Педагогическая технология обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Данное учебно-методическом пособие поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений разработать и апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Разработать содержание педагогической технологии проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
- Реализовать систему работы с педагогами и детьми по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством проектной деятельности;
- Апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности для обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
- Оценить эффективность проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_1.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Цели, задачи и методика разработки педагогической технологии.
Цель: разработать и апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, были определены задачи:
- Разработать этапы и содержание педагогической технологии проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
- Реализовать систему работы с педагогами и детьми по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством проектной деятельности;
- Апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности для обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
- Оценить эффективность проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическая технология была построена на следующих теоретических положениях:
- Концепция социокультурного развития ребенка (Л. С. Выготский, А, Н. Леонтьев, Запорожцев А.В., Каган М.С.). Перед ребенком стоит задача – присвоение культуры, которое происходит посредством игры. Под влиянием культуры происходит изменение ребенка и становление личностной культуры. Через игру ребенок открывает свой внутренний мир, свои чувства, отношения, знания, интерес, потребности, осваивает способы деятельности, которыми овладевает в игре.
- Субкультура дошкольного детства (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн). В игре ребенок проявляет одну из главных особенностей детской субкультуры, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.
- Концепция культурно-исторического развития (Л. С. Выготский, А, Н. Леонтьев). Личность ребенка развивается в процессе освоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений; Обогащение содержания игры может протекать только при взаимодействии ребенка с взрослым, когда в процессе игры он перенимает формы поведения и отношения между людьми по образцу.
- Концепция целостного развития личности (Б. Г. Ананьев, М. В. Крулехт). Проектная деятельность, как специфическая форма творчества, является универсальным средством развития личности. Она развивает познавательный, исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества и творческие способности личности.
- Развитие ребенка как субъекта детской деятельности (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева). Проектная деятельность позволяет ребенку стать субъектом познания и преобразования мира.
Принципы проектирования педагогической технологии:
- Принцип последовательности и системности взаимодействия педагога с детьми в проектной деятельности направленной на обогащение содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников;
- Использование методов и приемов теоретического и практического ознакомления педагогов с работой в проектной деятельности посредством проведения семинара-практикума и предоставления методических рекомендаций;
- Принцип построения творческого игрового проекта, обеспечивающего обогащение содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
- Активизация совместной и самостоятельной игровой деятельности детей в процессе работы над проектом и в результате проектной деятельности.
- Проявление познавательной, творческой активности и самостоятельности детей в результате работы в проектной деятельности, за счет поиска выхода из проблемной ситуации и участия в игровой, творческой и познавательной деятельности.
- Принцип подготовки к игре, в процессе творческого игрового проекта обогатится предметно-развивающая среда за счет создания игровых атрибутов.
Исходя из задач, были определены этапы разработки педагогический технологии:
Первый этап нацелен на повышение компетентности педагогов и изменение приемов педагогического взаимодействия в совместной деятельности с детьми за счет создания педагогической технологии использования проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Разработать методический продукт для педагогов по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
- провести методическую работу с педагогами по ознакомлению с работой в проектной деятельности.
- Разработать методический продукт для воспитателей по осуществлению проектной деятельности в старшей группе детского сада.
Для решения первой задачи первого этапа были разработаны методические рекомендации для педагогов по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (Приложение 10).
Реализация разработанных методических рекомендаций предполагает следующие результаты:
- у воспитателей повысится стремление выявлять игровые умения и интересы через наблюдение за детской игрой;
- воспитатели будут проводить сюжетно-ролевые игры, и участвовать в них;
- воспитатели, в режимных моментах и образовательной деятельности, будут делать акцент на то, что и как можно отразить в игре, через постановку проблемных и игровых ситуаций, общение с детьми и пр.;
- игры детей будут предполагать более разнообразное, увлекательное содержание, темы игр станут более современными, отражающими детскую субкультуру;
- в играх дети смогут использовать предметы-заместители, обогащать сюжет игры различными атрибутами, изготовленными самостоятельно;
- у детей обогатятся представления о ролевом взаимодействии;
- в играх у детей повысится стремление договариваться, мирно решить конфликтные ситуации.
- сюжетно-ролевая игра станет частью или результатом реализуемой воспитателей проектной деятельности.
Таким образом, после реализации предложенных рекомендаций у педагогов повыситься осознание необходимости обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
Для решения второй задачи первого этапа был разработан семинар-практикум по ознакомлению педагогов с работой в проектной деятельности (Приложение 11).
Цель семинара-практикума заключалась в повышении профессиональной компетентности педагогов в области технологии проектирования на примере построения проекта «Жители фантастического города» направленного на обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
Задачи семинара-практикума:
- повышение методической грамотности воспитателей в овладении технологией проектной деятельности;
- развитие способности к решению проблемных задач творческим путем совместно с детьми.
Практический этап семинара включал разработку мини-проекта для детей старшего дошкольного возраста, направленного на обогащение содержания сюжетно-ролевой игры.
Для проведения семинара-практикума использовались материалы по организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников [55] и организации проектной деятельности [9].
Для решения третей задачи первого этапа были разработаны методические рекомендации для педагогов по осуществлению проектной деятельности в старшей группе детского сада (Приложение 12).
Реализация разработанных методических рекомендаций для воспитателей по осуществлению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста предполагает следующие результаты:
- у воспитателей повысится понимание и интерес к проведению проектной деятельности;
- подбор и разработка тем проектов будет учитывать интерес детей и не противоречить основной программе;
- в ходе проектной деятельности будут учитываться задачи интегративного характера (коммуникативной, познавательной, творческой, социально-личностной направленности);
- совместная работа педагогов и детей будет носить познавательный, творческий характер;
- дети станут соучастниками в разработке педагогического процесса, что привлечет детей к достижению поставленных педагогами целям;
- родители воспитанников смогут занять активную позицию в образовательной деятельности, сопровождая ребенка в ходе проекта;
- результатом проекта станет сюжетно-ролевая игра значимая для детей.
Таким образом, после реализации семинара-практикума и предложенных рекомендаций у педагогов повысится профессиональная компетентность в области технологии проектирования направленного на обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников, что поспособствует разработке собственных проектов и проведению сюжетно-ролевых игр, как продукта проектной деятельности.
Второй этап разработки педагогической технологии нацелен на разработку содержания педагогической технологии проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры и реализацию детского творческого игрового проекта.
Задачи:
- Разработать детский творческий игровой проект, направленный на обогащение содержания сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
- Апробировать методические рекомендации в практической работе педагогов с детьми.
Для решения первой задачи второго этапа был разработан детский творческий игровой проект «Жители фантастического города», направленный на обогащение содержания сюжетно-ролевой игры.
Проект «Жители фантастического города».
Продукт проекта: создание «музея Дога Хадсона» (персонажа из м/ф «Тачки») и атрибутов для сюжетно-ролевой игры «фантастический город».
Цель: способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством использования детских игровых интересов и впечатлений; обогатить эмоциональный и фантазийный опыт детей.
Задачи проекта:
- Обогащать представления детей о ролевом взаимодействии;
- Воспитывать дружеские доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
- Расширять представления детей о нормах поведения в различных ситуациях;
- Развивать связанную речь дошкольников;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать практические умения конструирования и изобразительной деятельности детей в процессе работы над проектом;
- Обогащать игровой опыт детей посредством игровых и проблемных ситуаций, использования видеофрагментов, презентаций, совместной творческой деятельности.
- Побуждать родителей к совестному творчеству с детьми.
Мотивационный этап.
Проблемная ситуация. Рома С. принес в группу новые игрушки – набор машинок из мультфильма «Тачки 2», но в связи с тем, что машинок гораздо меньше, чем детей, а поиграть хочется всем, возникают конфликтные ситуации. Воспитатель предлагает детям решить возникшую проблему, что можно придумать, чтобы смогли играть все дети?
В процессе беседы воспитатель подводит детей к мысли о том, что они могут сами «трансформироваться» в персонажей любимых мультфильмов и стать жителями фантастического города. Предлагается рассматривание электронной презентации и обсуждение персонажей мультфильмов «Тачки», «Трансформеры», «Клуб Винкс: Школа волшебниц», «Феи».
Проблемно-деятельностный этап. | Таблица №3 |
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) | Взаимодействие с родителями |
Создание коллажа «Это мы!», отображающего выбранные детьми роли. | Подбор журналов, картинок для коллажа. | ||
Коллективное рисование на ватмане карты города. Проблемная образовательная ситуация «откуда берутся названия городов?». Образовательная ситуация. Символы города. Оформление герба и флага города. Образовательная ситуация. Написание первой страницы летописи города. | Игра-фантазирование «Путешествие в Радиатор-Спринг». Воспитатель говорит: «мы с вами отправляемся в Радиатор-Спринг, где живут только Тачки и Трансформеры». Проблемная игровая ситуация «Строим город». Определение жилых и общественных зон города в группе и на участке, их обустройство. Игра-фантазирование. Придумывание названия нашего города и легенды, как он появился. | Трудовая деятельность: создание игрового пространства на площадке для сюжетно-ролевой игры «фантастический город». Самостоятельная сюжетно-ролевая игра девочек «Феи отправляются на континент». Подготовка Фей к путешествию в Радиатор-Спринг. | Создание головного убора, символизирующего определенного персонажа, и необходимые для него атрибуты. |
Образовательная ситуация составление описательного рассказа своего персонажа по результатам коллажа. Беседа с детьми о соблюдении правил взаимодействия в игре, правил игры, использовании игровых атрибутов. Оригами «машина из бумаги». Просмотр фрагментов м/ф «Феи 2» - Образовательная ситуация «то делать, если поссорился с другом?». Обсуждение и поиск выхода из конфликтной ситуации. | Игровая ситуация «в гости к Тачкам прилетают Феи». Создание ситуаций знакомства, дружеского общения. Просмотр фрагмента м/ф «Тачки», решение проблемно-игровой ситуации «Что сделать, чтобы Радиатор-Спринг стал знаменитым городом?» | Свободное рисование фантастического города. Ситуации общения по теме игры. | |
Образовательная ситуация «Как Молния Маквин и Мэтр путешествовал по миру», с рассматриванием электронной презентации «традиции разных стран». Образовательная ситуация «Как провести праздник?» Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города. | Игровая ситуация «День рождения города». Сюжетно-ролевая игра на прогулке «Вечеринка» (в честь дня города). | Изготовление подарков друг другу на День Рождения города. | |
Пластилинография «Вечный Цветок». Образовательная игровая ситуация «тачки и феи занимаются математикой». Счет тройками до 21 и обратно. Решение задач. Знакомство с трапецией. Конструирование из палочек. Графические работы. Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города. | Просмотр фрагмента м/ф «Феи». Скоро раскроется вечный цветок. Игровая ситуация «Как феи принесли весну в город». | Трудовая деятельность на площадке. Сажаем цветы на клумбе. | |
Беседа о соблюдении правил дорожного движения пешеходов и автомобилистов. Образовательная игровая ситуация «На улице города». Ориентация в пространстве, закрепление понятий «направо», «налево», «вверх», «вниз». Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города. | Трудовая деятельность. Подготовка плакатов, кричалок болельщиков к соревнованиям. Спортивный вечер досуга. 1 тур: «Гонки Гран-при». Соревнование между мальчиками-тачками в беге на улице (в спортивном зале). 2 Тур: «Турнир Долины Фей». Соревнования между девочками-феями. Игровая ситуация «Репортаж с места событий». Фотосессия. | Организация награждения победителя. Ситуации общения по результатам гонок. | |
Образовательная игровая ситуация «В мастерской у Дога Хадсона». Ознакомление детей с профессией «автомеханик», его деятельностью. Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города «Как все начиналось». | Игровая ситуация «Кинг сломался» (машинка во время гонок сломалась). На помощь пришла Фея Динь-Динь. Придумывание и разыгрывание историй «однажды со мной приключилось…» | Самостоятельная сюжетно-ролевая игра «мастерская». | |
Образовательная игровая ситуация «добро пожаловать в музей». Разыгрывание правил поведения в общественных местах. Аппликация. Изготовление приглашений в музей | Игровая ситуация «Открытие музея Хадсона-Хорнета». | Организация выставка журналов, книг, поделок, портретов, Летописи города. | Изготовление машинки «мой портрет». Родители вместе с детьми мастерят макет (аппликацию и пр.) того персонажа, роль которого взял на себя ребенок. |
Творческий этап. Оформление музея, создание приглашений для детей из других групп и родителей. Организация сюжетно-ролевой игры «добро пожаловать в музей Хадсона-Хорнета!».
Использование проектной деятельности, как средства обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста возможно, если педагоги на достаточном уровне овладели организацией и проведением работы в детской проектной деятельности. Для этого в результате преобразующего эксперимента была проведена методическая работа с педагогами: разработаны методические рекомендации для воспитателей по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста, семинар-практикум по ознакомлению педагогов с работой в проектной деятельности, разработаны методические рекомендации для воспитателей по осуществлению проектной деятельности со старшими дошкольниками. В работе с детьми был реализован творческо-игровой проект «Жители фантастического города», в старшей группе детского сада, способствующий обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством использования детских игровых интересов и впечатлений; обогащающий эмоциональный и фантазийный опыт детей.
По итогам проведенной работы в рамках преобразующего эксперимента был организован контрольный эксперимент. Проанализировав результаты контрольного эксперимента, и сравнив их с результатами, полученными в констатирующем эксперименте, было выявлено, что игровая деятельность детей стала наиболее разнообразной и творческой. Взаимодействие воспитателя и детей поспособствовало использованию в сюжетно-ролевых играх результатов и продуктов проектной деятельности. Для воспитателей была обеспечена готовность к использованию проектной деятельности для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр. Разработана педагогическая технология, обеспечивающая включение в проект эмоционально привлекательное содержание, разнообразные ситуации игровой, познавательной и практической направленности.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают эффективность разработанной методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Наша Родина- Россия" и его реализация....
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"
Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольном образова...
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"
В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...
Доклад из опыта работы по теме "«Развитие познавательно - творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»"
Повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста...