Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»
консультация

Афимьина Виталина Сергеевна

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека по отношению к природе, смены нравственных ориентиров. Именно поэтому во всем мире в последние десятилетия все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников:

  • Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения»,
  • проект «Стратегия экологического образования в РФ»,
  • закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и др.

Главной целью экологического образования, а значит и результатом, является формирование экологической культуры. Для формирования экологической культуры успешно используется детское экспериментирование. 

Презентацию к консультации можно скачать по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/FeC2/gerv3T9bT

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 147 «Рябинушка»

Тезисы к презентации

Тема: «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»

Воспитатель:

Афимьина Виталина Сергеевна,

высшая квалификационная категория

Архангельск,

2016

Слайд 1

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека по отношению к природе, смены нравственных ориентиров. Именно поэтому во всем мире в последние десятилетия все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», проект «Стратегия экологического образования в РФ», закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и др.

Слайд 2

Главной целью экологического образования, а значит и результатом является формирование экологической культуры. Организуя работу по экологическому образованию, важно не «напичкать» ребенка знаниями, а научить его самостоятельно их добывать и применять; а также развить чувство сопричастности и общности с природой.

Что же включат в себя понятие экологическая культура?

  • Знания о природе
  • Отношение к природе
  • Экологически правильное поведение

Для формирования экологической культуры успешно используется детское экспериментирование. В процессе которого дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не только наставник, но и равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Слайд3

Именно поэтому особое внимание в своей работе я уделяю экспериментальной деятельности. В связи с этим девизом моей работы стало высказывание Конфуция:

«Что я слышу – забываю,

Что я вижу – я помню,

Что я делаю – я понимаю».

Для успешного усвоения материала я использую такие формы и методы работы:

  • занимательное дело;
  • опытническая деятельность;
  • просмотр видеофильмов;
  • коллекционирование;
  • выставки, конкурсы;
  • экологические акции;
  • экологический праздник;
  • наблюдения;
  • родительские собрания;
  • игра и др.

Слайд 4

Вот почему в программах по экологии основной упор сделан на эксперименты. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы, обогащать память, активизировать мыслительные процессы. Причем эксперименты – не только развлечение, но и способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Слайд 5

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Мне самой близка и интересна эта тема. Занимаясь экспериментированием с детьми, я, так же, как и они, радуюсь результатам наших «открытий».

Мне нравится удивлять детей и давать им объяснение простых для нас взрослых, но таких непонятных и даже сложных для дошкольников понятий. Я стараюсь путем экспериментирования ответить на вопросы детей (почему?, а что будет, если..? и др.) и помочь им понять окружающий мир.

Слайд 6

Процесс познания – это творческий процесс, моей задачей было поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям и создать для этого необходимые условия.

Для этого мною был создан уголок экспериментирования в группе.

Слайд 7

Задачами уголка экспериментирования являются:

1.        Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

2.        Содействие укреплению связи ДОУ с семьей.

3.        Пропаганда опыта в организации уголка экспериментирования в ДОУ.

Слайд 8

Содержание уголка экспериментирования:

•        Для поддержания интереса к экспериментированию в уголке «живет» персонаж – Мальчик-Любознайчик, а для детей младшего и среднего дошкольного возраста – Утенок-Удивленок (Хрюша-Удивлюша), так как экспериментирование часто строится на стремлении вызвать удивление от открытий. Эти персонажи задают много вопросов: «отчего?», «почему?» и т.п., «участвуют» в опытах и экспериментах, приносят интересные предметы, задания детям.

•        Предметы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты.

•        Разнообразные сосуды из разных материалов (стекло, пластмасса, металл) разного объема и формы.

•        Природный материал: песок, шишки, спилы, листья и ветки деревьев.

•        Коллекции: «Бумага» с приложением, «Ракушки», «Перья», «Семена», «Камни», «Ткани, нитки, фурнитура» (как приложение – дидактическая игра «Ателье»).

•        Технические материалы: гайки, скрепки, детали металлического конструктора, лего, шурупы, гвозди; кусочки меха, резины, ткани, пластмассы; пробки.

•        Гербарий растений, составленный педагогом; гербарий «Осенний листочек» (составленный вместе с детьми).

•        Медицинские материалы: пипетки, шприцы (без игл) разного объема, мерные ложечки, резиновые груши и др.

•        Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, свечи, сито и др.

•        Дополнительное оборудование: воронки, клеенчатые фартуки, полотенца, бумажные салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

•        Так же в уголке есть правила работы с разными материалами.

•        Картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста.

•        Дневник экспериментов, в котором фиксируется дата проведения опыта или эксперимента, его название. Дети зарисовывают результат, а вывод, сделанный детьми или совместно с воспитателем, записывает педагог.

•        Схемы-символы, используемые во время проведения экспериментов и на занятиях, различные модели.

•        Картотека игр по экспериментированию.

•        Картотека игр экологического содержания.

•        Игры: «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Что на что похоже?», «Что к чему?» и др.

Слайд 9-14

Дети активно отзываются на предложение провести какой-либо опыт или эксперимент, во время которых они становятся не только зрителями, но и активными участниками (ребята учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы).

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Рассматривание коллекций в самостоятельной деятельности дошкольников

Опыты и эксперименты с водой

НОД по познавательному развитию (старший дошкольный возраст): «Воздух-невидимка», создание совместно с родителями выставки плакатов по охране воздуха.

Наблюдение и самостоятельное экспериментирование с объектами неживой природы.

Изучаем свойства снега, и приспособленность животных к изменениям времени года

Слайд 15

Но, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьей.

Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения с ними:

  • помощь родителей в пополнении уголка экспериментирования различными материалами,
  • родительские собрания (по данной теме были проведены: в старшей группе – как часть собрания на тему «Значение экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников», в подготовительной группе собрание на тему «Развитие любознательности средствами природы»),
  • встречи, совместные досуги и праздники (концерт «Дети о природе»),
  • участие в выставках и конкурсах (выставка плакатов «Охрана воздуха», конкурсы «Снежинка», «Самый красивый цветок», «Осенние фантазии») и др.

Слайд 16

Также для родителей выставляются информационные стенды на такие темы, как: «Детские трофеи (камни)», «Детям о природе (по сезонам)», «Домашние животные и их значение в психоэмоциональном развитии детей», «Как хочется сохранить приметы осени златой – багряные, желтые листья», «Ребенок и комнатные растения», «Уроки доброты», «Коллекция как форма познавательной активности дошкольников» и др.

Слайд 17

Вот небольшие хитрости, как сделать занятия экспериментированием еще более увлекательными.

  1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
  2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
  3. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением.
  4. Контролируйте темп занятия.
  5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
  6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)

Слайд 18

Таким образом, детское экспериментирование развивает творческую и исследовательскую активность детей:

  • Стимулирует развитие речи детей.
  • Формирует трудовые навыки,
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций
  • Идет обогащение памяти ребенка
  • Активизируются его мыслительные процессы (так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения)
  • Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Развивает творческие способности

Слайд 19

«Именно с удивления начинается познание»

АРИСТОТЕЛЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Эта презентация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментальной деятельности....

Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование

Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятел...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...

Консультация для родителей «Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования в домашних условиях» Средняя группа – 4-5 лет

Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного,  творческого развития детей....

Исследовательская активность в процессе детского экспериментирования.

Дети по своей природе исследователи. Где исследовательская деятельность  ребенка это его естественное состояние и образ жизни. Ребенок настроен на познание окружающего мира очень серьезно: он рве...