Консультация – для педагогов Тема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию
консультация на тему

Рогова Ольга Михайловна

 

Консультация – для педагогов

Тема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – для педагогов

Тема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию

Составила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №55

комбинированного вида «Чудесница»

Горяинова Ольга Михайловна

Воркута 2017г

Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах.

        Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Одним из важных направлений образовательной деятельности ДОУ является обучение дошкольников рассказыванию, которое способствует развитию речи и логики мышления, воспитанию чувств и овладению родным языком.

        К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определенного уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.

Исследованиями психологов Л.Вангера, А.Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развитие образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, является образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы).

        В процессе развития речи ребенка используются такие приемы как: пересказ сказок и рассказов, составление рассказов по картинам или устное изложение какого-либо события из жизни, заучивание стихотворений. Предложенные многими авторами такой прием как мнемоника или мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания. Это система различных приемов облегчает запоминание для детей. Приемом мнемонического приема может служить запоминания последовательности цветов в спектре помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствует первыми буквами названий цветов. Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речь.

        Мнемотаблица – это схема, в которою заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и при этом способствует:

- развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодированию информации т.е преобразованию из абстрактных символов в образы;

- развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

        Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, так как ее композиционная четкость, однозначность логических связей создает благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всем, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознания, понимание самой сказки, содержание, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблиц должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, елочка - зеленая. Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.

На примере сказки «Три поросенка» рассмотрим этапы работы мнемотаблицей.

Первый этап – чтение произведении. Дети знакомятся с содержанием сказки.

Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображенные на таблице картинки и символы.

Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.

Четвертый этап – пересказ.

После перекодирование выполняется пересказ сказки с опорой на символы.

Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблиц. На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу в своих тетрадях.

Мнемотаблицы можно использовать и в работе при составлении рассказов о временах года, сезонных явлениях природы. При этом дети пользуются условными обозначениями, характерные для каждого времени года.

Таким образом,  с помощью схем  -моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

- у детей повышается желание пересказывать сказки;

- улучшится грамматический строй речи, умение составлять связный пересказ;

- расширится круг знаний об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей рассказыванию на тему:"Поздняя осень"

В своей деятельности, обучая детей рассказыванию, я использовала современную образовательную технологию - мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц.Мнемотаблица - это схема, в которой...

Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Тема "Составление рассказов по серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка". Формировать умение внимательно рассматрив...

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

Консультация для коллег «Структура (основных этапов) занятий по обучению детей рассказыванию и пересказу»

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами выс...

Презентация к консультации для коллег «Структура (основных этапов) занятий по обучению детей рассказыванию и пересказу»

    Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Обучая ребенка...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование бодиперкуссий на занятиях по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ с ТНР»

Для развития фонематических представлений, слоговой структуры слова, чувства ритма, активизации моторной сферы,  мыслительной деятельности, межполушарных связей головного мозга, а также вниматель...