Выступление на методическом объединении
методическая разработка

Герт Оксана Владимировна

ТЕМА: «Суть и содержание кейс метода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_seminar_15.02.2019.docx25.78 КБ
Файл seminar_15.02.19_gert.pptx171.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Семинар для педагогов

ТЕМА: «Суть и содержание кейс метода»

Составила: воспитатель

первой квалификационной категории

Герт О.В.

г.п. Излучинск, 2019 год.

Тема семинара: «Суть и содержание кейс-метода в дошкольном образовании»

Цель: 
- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения.

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.

Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. 


Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения. Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

Слайд 2 

Кейс метод- метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объём усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Слайд 3

 Сегодня мы познакомимся с Кейс методом, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности. 
В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми?

 Слайд 4

Суть кейс метода заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих  воспитанников на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.    

 Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей. 


 Слайд 5

Цель кейс метода: Развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы и находить их решение; помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо сегодня)

Слайд  6-7

Задачи кейс метода:

  • Развивать у детей способность работать с разной информацией (анализ, классификация проблемы т.е.находить решение конкретной проблемы )
  • Развивать связную грамматическую правильную речь;
  • Развивать аналитическое творческое мышление;
  • Формировать навыки коммуникативного взаимодействия;
  • Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях;
  • Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях;
  • Ориентироваться на индивидуальные данные детей;
  • Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях;
  • Ориентироваться на индивидуальные данные детей;
  • Раскрывать способности детей и создавать благоприятные условия для реализации этих способностей;

Слайд 8-9

Виды кейсов

  • Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ).
  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).
  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, фото что делает его более наглядным).

Слайд 10

Методы кейс технологии

  • Метод дискуссии.
  • Метод инцидента
  • Метод ситуационно-ролевых игр;
  • Метод разбора деловой корреспонденции;
  • Игровое проектирование;
  • Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации);

Слайд 11

Что может содержать кейс?

  • Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
  • Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.

Слайд 12,13,14

Чаще всего в работе с детьми  применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

  • Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.
  • Первый этап: подготовительный.
  • Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации.
  • На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
  • На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
  • Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
  • На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Слайд 15-19

Пример работы над фото кейсом

  • На первом этапе я знакомлю детей с фотографией и предлагаю детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
  • На втором этапе демонстрирую фото 2. Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
  • На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
  • На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».
  • Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

Слайд 20

Таблица: Распределение функций между дошкольником и воспитателем

Фаза работы 

Действия воспитателя 

Действия дошкольника 

До занятия 

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки дошкольников

3. Разрабатывает сценарий занятия

 1.Получает кейс

 2.Индивидуально обдумывает решение  проблемы

Во время занятия 

  1.Организует предварительное обсуждение  кейса

 2. Делит группу на подгруппы

 3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает дошкольников дополнительными сведениями

 1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

 2.Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

 3.Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия 

 1. Оценивает работу дошкольников

 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

   Составляет устный отчет о занятии по заданной форме

 

Слайд 21

Вывод

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и колллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения. 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Излучинский ДСКВ Сказка» Воспитатель первой квалификационной категории: Герт Оксана Владимировна г.п. Излучинск 2019 Семинар для педагогов «Суть и содержание кейс метода»

Слайд 2

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Слайд 3

КЕЙС МЕТОД Кейс метод- метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличии от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объём усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Слайд 4

СУТЬ МЕТОДА КЕЙС заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих воспитанников на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в НОД.

Слайд 5

ЦЕЛЬ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ Развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы и находить их решение; помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо сегодня)

Слайд 6

ЗАДАЧИ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ Развивать у детей способность работать с разной информацией (анализ, классификация проблемы т.е.находить решение конкретной проблемы ) Развивать связную грамматическую правильную речь Развивать аналитическое творческое мышление Формировать навыки коммуникативного взаимодействия Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях

Слайд 7

ЗАДАЧИ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях Ориентироваться на индивидуальные данные детей Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях Ориентироваться на индивидуальные данные детей Раскрывать способности детей и создавать благоприятные условия для реализации этих способностей

Слайд 8

ВИДЫ КЕЙСОВ Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки ). Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, фото что делает его более наглядным).

Слайд 9

ВИДЫ КЕЙСОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ Практический; Обучающий; Научно-исследовательский;

Слайд 10

МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ СОСТОИТ ИЗ МЕТОДОВ Метод дискуссии. Метод инцидента Метод ситуационно-ролевых игр; Метод разбора деловой корреспонденции; Игровое проектирование; Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади , фото-кейсы, кейс-иллюстрации );

Слайд 11

ЧТО МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КЕЙС? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Слайд 12

ФОТО-КЕЙС Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Слайд 13

ЭТАПЫ ФОТО-КЕЙСА Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми. Первый этап : подготовительный. Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации. На втором этапе , дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

Слайд 14

ЭТАПЫ ФОТО-КЕЙСА На третьем этапе , я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. Четвертый этап : (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. На пятом , оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Слайд 15

ПРИМЕР РАБОТЫ НАД ФОТО-КЕЙСОМ: На первом этапе я знакомлю детей с фотографией и предлагаю детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

Слайд 17

На втором этапе демонстрирую фото 2. Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.

Слайд 19

На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение. На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре». Таким образом , применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

Слайд 20

Распределения функций между дошкольником и воспитателем : Фаза работы Действия воспитателя Действия дошкольника До занятия 1 . Подбирает кейс 2 . Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки дошкольников 3 . Разрабатывает сценарий занятия 1.Получает кейс 2.Индивидуально обдумывает решение проблемы Во время занятия 1.Организует предварительное обсуждение кейса 2 . Делит группу на подгруппы 3 . Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает дошкольников дополнительными сведениями 1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2.Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других 3.Принимает или участвует в принятии решений После занятия 1. Оценивает работу дошкольников 2 . Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Составляет устный отчет о занятии по заданной форме

Слайд 21

ВЫВОД Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и колллективно , разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов

Данная презентация прилагается к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов....

Мое выступление на методическом объединении

Презентация на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...