использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ
материал

крнсультация для воспиталелей детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей детей с РАС

на тему:

«Использование ИКТ в работе

с детьми с ОВЗ»

   

  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     Одним из приоритетных направлений модернизации образования является внедрение средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие личности.

     Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.

     Использование ИКТ в работе открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии.

         Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

     При проведении занятий с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.  

     В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

     Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

     Не допускается проводить данные занятия за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

    Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.  

     В сети Интернет большое количество презентаций и интерактивных игр на разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.

     При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.

1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.

2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.

3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.

4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.

  1. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

     Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;
  • формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-творческое развитие.

     В процессе использования интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.

     На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе. В качестве примера можно привести следующие программы.

      «Мир за твоим окном» — первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Программа посвящена теме «Времена года».

     Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III»  предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи.

     Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.

     Визуальный тренажер произношения – программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.

 

    Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

     Работая по внедрению ИКТ в образовательный процесс, следует тесно взаимодействовать с родителями воспитанников, проводить консультации (например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие ребенка посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».

      Таким образом, использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Из опыта работы "Использование лэпбука в работе с детьми"

В консультации расскрываются варианты работы с лэпбуком....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...