Круглый стол "Игра как форма развития коммуникации у дошкольников"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Круглый стол
по теме:
«Игра как форма развития коммуникации у дошкольников»
Составили: Гусакова Н.С.
Ивашина М.И.
Олейник О.В.
Сосновцева Н.В.
г.Сухиничи
Цель: повышение компетентности педагогов по данной теме, совершенствовать педагогическое мастерство.
План проведения:
1. Определение и обсуждение понятия игра и ее роль в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников в свете ФГОС.
2. Что дает игра? (дискуссионная часть).
3. Виды игр
4.Развитие коммуникативных способностей в игре
5. Игровой тренинг
6. Заключительная часть (рефлексия).
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас за нашим столом. И сегодня мне хочется предложить для обсуждения наиболее важную тему в дошкольном воспитании «Игра как форма развития коммуникации у дошкольников».
Сегодняшний круглый стол мне хочется начать словами известного педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, однако, ни для кого не секрет, то, что в последние годы наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями дошкольного образования. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать конструктивные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное, отзывчивое отношение к ним, в разговоре соблюдать этикет, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Поэтому первостепенная задача педагога-развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».
Решение задач развития должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма не только социализации, но и коммуникации ребенка .
Участник:
Что такое игра? Игра — это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными.
В какие игры играют дети?
— • Подвижные игры
— • Игры с предметами
— • Строительные игры
— • Компьютерные и видео игры
— • Настольные игры
— • Игры с правилами
— • Сюжетно-ролевые игры.
Ведущий: ФГОС ДО ставит перед педагогами задачи, которые направлены на целевые ориентиры и подводит к тому, что выпускник детского сада должен:
-быть адаптирован к социальной среде;
-быть готовым к коммуникации;
-уметь взаимодействовать с окружающими людьми, то есть должен обладать культурой общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.
А основным условием развития ребенка, и важнейшим фактором формирования личности является общение.
Общение ребенка происходит в игровой деятельности.
Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей, и она проявляется в различных видах деятельности: двигательной, коммуникативной.
Ведущий: Итак, мы понимаем всю важность игры, а как вы думаете что же дает игра дошкольникам?
Участник: Что даёт игра детям?
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
- Игра дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить свой ум.
- Игра дает радость общения.
- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Ведущий: Да, на самом деле игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма коммуникации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально.
А как вы думаете, так ли нужны коммуникативные игры?
Участник:
Да, они безусловно необходимы, их цель:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Значение коммуникативных игр:
Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Примеры коммуникативных игр.
«Волшебные слова», «Подарок на всех», «Волшебный букет цветов», «Игры ситуации», «Коврик примирения» и другие.
Игровой тренинг:
Ведущий:М ы с вами видим и знаем значение игр в развитии детей, а как повысить родительскую компетентность? Ведь родители не всегда объективно относятся к тому, что ребенок играет?
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:
• партнёрство родителей и педагогов;
• единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
• помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Наша цель – формирование и развитие компетентности семьи в вопросах воспитания и совершенствование или корректировка детско-родительских отношений.
Ведущий: Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Вывод: - Работая в данном направлении, мы создали картотеку игр на развитие коммуникативных навыков;
-считаем, что необходимо постоянно играть в игры на развитие коммуникативных навыков;
-продолжать развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
-повышать компетентность родителей по данной теме;
Завершая наш круглый стол хочется сказать, помните: готовясь к очередному рабочему дню, новая игра – это лучший подарок детям. Спасибо за внимание!
Литература при подготовке:
1. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М.,2012.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., 2011.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.
4. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.,2009.
5. Авдошкина Е.А..Общение и социальное развитие дошкольников. Педагогический альманах.- Красноярск, 2005.
6. Федорова М.А..Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах.- Красноярск, 2007.
7. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.М.,2008.
8. интернет-ресурсы.
ПАМЯТКА
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
- Не заменять игру другими видами деятельности.
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы в жизни ребёнка.
- Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
- Не наказывайте ребёнка лишением игры.
- Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».
В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....
Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....
Нетрадиционные техники рисования как одна из форм развития творческого потенциала дошкольников в условиях ФГОС ДО
Статья для педагогов и родителей...
Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.
В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...
Поисково-исследовательская деятельность как форма развития познавательной активности дошкольников.
Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида № 400»ОАО г.Омск Консультация для воспитателей"Поисково-иследовательская деятельность как форма развития позн...
Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"
Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"...
Круглый стол для родителей «Развитие речи у дошкольников младшей группы»
создание информативного пространства для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста....