Тренинг для старших дошкольников "Я учусь владеть собой"
план-конспект урока (старшая группа)

Титова Александра Игоревна

Основной целью этого тренинга является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_starshih_doshkolnikov.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогическая поддержка личности ребенка в образовании.

План конспект занятий в виде тренинга для старших дошкольников.

«Я учусь владеть собой».

Основной целью этого тренинга является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д. 

Задачи:

  • Повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  • Развивать эмпатию, научить работать в парах;
  • Развивать речь, творческое воображение;
  • Воспитывать доброжелательность.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:

— имитационные и ролевые игры;

— психогимнастика;

— рисуночные методы;

— элементы групповой дискуссии;

— техники и приемы саморегуляции;

— метод направленного воображения.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.

(Все занятия проводятся в кругу).

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— три стакана с водой;

— блестки;

— кусок глины;

— плакат "Три настроения";

— текст рассказа "Памси грустит" (начало);

— аудиокассета с записью песенки "Танец утят".

Этапы

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Знакомство

Ребята знакомятся с игровым персонажем — дракончиком Памси, и ведущий объясняет, что Памси будет учиться справляться с трудностями вместе с ними. Передает Памси по кругу и каждый ребенок называет свое имя и какое у него сегодня настроение.

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, бывает обидно и т.д.

Включаются в беседу.

Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них

2. Работа с текстом

Памси грустит (начало)

На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Памси — особенный дракончик. Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное у Памси — это его мысли. Мысли Памси бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют — яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга — спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски — как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.

Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет...

Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо, когда же он снова почувствует себя счастливым? Он понимает: для того, чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно — Памси не знает.

Он лежит и ждет, ждет, ждет...

Ведущий читает детям начало рассказа "Памси грустит".

После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит следующее:

— Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он 'сем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и "чистые" (показывает стакан с чистой водой).

— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо или  обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).

Слушают рассказ.

Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно.

3. Обсуждение

Примерные вопросы для обсуждения:

—  Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси? Когда?

— Что вы чувствовали при этом?

— О чем вы думали?

— Как вы выходили из грустного состояния?

— Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

— Что же нужно делать, чтобы оно прошло?

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Поощряет детей к высказываниям.
Мотивирует детей на деятельность.

Формирует у детей веру в собственные силы.

Дети отвечают  на вопросы. Обращаются к своему жизненному опыту, выражают собственные мысли, включаются в беседу.

Развитие коммуникативности, учить детей искать выход из трудных ситуаций обогащение словаря, развитие мышления, повышения самооценки.

4.  Учим правило

Ведущий общается с детьми,  говорит им, что наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.

примеры мыслей .

Ведущий читает эти мысли

Я плохой

Я не умею

Я не справился

Меня обидели

Я боюсь

Я справлюсь

У меня получится

Я научусь

Все будет хорошо

Я не буду бояться

Ведущий открывает детям "правило-секрет».Рассказывает про правило.

Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:

Дети отвечают на вопросы .какие мысли помогают нам в жизни, а какие мешают .

Опять ведущий после каждого ответа поощряет ребенка за  высказывание.

Развитие коммуникативности, обогащение словаря, ознакомить детей с понятием «настроение». Формирует у детей веру в собственные силы.  Развитее способности анализировать.

5. Домашнее задание

Предложите детям:

— в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;

—  если настроение станет плохим, попытаться "исправить" его при помощи хороших мыслей;

— принести на следующее занятие рабочие тетради и изготовить карточки, изображающие три настроения ("чистое", "блестящее", "темное").

Задает домашнее задание на тему «три настроения».

Внимательно слушают. Задают вопросы ,если что-то не понятно.

Отслеживание и понимание своего настроения. Понимание того. что влияет на наше настроение.

6.Завершение занятия

Закончить занятие можно «танцем с дракончиком», «паровозик». Танец основан на игре "Дракон ловит свой хвост" и исполняется под музыку веселой песенки "Танец утят".

Ведущий, стоящий первым, держит персонаж- игрушку на поднятой руке.

На первом занятии "головой" дракона обязательно должен быть ведущий,  а на последующих, те дети, которые отличились на занятии.

Дети, взявшись за руки (цепочкой), изображают хвост дракона, подпрыгивая под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет "хвостом", поворачиваясь в разные стороны.

Повышения настроения в группе. Мышечная разрядка.

7.Прощание

Ребят понравилось ли вам наше занятии, вы умники ,внимательно слушали, я вами горжусь!

Ведущий обращается к детям

Стоят в кругу

Повышение самооценки.настроения

Педагог-психолог :Титова Александра, МАДОУ д/с №2 «Рябинка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Я учусь владеть собой»

Тема развития коммуникативной и морально-нравственной сферы дошкольников привлекает в последнее время все больше внимание педагогов. Все чаще перед поступлением в школу  эмоциональная и коммуника...

Учись владеть собой

Учись владетьсобой» Первая помощь после действия стрессовых факторов....

Конспект занятия в подготовительной группе: «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»

Задача: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию.Материал: сердечки-жетоны с именами детей, «Мешочек добрых дел...

Презентация к занятию в подготовительной группе: «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»

Задача: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию....

Коррекционно- развивающее занятие для детей дошкольного возраста «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»

Задача: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию....

Конспект занятия "Учитесь владеть собой. Оскорбление и доброта"

Конспект занятия "Учитесь владеть собой. Оскорбление и доброта"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»

конспект занятия по психологии в подготовительной к школе группе...