Консультация для педагогов:«Наши помощники – мнемотаблицы»
консультация

Ганина Любовь Александровна

Консультация для педагогов:«Наши помощники – мнемотаблицы»       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_mnemo_na_sayt_word_2.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

                           Консультация для педагогов:

          « Наши помощники – мнемотаблицы»

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д .Ушинский.

 Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.

 

 Фото

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее.   Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Где можно использовать мнемосхемы? 

- Пересказ художественной литературы;

- Обучение составлению рассказов;

- Отгадывание и загадывание загадок

- Заучивание стихов;

 - Ознакомление с миром природы и д т..

Что даёт мнемотехника:

- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

- Появляется желание пересказывать , ребёнок понимает, что это совсем не трудно.

- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. 

Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы. 

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. 

Фото 

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

фото

 

У детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

 Что является опорным в таблице?   В  таблице опорным изображением являются изображения главных героев сказки или стихотворения, через которые идет осознание происходящего, понимание самого содержания, которое «завязано» вокруг   главных героев.

Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Фото

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы старшая, подготовительная группы).  « Не мешайте мне трудиться..» Е. Благинина

 Фото.

 

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает      время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :

* развитие   памяти, внимания, образного мышления;

* перекодирование информации,  преобразование из абстрактных символов в образы;

*помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение;

* развивает мелкую моторику рук.

 

Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Наши помощники – родители»

«Наши помощники – родители»            Успех художественного воспитания  и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учрежден...

Семинар для педагогов "Наше здоровье в наших руках"

Цель семинара для педагогов "Наше здоровье в наших руках": повысить уровень стрессоустойчивости воспитателей для предупреждения эмоционального выгорания....

Консультация для родителей и педагогов "Наши музыкальные утренники"

Как правильно вести себя на музыкальном утреннике...

Консультация для педагогов "Наши этнические соседи"

Саратовский край многонационален и важно воспитывать у дошкольников уважение к другим народностям. Для реализации этих вопросов необходимо педагогу самому владеть знаниями особенностей этноса своего к...

Практикум-квест для педагогов «Наше здоровье в наших руках!»

Цели:предупреждение (преодоление) возможные последствия психического перенапряжения;поддержание оптимального уровня психического состояния педагогов в условиях профессиональной деятельности....

Консультация – для педагогов Тема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию

Консультация – для педагоговТема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию...

Практикум-квест для педагогов «Наше здоровье в наших руках!»

Практикум-квест для педагогов  «Наше здоровье в наших руках!»Цели:предупреждение (преодоление) возможные последствия психического перенапряжения;поддержание оптимального уровня психич...