конспект НОД по ознакомлению детей с игрой в шахматы.
план-конспект занятия (старшая группа)
Шахматы – игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_shahmatam_detey_5-6_let.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению детей 5-6 л. игре в шахматы
Тема: «Путешествие в Волшебную страну шахмат»
Цель: формировать первоначальные представления детей 5-6 лет о игре «Шахматы».
Задачи
Образовательные:
Вызвать интерес у воспитанников к обучению игре в шахматы, посредством ярких, красочных методических пособий. Познакомить детей с шахматными фигурами и их назначением.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, внимательность.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление дошкольников.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное королевство! Это не обычное королевство- шахматное. Но прежде чем мы это сделаем, скажите:
- что такое шахматы? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)
Воспитатель: - Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, Индии, очень много веков назад. Раньше она считалась увлечением властителей, но со временем понравилась многим простым людям.
- Ребята, вы желаете узнать, что представляет эта игра? (Дети отвечают)
2. Основная часть
Воспитатель: - Слушайте внимательно.
- Скажите, кто самый главный на Земле? (Ответы детей)
Обьяснить детям, что главный - Человек.
Воспитатель: - Да, действительно, самый главный на Земле - Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.
- Одна голова Дракона - жадность, вторая голова – подлость, предательство, а третья голова - хитрость.
- Жадность и предательство - самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)
Воспитатель: - Если человек жадный, то он может и предать.
- А вот хитрость - это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.
Как правило, дети делятся на два лагеря – одни за ум, другие за силу.
Обьяснить понятия: ум и сила.
Воспитатель: - Кто главнее папа или мама? (Папа и мама)
- Что лучше: хорошо учиться или много знать? (Хорошо учиться и много знать)
- Или, что лучше: лето или зима? (Каждое время года хорошо по-своему)
- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она «Чудесный мешочек». Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)
Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок достает шахматную фигуру
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)
- А на что она похожа? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.
- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь, правильный ответ – смайлик.
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет. (Пешка)
Не живет в зверинце он
И не весит сорок тонн,
Но и ловок, и силен.
Догадались? Это (Слон)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это (Конь)
Этот важный господин
Захватил всю власть один.
Слушаться его изволь.
Кто это такой? (Король)
Стоит в Углу с величием судьи,
Приз дадут, и смело вступит в бои.
Известна своей крайней прямотой,
Неужто не узнаешь ты (Ладьи)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал. (Ферзя)
Физминутка («Веселые ребята»)
Воспитатель: - Мы с вами поиграли, а сейчас займите свои места и посмотрите на доску.
На доске графические изображения человечков – «Одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»
Воспитатель: - что здесь изображено. (Ответы детей)
- Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист.
- Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)
Воспитатель: - Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим каждого из них.
- Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)
- А только Двуглазиком - то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)
- Какой же вывод можно сделать?
- Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.
Воспитатель: - А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Волшебная ладья».
- Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а нам пора возвращаться обратно в нашу группу.
3. Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, что же нового вы узнали сегодня? С какими фигурами познакомились? Какие можно сделать выводы? Интересная ли игра «Шахматы»?(Дети отвечают на вопросы).Подводятся итоги занятия. Награждения. Поощрения.
Воспитатель: -Дети, для того, чтобы закрепить полученные на сегоняшнем занятии знания, задаю вам домашнее задание.
- Самостоятельно нарисовать в тетради в клетку шахматную доску.
- Самостоятельно нарисовать в тетради в клетку следующие фигуры: ферзь, ладья и пешка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с природой «Играем в волшебников»
Занятие напрввленно на формирование знаний детей о значении воды в жизни всех живых существ и привитие бережного отношения к воде....
Развивающие игры для ознакомления детей дошкольного возраста с шахматами
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Чтобы привлечь интерес малышей к этой игре, зна...
Диагностическое обследование детей по игре в шахматы
Первый и второй год обучения...
Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с профессией ветеринара Игра-путешествие
Цель: Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара). Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Пок...
Программа "Раннее приобщение детей к игре в шахматы"
программа рекомендует начинать обучение детей шахматам с 3 лет...
Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты» (для детей среднего дошкольного возраста)
Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты»(для детей среднего дошкольного возраста)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрас...