Дидактическое пособие для детей 3-7 лет "Ритмический кубик"
материал (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Ручеёк»
Методические рекомендации
по использованию дидактического пособия «Ритмический кубик»
для детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель:
Скорнякова Олеся Александровна
Бородино, 2019 год
Аннотация.
Дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3-7 лет. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Работа с дидактическим пособием формирует у детей музыкальные способности, повышает интерес к музыке, развивает природную музыкальность детей и первоначальные навыки музыцирования, создает предпосылки к формированию творческого мышления, усиливает образное мышление, развивает чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка.
Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей чувства ритма, интереса к игре на музыкальных инструментах, воспитываются коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу, взаимодействовать друг с другом.
Уникальность данного пособия состоит в том, что для участия в игре с ритмическим кубиком, не требуется каких-то особенных навыков и умений.
В перспективе данное пособие может использоваться не только на музыкальных занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности.
В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический материал.
Методические рекомендации по использованию данного пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для музыкального развития и психоэмоционального здоровья.
В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Цель пособия: развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Данное пособие представляет собой шестигранный кубик, каждая сторона которого равна 8-10 см, на грани которого картинки с изображением животных, музыкальных инструментов, разным количеством предметов и т.д.
Участвовать в игре может вся группа. Играющие располагаются по кругу лицом друг к другу. Игры могут быть подвижными и активными, а так же тихими и спокойными. Играть можно как на музыкальном занятии, так и в свободной самостоятельной деятельности.
Примерные варианты игр.
«Веселый кубик».
Игра для детей младшей группы.
Программное содержание: Учить детей звукоподражанию разных голосов животных своим голосом, изменяя тембр, высоту согласно своим возможностям.
Игровой материал: кубик, на гранях которого изображены животные: кошка, поросенок, лошадка, корова, козленок, утенок.
Ход игры. Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
«Кубик детям передай.
Кто пришел к нам, угадай!»
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («мяу-мяу-мяу») и т.п.
Затем игра продолжается.
«Музыкальный кубик».
Игра для детей средней группы.
Программное содержание: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.
Игровой материал: кубик, на гранях которого изображены музыкальные инструменты (ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик); музыкальные инструменты в соответствии с картинками на гранях кубика.
Ход игры. На столике находятся детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик. Дети, стоя в кругу, передают кубик под весёлую знакомую музыку со знакомыми словами:
«Кубик движется по кругу, Передайте кубик другу.
Кубик может показать, На чем тебе теперь играть!».
Бросающий кубик ребёнок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет заранее выученную несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого ребёнка, в конце игры дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.
«Кубик «Угадай-ка»».
Игра для детей средней группы.
Программное содержание: Учить звукоподражанию различных явлений голосом.
Игровой материал: кубик, на гранях которого изображены предметы: часы, молоток, туча и капельки, самолет, паровоз, желтые листики.
Ход игры. Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Произносят текст:
«Кубик деткам предай.
Что увидел, угадай!».
Ребенок бросает кубик на пол в кругу. Педагог спрашивает у детей: «Что это?» - «Молоток». Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, изобразить голосом, как может звучать молоток («тук-тук-тук») и т.д. Игра продолжается: часы - «тик-так», капельки – «кап-кап», паровоз - «ту-ту», листики «шур-шур».
«Ритмический кубик».
Игра для детей старшей группы.
Программное содержание: Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п. Закреплять навыки прямого счёта, вызывать положительные эмоции от игры.
Игровой материал. Используется кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани - 1 бабочка, на второй - 2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишечек, на шестой – 6 ёлочек.
Ход игры. Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
«Ты возьми весёлый кубик, Передай его друзьям.
Что покажет этот кубик – Повтори за ним ты сам!».
Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько предметов изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.
«Кубик-оркестр».
Игра для детей старшей группы.
Программное содержание: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Игровой материал: используется кубик, на гранях которого изображены разные детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
«Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!».
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет его на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.
«Кубик-календарик»
Игра для детей старшей группы.
Программное содержание: развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст, с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющихся друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.
Игровой материал: используется кубик на гранях которого - картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. (Их можно использовать для игры «Ритмический кубик»).
Ход игры. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:
«Календарик мы листаем,
Кубик другу отправляем.
К кому кубик попадет,
Тот стишок нам всем читает!»
Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.
В процессе игры можно выучить с детьми стихотворения из цикла С.Маршака «Круглый год».
Список литературы:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МКДОУ «Детский сад с. Манчаж» Авторское дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Кубик стихов А. Барто»
Авторское дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста«Кубик стихов А. Барто»Автор пособия: воспитатель первой квалификационной категории Русинова Л.Н.Возраст детей:...
Рецензия на авторское дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Чудо - кубик»,
Автор представляет дидактическое пособие «Чудо - кубик» для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактическое пособие «Чудо - кубик» предназначено для развития мелкой ...
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие А давай мы, поиграем…
БЫСТРО И ПРОСТО ИЗГОТОВИТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...
Паспорт дидактического пособия по нравственно - патриотическому воспитанию "Волшебный кубик"
Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому с...
Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.
Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...
Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"
Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок» имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...