Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду"И
консультация (подготовительная группа) на тему

Рахматуллина Алсу Рифкатовна

Информация о проектах в саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Проектная деятельность в детском саду»

Музыкальный руководитель: Рахматуллина Алсу Рифкатовна


Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: 
«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

 Типы проектов:

Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.

Технология проектирования в ДОУ

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________
3. Необходимые материалы ___________________________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? ____________________________________________________________________
Что мы хотим узнать? _________________________________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы? _________________________________________________
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) ___________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта ______________________________

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Развитие у детей проектных умений

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5. Надлежащее оформление :соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей

Этапы

Задачи

Деятельность творческой группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение темы, проблемы. Выбор группы участников

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы)
Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение, консультация.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценки

Наблюдение.
Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду"

Педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и нап...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента его возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных этапов деятельности....

Консультация для воспитателей " Проектная деятельность в детском саду"

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с о...