Консультация для педагогов "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"
консультация по теме
Принципы и формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_vzaimodeystvie_vospitatelya_i_muzykalnogo_rukovoditelya.docx | 27.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 79»
муниципального образования города Братска
Консультация для педагогов
На тему: «Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя».
Подготовил(а):
музыкальный руководитель
Батырь Елена Викторовна
Цель: повышение профессионального уровня и обмен опытом, развитие музыкальности детей.
Задачи:
1.Обсудить принципы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.
2.Познакомить с блоками педагогического процесса в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки.
3.Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.
4.Обсудить формы работы с воспитателями.
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема воспитателей и специалистов ДОУ. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия, друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно - образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей. Сравним две ситуации.
Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.
А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов-педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой».
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
По мнению Н.Я. Михайленко, сочетание общеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают ее, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.
Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания.
В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий.
Музыкальное занятие - важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии являются пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности - слушанию-восприятию музыки.
2.Блок совместной деятельности педагогов с детьми.
Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая со взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей.
Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание. На этом этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические семинары-тренинги (Л. Григорович, В. Петровский), творческие семинары-симпозиумы с анализом видеозаписи занятий (Н.Я. Михайленко, Е.П. Ухабина).
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Целесообразно выделить 2 группы организационных форм работы с воспитателями – коллективные или групповые и индивидуальные. К первым относятся: педагогические советы, семинары и практикумы, творческие микрогруппы педагогов, консультации, выставки, взаимопосещения, деловые игры и т.д., ко вторым – индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т.д. рассмотрим их подробно.
- СЕМИНАРЫ – это групповые занятия по определенному плану под руководством музыкального руководителя. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу музыкально-образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Музыкальный руководитель со старшим воспитателем продумывают программу, план работы. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу. Предварительная подготовка предоставляет возможность муз. руководителю проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и т.д. Семинары заканчиваются выработкой рекомендаций или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных способов данной темы.
- СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ, направлены на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Музыкальный руководитель проводит семинары – практикумы, например, по таким темам: «Совершенствование овладения навыками пения, танцевальных движений» и т.д. Работа семинаров-практикумов должна иметь какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей (напр. «Музыкально - дидактические игры») участниками семинара могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни и стихи. Возможно будет организован КВН, где одна из команд будет представлена участниками семинара-практикума, а другая – теми, кто не посещал и т.д.
- КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР ПЕДПРОЦЕССА – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для обучения и ознакомления других воспитателей (например, «самостоятельная художественная деятельность», «организация прослушивание классической музыки во 2й половине дня» и т.д. Коллективные просмотры организуются не чаще 1 раза в 3 месяца.
- «ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ», «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОСМОТРЫ» - это демонстрация уровня профессионализма педагогов, с последующим обсуждением просмотренного.
- УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПЕД.СОВЕТА –в форме презентации своего опыта работы, доклада, содоклада, отчета о работе по выполнению требований «Программы воспитания и обучения в д/с» по разделу музыкальное воспитание и т.д.
- КОНСУЛЬТАЦИИ- наиболее распространенная форма работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Возможно также использование активных методов работы, например, консультация в виде ролевых игр, когда музыкальный руководитель не рассказывает, как проводить, например, музыкальное занятие, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить воспитателям отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний.
- ДОКЛАД – можно строить следующим образом. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы. Определение цели, т. е отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом. Основная часть – изложение фактов, событий, предложений в логической или хронологической последовательности, если требуются – выводы, заключения, рекомендации. Резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.
- ОТЧЕТ – структура: констатация достижений к определенному времени, описание работы, которую необходимо сделать, указание на проблемы, имеющиеся в работе, определение путей решений проблем, рекомендации.
- ОПЫТ РАБОТЫ – оформление опыта: фотография, представляющего опыт работы; основные данные его биографии; основное содержание опыта; доклады, творческие отчеты; детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы; перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии деятельности детей и т.д.; рекомендации по использованию опыта другими, используемая литература.
- РОЛЕВАЯ ИГРА – игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причем каждый имитирует либо деятельность педагога на занятии, либо воспитанников.
- ЗРИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - обсуждение театральных спектаклей, телевизионных программ, посвященных ДОУ.
- РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ МИКРОГРУППАХ – (3-6 человек) - неформальное объединение небольшой группы педагогов на добровольной основе, когда необходимо освоить какую-то новую теорию, методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или ее часть, потом излагает своим коллегам, они дополняют, спорят, обмениваются мнениями, затем реализуют тему на практике.
- ДИАЛОГ, ДИСКУССИЯ – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, каждый должен высказать свое собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ, МОЗГОВАЯ АТАКА ИЛИ БАНК ИДЕЙ, КРУГЛЫЙ СТОЛ – это рациональные способы коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами.
- КВН успешно используется для выработки реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие возможности. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков.
- ТВОРЧЕСКАЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ – форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создается обстановка свободного, непринужденного общения.
- БРИФИНГ - встреча. На которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Муз. руководитель заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются 2 команды - одна задает вопросы, другая отвечает, или организатор задает вопросы, педагоги отвечают.
- СМОТР-КОНКУРС – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН – одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей, родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ – представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются формой обмена опытом педагогов. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие как, «В помощь воспитателю», «Советы специалистов», «Новинки литературы», «Наш календарь» и др. Эпизодические например: «Знакомимся с творчеством музыкантов» и др. потребность в которых возникает в течение учебного года.
- МАСТЕР-КЛАСС – одна из новых форм работы, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов. Обычно мастер-класс состоит из 2х частей: - показ работы с детьми; - работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта. Важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им при помощи каких методов и приемов они были достигнуты.
- ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ УМЕНИЯМ – очень эффективно, его надо заранее готовить.
- АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - изучение мнения, интересов, отношения воспитателей к содержанию работы по музыкальному воспитанию в ДОУ, в динамике.
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА – целью является уточнение позиций , взглядов педагога, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности. Уважайте своего собеседника, ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка и т.д. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны.
- РЕКОМЕНДАЦИИ – один из способов доведения решений до сведения исполнителей – педагогов.
- ОРГАНИЗАЦИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ, УТРЕННИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ - обсуждение сценариев, назначение на роли, ведущего, помощников, репетиционная работа с воспитателями (разучивание, постановка). анализ проведенного мероприятия.
- СИСТЕМАТИЧЕСКИ (в течение всего года) музыкальный руководитель осуществляет подбор муз. репертуара (пение, движения, игра на муз инструментах и т.д.), разучивает его с воспитателями, проводит индивидуальную работу с воспитателем над развитием вокальных, двигательных навыков, регулярно проводит лекции-слушания о композиторах, муз. эпохах, направлениях в музыке, организует посещение муз. концертов для воспитателей и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности в условия реализации ФГОС ДО».
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности...
Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях и на праздниках».
Музыкальный руководитель:Файзуллина Ирина Александровна...
Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике»
В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. ...
Консультация на тему: " Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"
Консультация будет полезна как для начинающих педагогов так и для педигогов стажистов. Так как поможет узнать или освежить отдельные аспекты такого важного направления как развитие музыкально ритмичес...
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"...
Консультация для педагогов: «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике».
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жиз...
Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"
Материал для воспитателей по музыкальному воспитанию...