Тренинг для старших дошкольников "Я учусь владеть собой"
план-конспект урока (старшая группа)
Основной целью этого тренинга является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_starshih_doshkolnikov.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого- педагогическая поддержка личности ребенка в образовании.
План конспект занятий в виде тренинга для старших дошкольников.
«Я учусь владеть собой».
Основной целью этого тренинга является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.
Задачи:
- Повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
- Развивать эмпатию, научить работать в парах;
- Развивать речь, творческое воображение;
- Воспитывать доброжелательность.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:
— имитационные и ролевые игры;
— психогимнастика;
— рисуночные методы;
— элементы групповой дискуссии;
— техники и приемы саморегуляции;
— метод направленного воображения.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
(Все занятия проводятся в кругу).
Материалы:
— мягкая игрушка — дракончик Памси;
— три стакана с водой;
— блестки;
— кусок глины;
— плакат "Три настроения";
— текст рассказа "Памси грустит" (начало);
— аудиокассета с записью песенки "Танец утят".
Этапы | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Знакомство | Ребята знакомятся с игровым персонажем — дракончиком Памси, и ведущий объясняет, что Памси будет учиться справляться с трудностями вместе с ними. Передает Памси по кругу и каждый ребенок называет свое имя и какое у него сегодня настроение. | Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, бывает обидно и т.д. | Включаются в беседу. | Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них |
2. Работа с текстом | Памси грустит (начало) На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Памси — особенный дракончик. Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное у Памси — это его мысли. Мысли Памси бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют — яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше. Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга — спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски — как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его. Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет... Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо, когда же он снова почувствует себя счастливым? Он понимает: для того, чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно — Памси не знает. Он лежит и ждет, ждет, ждет... | Ведущий читает детям начало рассказа "Памси грустит". После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит следующее: — Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он 'сем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и "чистые" (показывает стакан с чистой водой). — Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает). — Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан). | Слушают рассказ. | Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно. |
3. Обсуждение | Примерные вопросы для обсуждения: — Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси? Когда? — Что вы чувствовали при этом? — О чем вы думали? — Как вы выходили из грустного состояния? — Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение? — Что же нужно делать, чтобы оно прошло? | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Формирует у детей веру в собственные силы. | Дети отвечают на вопросы. Обращаются к своему жизненному опыту, выражают собственные мысли, включаются в беседу. | Развитие коммуникативности, учить детей искать выход из трудных ситуаций обогащение словаря, развитие мышления, повышения самооценки. |
4. Учим правило | Ведущий общается с детьми, говорит им, что наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. примеры мыслей . Ведущий читает эти мысли Я плохой Я не умею Я не справился Меня обидели Я боюсь Я справлюсь У меня получится Я научусь Все будет хорошо Я не буду бояться | Ведущий открывает детям "правило-секрет».Рассказывает про правило. Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например: | Дети отвечают на вопросы .какие мысли помогают нам в жизни, а какие мешают . Опять ведущий после каждого ответа поощряет ребенка за высказывание. | Развитие коммуникативности, обогащение словаря, ознакомить детей с понятием «настроение». Формирует у детей веру в собственные силы. Развитее способности анализировать. |
5. Домашнее задание | Предложите детям: — в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает; — если настроение станет плохим, попытаться "исправить" его при помощи хороших мыслей; — принести на следующее занятие рабочие тетради и изготовить карточки, изображающие три настроения ("чистое", "блестящее", "темное"). | Задает домашнее задание на тему «три настроения». | Внимательно слушают. Задают вопросы ,если что-то не понятно. | Отслеживание и понимание своего настроения. Понимание того. что влияет на наше настроение. |
6.Завершение занятия | Закончить занятие можно «танцем с дракончиком», «паровозик». Танец основан на игре "Дракон ловит свой хвост" и исполняется под музыку веселой песенки "Танец утят". | Ведущий, стоящий первым, держит персонаж- игрушку на поднятой руке. На первом занятии "головой" дракона обязательно должен быть ведущий, а на последующих, те дети, которые отличились на занятии. | Дети, взявшись за руки (цепочкой), изображают хвост дракона, подпрыгивая под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет "хвостом", поворачиваясь в разные стороны. | Повышения настроения в группе. Мышечная разрядка. |
7.Прощание | Ребят понравилось ли вам наше занятии, вы умники ,внимательно слушали, я вами горжусь! | Ведущий обращается к детям | Стоят в кругу | Повышение самооценки.настроения |
Педагог-психолог :Титова Александра, МАДОУ д/с №2 «Рябинка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Я учусь владеть собой»
Тема развития коммуникативной и морально-нравственной сферы дошкольников привлекает в последнее время все больше внимание педагогов. Все чаще перед поступлением в школу эмоциональная и коммуника...
Учись владеть собой
Учись владетьсобой» Первая помощь после действия стрессовых факторов....
Конспект занятия в подготовительной группе: «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»
Задача: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию.Материал: сердечки-жетоны с именами детей, «Мешочек добрых дел...
Презентация к занятию в подготовительной группе: «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»
Задача: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию....
Коррекционно- развивающее занятие для детей дошкольного возраста «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»
Задача: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию....
Конспект занятия "Учитесь владеть собой. Оскорбление и доброта"
Конспект занятия "Учитесь владеть собой. Оскорбление и доброта"...
Конспект занятия в подготовительной группе «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»
конспект занятия по психологии в подготовительной к школе группе...