Ознакомление детей с природой по средствам художественного слова в младшем возрасте
материал

Экологическая проблема очень важна на современном этапе. В течении многих лет человек относится к природе потребительски, считая  себя её покорителем. Одной из задач дошкольного воспитания является введение ребёнка в мир природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_prirodoy.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 50»

ДОКЛАД

на тему:

«Ознакомление детей с природой по средствам художественного слова в младшем возрасте»

Подготовила воспитатель:

Салихова Альбина Масхутовна

Оренбург 2019

Я сорвал цветок - и он завял.

Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

Павел Гнездослав.

Экологическая проблема очень важна на современном этапе. В течение многих лет человек относится к природе потребительски, считая себя ее покорителем. Нашему обществу нужны люди с новым мышлением - человек должен перестроить свое отношение к окружающей среде, осознать, что он всего лишь часть природы.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является введение ребенка в мир природы, формирование реалистических представлений о ее объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, воспитание любви и бережного отношения к ней.

Я считаю, что знакомство детей с природой необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, так как именно тогда закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение экологических знаний; именно в дошкольном детстве накапливаются яркие эмоциональные впечатления, формируется интерес к окружающему миру.

Природа - это неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтому начинать знакомить детей с природой я решила посредством художественного слова.

Художественное слово в младшем дошкольном возрасте выполняет роль эмоциональной установки на восприятие объекта окружающей нас действительности, дает направление детской активности, которая проявляется в форме речи.

Художественные тексты (стихи, потешки, сказки, рассказы) эмоционально воздействуют на ребенка, обостряют впечатления о природе, расширяют кругозор, формируют отношение к окружающему, закладывают основу эстетического воспитания. Художественное слово оказывает благотворное влияние на развитие активного словаря детей, помогает высказать свои впечатления о природе.

Использование художественного слова в экологическом воспитании способствует гармоничному развитию ребенка, а это, как известно, основа формирования будущей личности.

В своей работе по данному направлению я ориентируюсь на выполнение следующих задач:

- обогащать и конкретизировать представления детей об объектах живой и неживой природы;

- привлекать детей к посильной деятельности по уходу за живыми объектами;

- развивать обследовательские навыки на основе простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- воспитывать добрые чувства, любопытство, эмоциональную отзывчивость и переживания детей в процессе общения с природой, эстетическое восприятие красоты природы.

Также я придерживаюсь определенных требований к использованию художественного слова:

- отбор художественного произведения должен соответствовать ознакомительной цели;

- учет возрастных особенностей.

Для малышей необходимо отбирать литературные тексты со следующими характеристиками:

- действенность

- динамичность содержания

- краткость

- четкий ритм (стихи, потешки и т. п.)

- простота и ясность, опора на хорошо знакомые ребенку образы

- сопровождение художественного слова наглядными методами: наблюдение за объектом, рассматривание картин и иллюстраций, действие с игрушкой, выполнение движений и т. д.

- речь педагога должна быть выразительной, эмоциональной, внятной;

- многократное повторение художественного произведения, что способствует формированию связей между словом и природным объектом.

В нашей группе имеется уголок природы, где в доступном для наблюдения месте размещены комнатные растения, за которыми мы вместе с детьми наблюдаем и ухаживаем. В календаре наблюдений отмечаем сезонные изменения в неживой природе.

Здесь же находится мини-лаборатория с оборудованием, необходимым для проведения элементарных опытов и игр.

В группе имеется книжный уголок, где детям предложены книги с учетом возраста, интересов, сезонностью, требованиями программы. Особенно популярны у детей произведения народного фальклора: потешки, попевки, сказки о животных; детям предлагаем стихи русских поэтов и современных авторов о природе, доступных пониманию детей.

Для расширения детских представлений имеются иллюстрации к сказкам, рассказам, потешкам, картинки с изображением животных, птиц, растений, времен года.

Мною была создана картотека художественного слова, куда вошли произведения фольклорного жанра: потешки, прибаутки, заклички – обращения к природе; короткие стихи А. Барто, И. Такмаковой, С. Маршака, С. Михалкова, Е. Благининой, Е. Берестова, Я. Тайц; отрывки произведений о природе русских поэтов – классиков: В. Жуковского, И. Никитина, А. Плещеева, А. Прокофьева и других. Организованна картотека загадок о растениях и животных.

Большую роль в своей работе я отвожу наблюдениям на прогулке. Через поэтическое слово стараюсь научить детей видеть прекрасное, любоваться природой, замечать многообразие ее форм.

Например, любование листопадом сопровождали такими строками:

Листопад, листопад, листья желтые летят,

листья под ногой шуршат, скоро будет голым сад.

Вместе с детьми составляли осенние букеты, собирали гербарий, ходили по опавшей листве и слушали, как она шуршит.

Наблюдая за моросящим дождем проговаривали попевку – закличку:

Дождик, дождик, пуще

Травка будет гуще.

Дождик, дождик, припусти,

Чтобы зернышкам расти.

В наблюдения я включала разнообразные действия, которые вызывают интерес к природе: качали руками над головой, как ветви деревьев на ветру, стучали пальчиком по ладошке, изображая дождик, кружились как снежинки и т. д.

Познавательную деятельность я провожу через игры с песком, водой, снегом, знакомя детей со свойствами и особенностями природных материалов. При рассматривании снежинки под лупой использовали отрывок стихотворения К. Бальмонта "Снежинка".

Свело-пушистая, снежинка белая

Такая чистая, такая смелая.

Художественное слово побуждает детей делать элементарные умозаключения и выводы, например, о том что вода замерзает, когда очень холодно, что все в природе взаимосвязано:

Где ты солнце в самом деле?

Мы совсем закоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей.

Временные представления детей можно конкретизировать поговорками:

Ночь пришла - темноту принесла.

К художественному слову обращаюсь, знакомя детей с птицами, дикими и домашними животными:

Ищут зернышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздаётся: КО-КО-КО.

Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в терему,

А она в хлеву: МУ-МУ.

Все знания, представления о явлениях природы, которые дети получают через рассмотренные нами приемы работы, закрепляются с детьми в играх, беседах, совместной и самостоятельной деятельности.

Работать по данному направлению нужно, привлекая родителей. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Для этого в группе оформляется наглядный материал по данной теме: "Наблюдаем с детьми" по сезонам с использованием художественного слова, "Гуляй, да присматривайся", "Фольклор для малышей", "Читаем вместе с детьми" и др. Здесь я предлагаю родителям, о чем рассказать ребенку, что почитать, чему научить; помещаю стихи, потешки для заучивания. В индивидуальных беседах старались убедить родителей поощрять исследовательский инстинкт детей, любознательность, стремление как можно больше узнать о природе, рекомендую отвечать на все вопросы ребенка.

Работая в данном направлении, используя художественное слово при знакомстве с природой младших дошкольников и наблюдая за деятельностью детей позволяет сделать вывод, что запас знаний и умений постепенно увеличивается, и работу в данном направлении необходимо продолжать во всех возрастных категориях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи, как средство ознакомления детей с природой.

Одна из главных задач сегодняшнего дня – воспитание интереса и любви к природе у детей дошкольного возраста. Не менее важной задачей является формирование у ребёнка понятия об общечеловеческих ценност...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами художественного слова и театральной деятельности

Художественная литература, в том числе и основанная на православной традиции, является сильным действенным средством духовно-нравственного воспитания детей....

Консультация для педагогов " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"

Консультация " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"...

Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы...

"Подбор художественной литературы для ознакомления детей с природой"

Подбор литературы для ознакомления с природой по темам....

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой в детском саду во второй младшей группе на тему: "Комнатные растения"

Тема: Комнатные растенияЦель: Закрепить умения детей заботиться о растениях; учить детей исполнять работу в определенной последовательности;  прививать любовь к живой природе; формировать бережно...