Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»
консультация
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека по отношению к природе, смены нравственных ориентиров. Именно поэтому во всем мире в последние десятилетия все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников:
- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения»,
- проект «Стратегия экологического образования в РФ»,
- закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и др.
Главной целью экологического образования, а значит и результатом, является формирование экологической культуры. Для формирования экологической культуры успешно используется детское экспериментирование.
Презентацию к консультации можно скачать по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/FeC2/gerv3T9bT
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 147 «Рябинушка»
Тезисы к презентации
Тема: «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»
Воспитатель:
Афимьина Виталина Сергеевна,
высшая квалификационная категория
Архангельск,
2016
Слайд 1 Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека по отношению к природе, смены нравственных ориентиров. Именно поэтому во всем мире в последние десятилетия все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», проект «Стратегия экологического образования в РФ», закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и др. |
Слайд 2 Главной целью экологического образования, а значит и результатом является формирование экологической культуры. Организуя работу по экологическому образованию, важно не «напичкать» ребенка знаниями, а научить его самостоятельно их добывать и применять; а также развить чувство сопричастности и общности с природой. Что же включат в себя понятие экологическая культура?
Для формирования экологической культуры успешно используется детское экспериментирование. В процессе которого дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не только наставник, но и равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. |
Слайд3 Именно поэтому особое внимание в своей работе я уделяю экспериментальной деятельности. В связи с этим девизом моей работы стало высказывание Конфуция: «Что я слышу – забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю». Для успешного усвоения материала я использую такие формы и методы работы:
|
Слайд 4 Вот почему в программах по экологии основной упор сделан на эксперименты. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы, обогащать память, активизировать мыслительные процессы. Причем эксперименты – не только развлечение, но и способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. |
Слайд 5 Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Мне самой близка и интересна эта тема. Занимаясь экспериментированием с детьми, я, так же, как и они, радуюсь результатам наших «открытий». Мне нравится удивлять детей и давать им объяснение простых для нас взрослых, но таких непонятных и даже сложных для дошкольников понятий. Я стараюсь путем экспериментирования ответить на вопросы детей (почему?, а что будет, если..? и др.) и помочь им понять окружающий мир. |
Слайд 6 Процесс познания – это творческий процесс, моей задачей было поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям и создать для этого необходимые условия. Для этого мною был создан уголок экспериментирования в группе. |
Слайд 7 Задачами уголка экспериментирования являются: 1. Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. 2. Содействие укреплению связи ДОУ с семьей. 3. Пропаганда опыта в организации уголка экспериментирования в ДОУ. |
Слайд 8 Содержание уголка экспериментирования: • Для поддержания интереса к экспериментированию в уголке «живет» персонаж – Мальчик-Любознайчик, а для детей младшего и среднего дошкольного возраста – Утенок-Удивленок (Хрюша-Удивлюша), так как экспериментирование часто строится на стремлении вызвать удивление от открытий. Эти персонажи задают много вопросов: «отчего?», «почему?» и т.п., «участвуют» в опытах и экспериментах, приносят интересные предметы, задания детям. • Предметы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты. • Разнообразные сосуды из разных материалов (стекло, пластмасса, металл) разного объема и формы. • Природный материал: песок, шишки, спилы, листья и ветки деревьев. • Коллекции: «Бумага» с приложением, «Ракушки», «Перья», «Семена», «Камни», «Ткани, нитки, фурнитура» (как приложение – дидактическая игра «Ателье»). • Технические материалы: гайки, скрепки, детали металлического конструктора, лего, шурупы, гвозди; кусочки меха, резины, ткани, пластмассы; пробки. • Гербарий растений, составленный педагогом; гербарий «Осенний листочек» (составленный вместе с детьми). • Медицинские материалы: пипетки, шприцы (без игл) разного объема, мерные ложечки, резиновые груши и др. • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, свечи, сито и др. • Дополнительное оборудование: воронки, клеенчатые фартуки, полотенца, бумажные салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. • Так же в уголке есть правила работы с разными материалами. • Картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста. • Дневник экспериментов, в котором фиксируется дата проведения опыта или эксперимента, его название. Дети зарисовывают результат, а вывод, сделанный детьми или совместно с воспитателем, записывает педагог. • Схемы-символы, используемые во время проведения экспериментов и на занятиях, различные модели. • Картотека игр по экспериментированию. • Картотека игр экологического содержания. • Игры: «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Что на что похоже?», «Что к чему?» и др. |
Слайд 9-14 Дети активно отзываются на предложение провести какой-либо опыт или эксперимент, во время которых они становятся не только зрителями, но и активными участниками (ребята учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы). Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий». Рассматривание коллекций в самостоятельной деятельности дошкольников Опыты и эксперименты с водой НОД по познавательному развитию (старший дошкольный возраст): «Воздух-невидимка», создание совместно с родителями выставки плакатов по охране воздуха. Наблюдение и самостоятельное экспериментирование с объектами неживой природы. Изучаем свойства снега, и приспособленность животных к изменениям времени года |
Слайд 15 Но, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьей. Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения с ними:
|
Слайд 16 Также для родителей выставляются информационные стенды на такие темы, как: «Детские трофеи (камни)», «Детям о природе (по сезонам)», «Домашние животные и их значение в психоэмоциональном развитии детей», «Как хочется сохранить приметы осени златой – багряные, желтые листья», «Ребенок и комнатные растения», «Уроки доброты», «Коллекция как форма познавательной активности дошкольников» и др. |
Слайд 17 Вот небольшие хитрости, как сделать занятия экспериментированием еще более увлекательными.
|
Слайд 18 Таким образом, детское экспериментирование развивает творческую и исследовательскую активность детей:
|
Слайд 19 «Именно с удивления начинается познание» АРИСТОТЕЛЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Эта презентация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментальной деятельности....
Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование
Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятел...
Консультация для педагогов «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»
Материал для педагогов ДОО...
Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.
В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...
«Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»
Папуа по самообоазованию...
Консультация для родителей «Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования в домашних условиях» Средняя группа – 4-5 лет
Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития детей....
Исследовательская активность в процессе детского экспериментирования.
Дети по своей природе исследователи. Где исследовательская деятельность ребенка это его естественное состояние и образ жизни. Ребенок настроен на познание окружающего мира очень серьезно: он рве...