы в деревню дедушке и
бабушке!
Медведь: Хорошо, отнесу!
Ведущий: А Машенька ему говорит.
Маша: Выйди на крылечко. Посмотри, не идёт ли дождик.
Выведите медведя из домика.
Ведущий: Спряталась Маша в короб, а сверху тарелку с пирожками
положила. Вошёл медведь, взвалил короб себе на спину и пошёл в
деревню.
Уберите Машу из окошка, оденьте на большой палец рукавички короб,
выведите медведя из домика.
Незаметно поверните избушку другой стороной. Ведите медведя по столу.
Шёл, шёл медведь и говорит.
Медведь: Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
Ведущий: А Машенька из короба.
Маша: Вижу, Вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Машу ребёнок не должен видеть, а только слышать её голос.
Ведущий: Удивился медведь, поднял короб и понёс в деревню. Нашёл дом
дедушки и бабушки, поставил короб. А собака почуяла медведя и
давай лаять. Испугался медведь и убежал в лес. А Машенька
стала жить в своей избушке вместе с дедушкой и бабушкой.
Подведите медведя к домику, свободной рукой снимите короб, выведите собачку,
уберите медведя и короб,
выведите Машу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.
Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...