Дидактическое пособие для детей 3-7 лет "Ритмический кубик"
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Скорнякова Олеся Александровна

Ритмический кубик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skornyakova_o.a._ritmicheskiy_kubik_1.docx270.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Ручеёк»

Методические рекомендации

по использованию дидактического пособия «Ритмический кубик»

для детей дошкольного возраста

                     C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190327_115709.jpg

Музыкальный руководитель:

Скорнякова Олеся Александровна

Бородино, 2019 год

Аннотация.

Дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3-7 лет. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Работа с дидактическим пособием формирует у детей музыкальные способности, повышает интерес к музыке, развивает природную музыкальность детей и первоначальные навыки музыцирования, создает предпосылки к формированию творческого мышления, усиливает образное мышление, развивает чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка.

Использование        пособия        в        ДОУ        способствует развитию у детей чувства ритма, интереса к игре на музыкальных инструментах, воспитываются коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу, взаимодействовать друг с другом.

Уникальность данного пособия состоит в том, что для участия в игре с ритмическим кубиком, не требуется каких-то особенных навыков и умений.

В перспективе данное пособие может использоваться не только на музыкальных занятиях,  но и в свободной самостоятельной деятельности.

В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический материал.

Методические рекомендации по использованию данного пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для музыкального развития и психоэмоционального здоровья.

В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Цель пособия: развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Данное пособие представляет собой шестигранный кубик, каждая сторона которого равна 8-10 см, на грани которого картинки с изображением животных, музыкальных инструментов, разным количеством предметов и т.д.

 Участвовать в игре может вся группа. Играющие располагаются по кругу лицом друг к другу. Игры могут быть подвижными и активными, а так же тихими и спокойными. Играть можно как на музыкальном занятии, так и в свободной самостоятельной деятельности.

Примерные варианты игр.

«Веселый   кубик». 

Игра для детей младшей группы.

Программное содержание: Учить детей звукоподражанию разных голосов животных своим голосом, изменяя тембр, высоту согласно своим возможностям.

Игровой материал: кубик, на гранях которого изображены животные: кошка, поросенок, лошадка, корова, козленок, утенок.

Ход игры. Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

«Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!»

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («мяу-мяу-мяу») и т.п.

Затем игра продолжается.

«Музыкальный кубик».

Игра для детей средней группы.

Программное содержание: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Игровой материал: кубик, на гранях которого изображены музыкальные инструменты (ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик); музыкальные инструменты в соответствии с картинками на гранях кубика.

Ход игры. На столике находятся детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик. Дети, стоя в кругу, передают кубик под весёлую знакомую музыку  со знакомыми  словами:

«Кубик движется по кругу,  Передайте кубик другу.

Кубик может показать, На чем тебе теперь играть!».

Бросающий кубик ребёнок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет заранее выученную несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого ребёнка, в конце игры  дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

«Кубик «Угадай-ка»».

Игра для детей средней группы.

Программное содержание: Учить звукоподражанию различных явлений голосом.

Игровой материал: кубик, на гранях которого изображены предметы: часы, молоток, туча и капельки, самолет, паровоз, желтые листики.

Ход игры. Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Произносят текст:

«Кубик деткам предай.

Что увидел, угадай!».

Ребенок бросает кубик на пол в кругу. Педагог спрашивает у детей: «Что это?» - «Молоток». Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, изобразить голосом, как может звучать молоток («тук-тук-тук») и т.д. Игра продолжается: часы - «тик-так», капельки – «кап-кап», паровоз - «ту-ту», листики «шур-шур».

«Ритмический кубик».

Игра для детей старшей группы.

Программное содержание: Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п. Закреплять навыки прямого счёта, вызывать положительные эмоции от игры.

Игровой материал. Используется кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани - 1 бабочка, на второй - 2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишечек, на шестой – 6 ёлочек.

Ход игры. Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

«Ты возьми весёлый кубик, Передай его друзьям.

Что покажет этот кубик –  Повтори за ним ты сам!».

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько предметов изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.

«Кубик-оркестр».

Игра для детей старшей группы.

Программное содержание: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Игровой материал: используется кубик, на гранях которого изображены разные детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

«Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!».

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет его на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

«Кубик-календарик»

Игра для детей старшей группы.

Программное содержание: развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст, с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющихся друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.

Игровой материал: используется кубик на гранях которого - картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. (Их можно использовать для игры «Ритмический кубик»).

Ход игры. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:

«Календарик мы листаем,

Кубик другу отправляем.

К кому кубик попадет,

Тот стишок нам всем читает!»

Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.

В процессе игры можно выучить с детьми стихотворения из цикла С.Маршака «Круглый год».

Список литературы:

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/03/23/muzykalno-didakticheskaya-igra-veselye-kubiki.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-didakticheskie-igry-s-ispolzovaniem-posobija-veselye-kubiki.html.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МКДОУ «Детский сад с. Манчаж» Авторское дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Кубик стихов А. Барто»

Авторское дидактическое пособие  для детей младшего дошкольного возраста«Кубик стихов А. Барто»Автор пособия: воспитатель первой квалификационной категории Русинова Л.Н.Возраст детей:...

Рецензия на авторское дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Чудо - кубик»,

Автор представляет дидактическое пособие «Чудо - кубик» для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактическое пособие «Чудо - кубик» предназначено для развития мелкой ...

Паспорт дидактического пособия по нравственно - патриотическому воспитанию "Волшебный кубик"

Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому с...

Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.

Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...