Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
консультация (старшая группа)
Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента его возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных этапов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasilnikova_sveta.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Воспитатель: Красильникова Светлана Павловна.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все в этом мире происходит впервые: и солнце светит, идет дождь, страх и радость.
Поэтому всем хорошо известно, что детей называют «почемучками»
Естественно самостоятельно ребенок не может найти ответы на интересующие его вопросы – в этом ему помогают взрослые.
Именно с целью помочь ребенку лучше познать окружающий его мир в дошкольных учреждениях широко используется метод проблемного обучения – или так называемый проектный метод обучения.
Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента его возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных этапов деятельности.
Один из основоположников этого метода У. Кильпатрик считал, что проект предполагает «энергичную от всего сердца деятельность»
Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной основной проблемой.
Так, например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит детей с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей их образов в народно-прикладном искусстве.
По продолжительности проекты бывают:
- краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня)
- длительными (от 1 месяца до 3 месяцев)
- долгосрочными ( в течении всего учебного года)
Работа над проектом включает в себя составляющие обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:
- Постановка цели
- Поиск реализации проекта
- Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта
- Организация познавательной, предметной и развивающей среды;
- Определение направлений поисковой и практической деятельности;
- Работа над частями проекта;
- Коллективная реализация проекта, его демонстрация
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников
- по целевой установке
- по тематике
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов.
Ролево- игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
Информационно-практико-ориентированные – (дети собирают информацию и реализуют ее ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.)
Исследовательско-творческие – (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна)
Творческие – (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то уже начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты:
«Мои любимые игрушки»
«Азбука здоровья»
Значимы и другие виды проектов:
Комплексные: «Книжкина неделя», «Мир театра», «Эхо столетий»
Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»
Творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Наш Казахстан»
Групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Познай себя» , «Подводный мир», « Сказки о любви»
Индивидуальные: «Секреты бабушкиного сундучка», « Я и моя семья», « Сказочная птица»
Исследовательские: «Питание и здоровье», «Дыхание и здоровье»
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является прежде всего развитие творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачами развития являются:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте – это:
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (весте с педагогом)
- Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей.
Задачами исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте являются:
- формирование предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствовавшие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду"И
Информация о проектах в саду...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду"
Педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и нап...
Консультация для воспитателей Проектная деятельность в детском саду
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»....
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
laquo;Проектная деятельность в детском саду»...
Консультация для воспитателей " Проектная деятельность в детском саду"
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с о...