Конспекты занятий к программе обучения детей основам игры в шахматы 6-7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)
конспекты занятий для подготовительной группы по обучению игры в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспекты занятий по обучению детей игре в шахматы в подготовительной группе | 325.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «В стране шахматных чудес» 1
Цель:
познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к игре в шахматы.
Оборудование:
Шахматная доска и шахматные фигуры; магнитная шахматная доска и фигуры; кубик-мякиш (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры : «Шахматный кубик»; 12 домиков из картона с изображение шахматных фигур для игры : «Шахматные домики»; костюм «Волшебника»; волшебная палочка; «Ковёр-самолет» - шахматная доска изготовленная из ткани (200 х 200 мм).
Предварительная работа:
Чтение сказки «В стране шахматных чудес»; наблюдение за игрой старших дошкольников; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; игры: «Найди похожую фигуру», «Что изменилось», «По росту».
Ход занятия:
Волшебник: «Проходите на мою шахматную поляну, рассаживайтесь».
Волшебник: «А сейчас послушайте интересную историю про игру в шахматы».
(Под музыку Волшебник рассказывает историю – легенду про шахматного «Мудреца»).
Волшебник: «Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.
Вскоре старый король умер.
После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал : «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.
Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
Волшебник: «Вот и подошла к концу наша история про шахматную игру. Ребята, понравилась вам эта сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?»
Дети: «Мудрец, он придумал шахматы, помирил Королевичей, не стало войны, не попросил за это награду».
Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую физкультурную минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.
Физкультурная минутка:
А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну - ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души.
Волшебник: «Какие, вы молодцы были замечательными пешками. Ребята, а вы хотите познакомимся с обитателями шахматного королевства и научится играть эту удивительную и увлекательную игру?»
Дети: Да…
Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?
Дети: Да, сможем…
Волшебник:
«На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков».
Волшебник: «Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску). Ребята, а какие бывают шахматные доски, как вы думаете?»
Дети: «Деревянные, большие, маленькие, магнитные».
Волшебник: «А на, что похожа шахматная доска?»
Дети: «На торт, на шашечки у такси».
Волшебник: «А, что вы видите на доске?»
Дети: «Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные».
Воспитатель: «Белые и черные необычные квадраты – это поля. И сейчас мы устроим парад шахматных фигур. Ой, ребята, каждая фигура в шахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге».
Волшебник: (показывает каждую фигуру, ставит Короля на своё место, а остальные фигуры расставляют дети сами или с помощью Волшебника (воспитателя).
Знакомьтесь – это Король!
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Знакомьтесь – это Ферзь!
Чёрный Ферзь – свой любит цвет.
Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей.
Знакомьтесь – это Ладья!
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой её скорей веди!
Знакомьтесь – это Конь!
Прыгнет Конь, Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг.
Знакомьтесь - это Слон!
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь)
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
Знакомьтесь – это пешка!
Мы - шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
Волшебник: «Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске».
Дети: «Кубик с шахматными фигурами».
Волшебник: «Правильно, молодцы. Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами. Поиграем?»
Дети: Да, поиграем.
Волшебник: «Тогда слушаем правила игры: «Шахматный кубик».
Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на деревянную шахматную доску правильно».
Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.
Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать!»
Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве?»
Дети: Да, понравилось!
Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски» 2
Цель: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль». Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Отмечать быстроту и правильность ответа.
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Здравствуйте, ребята.
На квадратиках этой доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Что это за доска? (Шахматная)
У этой доски белые и черные поля? В этих клетках не держат зверей? Из каких досок не строят теремок? Ответы детей. Правильно, мы сегодня будем с вами говорить про шахматную доску и правила игры на шахматной доске.
2. Мотивационная игра. «Нарисуй шахматную доску».
3. Затруднение в игровой ситуации. Решение проблемы. Ребята, шахматную доску мы нарисовали, но что у нас с вами не хватает? Не хватает черных и белых полей. Давайте все вместе составим черные и белые поля?
4. Знакомство с новым материалом.
Теперь давайте познакомимся с правилами игры в шахматы.
1. В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника.
2. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.
3. Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).
4. Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.
5. каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.
6. Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой.
(Показ 2 белых, 2 черных поля, какая форма у шахматной доски? «волшебную доску» необходимо хорошо знать, ибо это место будущего сражения двух войск.
7. Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле. Теперь каждый ученик должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска. Объясните, что горизонтальная линия или горизонталь. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. (Пример, вырезанная горизонталь) Покажите одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белоечерное-белое-черное-белое-черное-белое. Всего на доске 8 горизонталей.).
5. Повторение и развивающие задания.
Игра «Горизонтальная линия». Дети выкладывают с помощью фишек горизонтальную линию.
Объясните, что вертикальная линия или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей - 8.
Дидактические игры: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали".
6. Итог занятия. Рефлексия.
1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.) 2. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.) 3. Сколько белых полей в каждой горизонтали? вертикали? (По 4.) Если вам понравилось занятие и трудностей не возникало, то возьмите желтый круг, если были затруднения, то красный, если занятие не понравилось, то синий круг.
+❤ В Мои закладки
Конспект открытого занятия «Знакомство с игрой в шахматы» 3
Цель: Познакомить детей с игрой, историей ее возникновения.
Оборудование: демонстрационная доска. Наборы шахматных фигур. Загадки, задачи на шахматную тему. Словарь: шахматы, ладья, ферзь, слон, конь, пешка.
Ход занятия.
1)Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Сегодня у нас необычное путешествие. Путешествие в город профессий. В этом городе есть много учреждений. Ну, а вы сегодня оказались шахматном клубе. Чем занимаются в шахматном клубе? (играют в шахматы).
2)Основная часть.
Давайте все вместе отгадаем загадку:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, — сказал ребятам Петя. —
Где б я ни был, и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король —
Его хранит отряд.
Воспитатель:
Хочу задание вам дать
Игры названье угадать.
- О какой игре шла речь в стихотворении? ( Дети: О шахматах).
- Правильно. В чем заключается эта игра? (Ответы детей)
(Шахматы – настольная игра, со специальными фигурами на 64-клеточной доске, в которую играют 2 игрока).
Как называется профессия человека, который играет в шахматы? (Шахматист). Как вы думаете тот, человек, который играет в шахматы он спортсмен?
Дети: Да.
Воспитатель: значит шахматы это не просто игра? А какая? (спортивная).
В чем же соревнуются шахматисты? В быстроте, в силе? (В находчивости в быстроте ума, смекалке).
Воспитатель: если это игра спортивная, то мы шахматисты кто?
Дети: спортсмены.
А что вы знаете об этой игре? Какие существуют правила игры?
Ответы детей.
Сейчас вас хочу познакомить со знаменитыми шахматистами мира.
Поднимаем глазки и смотрим на экран.
1. Ботвинник Михаил Алексеевич – сильнейший шахматист планеты. Чемпион мира по шахматам.
2. Карпов Анатолий – Евгеньевич – был самым молодым шахматистом, очень рано получил звание гроссмейстера.
3. Крамник Владимир - выигрывал золотую медаль по шахматам, был чемпионом мира.
Воспитатель: я вам сейчас предлагаю поиграть, но шахматных фигур я не вижу, можем ли мы начать играть без шахматных фигур?
Дети: нет.
Воспитатель: где-то нам оставили подсказку посмотрите внимательно.
(Дети находят шахматную фигуру на сенсимоне).
Воспитатель: молодцы, нашли, а теперь предлагаю построиться в круг и поочереди каждый из вас залазиет рукой в кармашек и на ощупь узнает фигуру.
Отлично.
Теперь давайте поиграем в кубик. Кубик бросается каждый из вас должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани.
Воспитатель: вспомним сказку репку. Каких вы знаете персонажей из этой сказки? Дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. И мы все вместе разыграем сказку. От самой сильной фигуры до самой слабой. «Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка–
это пешка».
3) Заключительная часть. Рефлексия.
Что мы сегодня с Вами делали (Ответы детей) Что нового узнали? Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения? Мне очень понравилось с Вами играть. Вы у меня самые умные, веселые и смелые ребята!
Предварительный просмотр: 4
Тема: «Знакомство с шахматной доской».
Цель: закрепить представления детей о шахматной доске, ее особенностях; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, чудесный мешочек, шахматные доски для каждой пары воспитанников, презентация И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1),расчерченные бумажные «шахматные» доски (на тетрадных листах в крупную клетку), черные или простые карандаши для раскрашивания,фишки иликружки зеленого и желтого цветов.
Ход
1. Вступительная часть.
Воспитатель:Добрый день!
- Мы с вами отправимся в Черно – белое Королевство.
2 . Основная часть.
Воспитатель: Что это такое? (Достает из чудесного мешочка шахматную доску).
Дети: Это шахматная доска.
Воспитатель: Верно, это шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. А кто знает, почему же Королевство называется Черно-белым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
Воспитатель: Как называются эти клетки?
Дети: Эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля.
Воспитатель: Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске?
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
Воспитатель: А кто из вас вспомнит, сколько на доске белых полей?
Дети: 32.
Воспитатель: А черных?
Дети: Тоже 32.
Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?
Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.
Воспитатель: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.
Воспитатель: У доски есть один секрет. Кто знает, как правильно поставить шахматную доску?
Воспитатель: Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?
Дети: 8.
Воспитатель: А сколько горизонтальных?
Дети: 8.
Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д.
Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.
Физминутка.
Воспитатель: А сейчас все встали. Покажите руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (Руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы.
А как можно показать вертикаль? (Одна рука внизу, другая вверху).
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.
Давайте с вами поиграем в игру «Самый внимательный». Вам нужно при помощи кругов выложить вертикали и диагонали.
Д/и «Горизонтали и вертикали». Двое играющих по очереди выкладывают горизонтальные и вертикальные линии шахматной доски (фишками или кружками разного цвета: например, вертикаль – выложить зелеными кружками, горизонталь- желтыми).
Воспитатель:А теперь давайте посмотрим сказку «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы».
Просмотр презентации И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1) -о горизонталях, вертикалях.
Воспитатель: А к нам в гости кто- то стучится. (Почтальон принес конверт с заданием).
Воспитатель: Ребята, это письмо от жителей шахматного Королевства.Они оставили для нас маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски). Наверное, жители Черно-белого Королевства хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?
Дети: Да!
Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.
3. Итог.
Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но вот кто живет в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.
До свидания.
Конспект занятия по обучению игре в шахматы дошкольников «Шахматные фигуры» 6
Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.
Воспитатель: (читает стихотворение)
Зовется Шахматной доской
Двухцветная страна.
Ведется в ней упорный бой-
Двухцветная война.
Там обе армии смелы
Борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы,
В другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней,
Вот там закон такой.
(стук в дверь-Вам письмо)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь какая-то печать (корона). Давайте откроем его и прочтем.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Шахматный король, и знаю, что вы изучаете шахматы. И очень надеюсь, что вы поможете в моей беде. На нашу страну Шахмандию напал злой волшебник и своей волшебной силой разбил все доски и заколдовал все шахматные фигуры. Сохранилась малая часть фигур и осколки доски. Я вложил их в конверт. Помогите нас расколдовать!
Воспитатель: Ну что ребята поможем жителям Шахмандии? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами ребята попробуем восстановить шахматную доску.
(дети собирают разрезанную картинку шахматной доски)
Воспитатель: Вот и собрали мы с вами шахматную доску, а давайте вспомним, что есть у доски? ( ответы детей: клеточки белые и черные, горизонталь, вертикаль, диагональ)
Воспитатель: предлагаю вам ребята поиграть в игру выложи из квадратиков. (дети выкладывают из квадратиков диагональ, вертикаль и горизонталь)
Воспитатель: устали ребята, давайте немного разомнемся.
Проводится физминутка:
Ну-ка, пешки, поиграем
Головой мы покачаем,
Вправо-влево, а потом
3-4 приседаем
Наши ножки разминаем.
1,2,3 на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души
На места мы вновь спешим.
Воспитатель: игра «Кубик» (назвать шахматную фигуру, выпавшую на кубике)
Воспитатель: игра «Расставь фигуры» (выставить фигуры в правильном порядке на шахматной доске).
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как называются шахматные фигуры. Чтобы до конца помочь жителям Шахмандии, нам осталось только определить фигуры по цвету. Какого цвета бывают шахматные фигуры (черные и белые).
Воспитатель: Все верно. Выберите себе любую раскраску по желанию и «расколдуйте» - раскрасьте ее.
(Дети раскрашивают фигуры)
Воспитатель: Ну, вот ребята, вы хорошо потрудились, и справились с колдовскими чарами. Теперь Шахматный король и шахматные жители будут счастливы. Несите свои рисунки и размещайте их на доске.
Воспитатель подводит итог занятия : закрепляются названия шахматных фигур и направлений их движения: дети называют выбранные для раскрашивания фигуры и направления их движения по шахматной доске (н-р, у меня на картинке конь, он ходит буквой Г».
Домашнее задание: дома нарисовать схему начального нахождения на шахматной доске выбранной фигуры.
+❤ В Мои закладки
Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Начальное положение шахматных фигур» 7
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть на занятии.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)
2. Мотивационная игра. «Шахматные фигуры».
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие у нас есть шахматные фигуры.
Я вам бросаю мяч, вы ловите и отвечаете.
Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на занятии. Для того, чтобы нам узнать, давайте отгадаем загадку.
Вся в квадратах — белых, чёрных —
деревянная доска,
а ряды фигур точёных —
деревянные войска.
Люди их передвигают,
коротают вечера,
интересная игра!
Тут ферзи, слоны отважны,
мчатся поперёк и вдоль,
и, совсем как в сказке, важный
возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
и выходит рать на рать
хитроумно и геройски
воевать и побеждать!
(Шахматы)
-А сейчас давайте поиграем и вспомним все то, что мы изучили на прошлом занятии.
3. Повторение пройденного материала.
Игра «Ребусы»
Какие шахматные фигуры спрятались в словах : Коньки, спешка, оладьи, заслонка.
Вычеркни все одинаковые буквы из слов: БАС, БАЛ, КОН, БАК и из оставшихся букв назови шахматную фигуру (СЛОН).
КОФЕ-КО+ГРЯЗЬ-ГЯ = ФЕРЗЬ.
Рифма-обманщица:
- Знают Пашка, Иришка и Кешка
Нет фигуры важнее чем… (ферзь)
-Буквой Г он ходит браво
И налево и направо,
Ту фигуру знаю я
И зовут ее… (конь)
-Знает любой в нашей квартире
Ферзей на доске ровно… (два)
-Советую запомнить всем
Полей в горизонтали ровно…
4. Объяснение нового материала.
-Перед каждой шахматной игрой, партией, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется начальным положением, или начальной позицией. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.
(Учитель около демонстрационной шахматной доски. Под рукой комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры)
- Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях:
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
(учитель ставит белые ладьи на крайние поля первой горизонтали, на крайних полях последней горизонтали устанавливает черные ладьи)
- Дети, расположите свои ладьи на своих досках.
(слова учителя повторяют хором)
-Продолжаем расставлять фигуры :
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
-Хором повторяем слова и расставляем своих коней.
-Расставляем слонов:
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
-Расставьте своих слонов со словами на шахматной доске.
-На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля.
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
Запомните правило: ферзь любит свой цвет! Белый ферзь- на белой клетке, черный ферзь- на черной клетке.
- А как же пешки располагаются на шахматной доске?
(белые пешки расставляются на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры)
"А теперь без спешки
Идут на место пешки".
-Повторите все хором слова и расставьте свои пешки.
(у каждого ребенка на доске должно стоять точно такое же положение, затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию)
5. Развивающее задание.
Расстановка шахматных фигур.
Игра «Да – нет»
Воспитатель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.
6. Итог занятия. Рефлексия.
Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов,
коней, ферзей, королей? черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей,
королей? (8, 2, 2, 2, 1, 1.) и т. д.
Если вы не испытывали затруднений на занятии возьмите веселый смайлик, если были затруднения, возьмите простой смайлик, если вам было совсем сложно и вы не справились с заданиями, которые были на занятии, то возьмите грустный смайлик.
Конспект занятия по шахматам «В поисках шахматных фигур» для детей подготовительной группы 8
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков парной игры в шахматы с применением мини-роботов «Умная пчела».
(Дети на ковре играют в малоподвижную игру с мячом; воспитатель задает вопросы, дети по очереди отвечают; дежурные готовят материалы к занятиям)
- Сколько полей в центре шахматной доски?
- Каких полей больше - белых или черных?
- Какая фигура движется только вперед?
-Какая фигура выше всех на шахматной доске?
- Сколько полей в самой большой диагонали?
-Какая фигура самая сильная?
- Какая фигура ходит только по горизонтальным или вертикальным линиям?
-Какая фигура самая важная?
- Как называется в шахматах ничья?
- Что сначала объявляют шах или мат?
- Возможен мат без шаха?
- Какая фигура ходит только по диагонали?
- Какая фигура может перейти на соседнее поле в любом направлении?
Организационно-мотивационный этап (плавный переход к новому виду деятельности)
Педагог: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
(дети приветствуют гостей, раздается звонок скайпа на экране телевизора)
Игровая проблемная ситуация
Шахматная королева «Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Вы собрались поиграть в шахматы, но вынуждена вас огорчить. Гном Ворчун спрятал все шахматные фигуры в моем королевстве. Гном Простак очень любит играть в шахматы. Он решил проследить за Ворчуном и составил карту - подсказку. Разгадать карту вам поможет пчелка- шахматистка. Вместе вы справитесь и найдете все шахматные фигуры»
Основной этап
Педагог: Ребята, давайте посмотрим, наши-то шахматные фигуры остались? (ответы детей; отмечают, что есть недостающие фигуры)
Педагог: Надо их найти! Кто же поможет нам разобраться с картой-подсказкой? (берет мини-робота «Умная пчела» и читает прикрепленный конверт-подсказку)
«Ребята, что бы воспользоваться картой- подсказкой вам нужно подобрать ключ к замку. А ключ спрятался в одной из коробок. Для этого нужно на шахматной доске разложить адреса полей. Полученный рисунок сравнить со схемами на доске и выбрать коробку с верным номером»
(дети берут адреса шахматных полей и располагают их на своих шахматных досках; затем сравнивают полученный результат с предложенными; в конце отвечают какую коробочку нужно открыть)
Педагог: (открывает коробку с нужным номером и показывает, что в ней)
Ребята, посмотрите - в коробке кроме ключа еще что то есть? (ответы детей - король и ферзь) Мы нашли ключ, теперь можем открыть замок? (Снимает замок, на написана следующая подсказка)
«Ребята, начиная с поля А1, выложите с помощью фишек самую большую диагональ и одну самую маленькую диагональ»
(дети выполняют задание; отвечают на вопросы педагога)
- Сколько фишек понадобилось для самой большой диагонали? А для самой маленькой?
- Сколько всего фишек вы использовали? (ответы детей-10)
Педагог: Давайте посмотрим, что у нас под цифрой 10?
(воспитатель открывает обозначенное поле и достает коня)
Педагог: Ребята, конь нам поможет найти следующую фигуру. Но скажите, какой адрес на шахматной доске у цифры 10. (ответ детей- D4) Отметьте поле D4 желтым квадратом. Фишками другого цвета покажите все возможные ходы конем с этого поля. (двое детей выполняют задание на доске; один из ходов выпадает на число «5»)
Педагог: Молодцы! Посмотрим, что в коробке под номером «5».
(ребенок достает из коробки схемы движения пчел для двух подгрупп)
Педагог: Ребята, что это такое, вы знаете (ответы детей- схемы для роботов-пчел)
Как они нам могут помочь? (запрограммировать пчел, чтобы найти фигуру)
Правильно, отправим пчел в путешествие. (дети, игравшие у доски раздают схемы)
Внимательно следите за полем, с которого начинает движение ваша пчелка.
Программирование мини-роботов
(дети проходят к коврам, обозначенным белой и черной пешкой; программируют пчел согласно заданным схемам; с их помощью находят части паззла и собирают его)
Молодцы, мы собрали паззл. Какая шахматная фигура получилась? (ответы детей-ладья)
Педагог: Игра с ладьей «Перехитри часовых» поможет нам найти следующую фигуру. Вы согласны? (ответы детей) Ребята, напомните мне, как ходит ладья? (ответы детей)
(дети парами встают к шахматным доскам и разыгрывают игру-лабиринт)
Игра в шахматы Лабиринт «Перехитри часовых»
Ходит только белая ладья, она как можно быстрее должна добраться до поля А8, но при этом в местах остановок не попасть под удар черных фигур.
Педагог: Все справились с заданием и попали на поле А8? Какая фигура там была спрятана? (ответы детей-слон) Ребята, мы с вами нашли все фигуры?
(педагог достает коробку с шахматными фигурами; дети берут недостающие фигуры и проходят за столы; расставляют шахматные фигуры)
Шах. кор: Молодцы ребята, вы нашли все шахматные фигуры! Теперь у вас получиться сыграть в шахматы! Жду вас в гости в моем шахматном королевстве.
Итог деятельности. Рефлексия
Педагог: Ребята, прежде чем начать играть, скажите мне пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
Какую фигуру вам было сложно найти? Почему?
Какую ошибку ты допустил?
Поднимите руку те, кто справился со всеми заданиями без ошибок?
Почему ваши пчелы не сталкивались на коврике?
Что вам удалось лучше всего?
Парная игра в шахматы
Шахматы №9. "Смелая, храбрая Пешка".
Смелая, храбрая Пешка.
Цель: Продолжить изучать пешку и ее ходы, их взаимодействия друг с другом на доске. Материал: шапочки с шахматными пешками по количеству участников, шахматное поле. Методика проведения. Ребята, вы сегодня будите пешками. Для этого вам надо надеть на голову шапочки с шахматными пешками (Дети надевают шапочки и под музыку, маршируют на шахматном поле и поют).
Мы – шахматные Пешки,
В бою не любим спешки
Шагаем лишь вперед,
Назад не знаем ход.
Воспитатель дает команду: пешки на место становитесь. Какие молодцы, как они правильно во втором ряду стоят и не отступают назад ни на шаг. Ребята, запомните у вас строгий приказ: « Только вперед! Ни шагу назад!». Вы всегда первым вступаете в бой. Пешки на начальную позицию становись! Ребята, у вас получается два отряда.
Белый отряд, черный отряд –
Друг против друга два войска стоять.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
Физминутка:
Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем (вращение головой)
Вправо-влево, а потом
3-4, приседаем,
наши ножки разомнем. (приседания)
1, 2, 3- на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Воспитатель дает команду: пешки на место становитесь. ( Дети занимают свои места на шахматном поле). Белая пешка (указывает на одного ребенка) шаг вперед. Черная пешка два шага вперед. Считается, что вы сделали ход. Запомните, по правилам пешка ходит только вперед и не имеет право делать ни шагу назад. Ребята, стремитесь как можно быстрей добраться до 1-ой или 8-ой горизонтали, всеми силами мешая достичь этой цели первым сопернику. Если любая белая (черная) пешка достигнет 8-й (1-й) горизонтали, она может превратиться в любую фигуру (кроме короля ) и она снимается с доски, а на это поле ставится любая фигура (по желанию игрока), какая нужней в данный момент в игре. Далее проводиться дидактическая игра, «Какой пешки не хватает, на каком поле она стояла?». Игра проводится между двумя командами. Побеждает команда, набравшая больше очков. Воспитатель: Начинает партия тот, кто играет белыми. В предложение всей партии игроки ходят по очереди. Тот, за кем очередь хода, обязан ходить, даже если это ему не выгодно. В шахматах существует обязательное правило для всякого играющего: «Тронул - ходи». Оно распространяется не только на пешки, но и на все шахматные фигуры без исключения. И так, пешка в игре самая смелая и храбрая. Главный девиз у них «Ни шагу назад!».
Воспитатель дает команду: Пешки на начальную позицию становись! Шагом марш! Только вперед! Ни шагу назад! Под задорную песню игра заканчивается.
Мы – опора
Королевского престола.
Шагаем лишь вперед,
А не наоборот.
По чину нам положен
Один короткий шаг,
Зато назад не может
Нас передвинуть враг.
За нами офицеры,
За нами Короли,
Ладья и королевы,
И конные полки.
аискосок: налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придем,
Фигуру новую берем.
Скачать:
«Прямолинейная бесхитростная фигура (ладья)». Обучение игре в шахматы, шашки 10
Цель: Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с
правилами взятия.
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть на занятии. И предлагаю вам отгадать кроссворд на тему: «Шахматные фигуры». Будем отгадывать?
А теперь давайте все вместе повторим, с какой фигурой мы с вами познакомились на прошлом занятии? Какую линию занимают пешки? Сколько пешек всего? Как они ходят? Как бьют?
2. Мотивационная игра «Отгадай шахматную фигуру». Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения в игровой ситуации.
Как вы думаете, про что сегодня будет идти речь на занятии?
А сейчас, ребята, предлагаю вам нарисовать шахматную фигуру и узнать, что мы сегодня будем изучать.
Ладья. 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 4 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 4 клетки вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 2 клетки вверх (рис. 1).
3. Получение нового знания.
Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями, что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две: 2 черных и 2 белых. Предложить детям найти ладьи и поставить в центр шахматной доски (работа в парах, один ребенок вытаскивает белые фигуры, второй черные).
Ладья ходит по квадрату и бьет также.
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет — прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди.
Вывод таков: ладья в шахматах – единственная фигура, которая одинаково хорошо чувствует себя как в центре доски, так и на краю доски.
4. Самостоятельное применение нового знания.
Ребята, а сейчас я вам предлагаю расставить ладьи на шахматную доску.
Задание распечатка «Покажи, как ходит ладья».
5. Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков».
У девочек и мальчиков,
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
Просмотр фрагмента о ладье в обучающей компьютерной игре «Динозаврики учат шахматам».
6. Итог занятия. Заключительная часть.
Закрепление знаний.
Игра «ДА – НЕТ»
Ходит ли ладья по белым и черным полям?;
Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?
Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?
Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?
Что вы узнали нового? Что вам понравилось на занятии?
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимние забавы в шахматном королевстве» для подготовительной группы 11
Цель: Обобщить знания детей о зимних забавах. Вызвать интерес к игре в шахматы.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.
Есть у радости подруга,
В виде полукруга
На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет
То внезапно возвратиться
Пусть тоска ее боится!
Сегодня я хотела бы пригласить вас в Шахматное Королевство, в котором живут шахматные фигуры. У них сегодня проходят Зимние забавы.
Кто знает, что такое зимние забавы? (Ответы детей).
Какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей). Молодцы вы знаете очень много зимних забав. Нам пора отправляться в путь.
Вдруг на экране появляется Снежная королева: «Ха-ха-ха! Ничего у вас не получиться. Я заморозила всё Шахматное королевство и все шахматные фигуры. Ха-ха-ха!».
Злая Снежная королева чуть все не испортила, но к счастью я знаю, как нам помочь шахматным фигурам и растопить шахматное королевство. Нам нужно выполнить все задания, которые встретятся нам на пути. Вы готовы? Тогда в путь.
Задание 1.
Цель: Обобщить знания детей о зимних забавах. Выделение существенных деталей на картинке и определение ее основного содержания. Развивать умение объяснять свой выбор (на столе разложены картинки с забавами детей и зимними пейзажами).
Итак, первое задание: выберите одну понравившуюся вам картинку с сюжетом зимняя забава, прикрепите её на доску и объясните свой выбор.
Какую зимнюю забаву ты выбрал? Почему? (одному из детей).
Почему ты выбрал именно эту картинку? (другому ребенку вопрос).
Посмотрите, я тоже выбрала картинку с зимней забавой. Кто из вас знает, что это за забава? (взятие крепости). Это старая русская забава, в нее раньше играли не только дети, но и взрослые.
Раздаётся звук размороженной льдинки.
Посмотрите льдинка растаяла, значит, мы справились с первым заданием.
Задание 2.
Цель: Учить детей удерживать в памяти правило, заданное взрослым, и действовать по нему без напоминания. Развивать умение соотносить картинки по аналогии.
Следующее задание: выберите одну картинку, найдите свою пару и займите место за столом с соответствующей картинкой. Молодцы все правильно справились с заданием.
Раздаётся звук размороженной льдинки. Вот и еще одна льдинка растаяла.
Задание 3.
Цель: Развивать у детей ориентировку на листе бумаги, умение внимательно слушать точно, выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Чтобы выполнить следующее задание давайте разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика)
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными).
У вас на столе лежат карточки в виде шахматного поля и оно заколдованно, чтобы его расколдовать вы должны меня внимательно слушать и выполнять задание (графический диктант). Поднимите пожалуйста правую руку, левую. Возьмите в руки карандаш и проведите в воздухе виртуальную линию слева - направо. Поставьте карандаш в точку в левом нижнем углу. Чтобы линия была не прерывистой, карандаш от листа бумаги не отрывать. Готовы? Проведите вправо 6 клеточек, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево. Соедините верхнюю точку с нижней по диагонали.
Какую картинку вы расколдовали? (горка). Правильно. Для какой забавы они подходит? (катание с горки). Повторить правила поведения катания с горки
Раздаётся звук размороженной льдинки. Вы замечательно справились с заданием и шахматное королевство постепенно оттаивает.
Задание 4.
Цель: выявить у детей интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикале. На основе проведенного анализа выбрать недостающую фигуру. Упражнять детей в доказательстве решения. Развивать умения самостоятельно оценивать результат собственной деятельности, определять причины допущенных ошибок.
Следующее задание вы будете выполнять в паре. Посмотрите внимательно на карточку с изображением фигур, рассмотрите каждый ряд: верхний, средний и нижний. Выберите недостающие фигуры, лежащие на тарелочке, и поместите их в пустые клеточки. Та пара, которая выполнит задание, возьмитесь за руки и поднимите их. Я буду видеть, что вы готовы отвечать.
Вопросы: какого цвета фигуры вы выбрали и поместили в пустые клеточки? Почему? Замечательно, вы справились с таким трудным заданием и все справились.
Посмотрите, еще одна льдинка растаяла. Нам нужно спешить, чтобы растопить весь лед. Осталось выполнить последнее задание. Оно будет музыкальным.
Задание 5.
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать внимательность.
Давайте мы с вами сейчас превратимся в шахматные фигурки, надевайте шапочки.
Прочитать стихотворение
Мы пешки, служим королю
Бесстрашны в шахматном бою.
Идем вперед, в игре всегда,
Не отступаем никогда
Послушайте, пожалуйста, задание. Когда будет звучать музыка, мы будем двигаться и изображать различные виды забав (кататься на коньках, играть в снежки, кататься как лыжники или лепить снеговиков).
Как только музыка перестанет звучать вам надо встать на игровом поле, так как показано на экране. Но обязательно белые фигуры встают на белое поле, а черные на черное. Поиграем?
Вот и разморожена наша последняя льдинка! Вы разморозили шахматное королевство и шахматные фигуры благодарят вас. В подарок они приготовили вам волшебные картинки. Если вы стекой процарапаете верхний слой, то увидите, в какие зимние забавы любят играть шахматные фигуры.
Спасибо вам. Мне было очень интересно с вами путешествовать и выполнять задания. Вам понравилось наше путешествие? Предлагаю всем вместе сделать снежинку. Наши руки – это лучики, соединив их мы получим снежинку. Какое задание вам показалось самым сложным, какое лёгким? Один, два, три - снежинка - лети!
До свидания, всем спасибо.
Шахматы - 12 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Опубликовано 26.11.2017 - 15:53 - Джебраилова Севиль Ага кызы
Шахматы - 7
Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».
Цель: Знакомство с фигурой «Слон» - «Офицер», значением названия, особенностями и способами действия. Активизация аналитического мышления.
Материал: шахматная доска, шахматные фигуры.
Методика проведения.
Ребята, на прошлом занятие мы очень много узнали о Ладье. Сегодня мы познакомимся со Слонами. Именно о них, индийских слонах, будет наша сказка. Раньше их называли офицерами – говорит воспитатель и читает сказку о шахматных слонах.
Воспитатель ставит на шахматную доску , совершенно одинаковых, двух белых и двух черных слонов. Слоны – близнецы начинают демонстрировать свои ходы.
Когда мы встанем в строй,
Нас спутает любой.
Но лишь начнется бой
У каждого путь свой.
Воспитатель: Ходит слон на одну клеточку – поле и может проскочить до конца всей диагонали. Слон фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон стоит на белом поле, то в течение всей партии он никогда не сможет попасть на черное поле. Ходить слон, как вы можете видеть на шахматной доске - только по косым цепочкам полей одного цвета, или по так называемым диагоналям, вперёд или назад, никуда не сворачивая. Они ходят по разным дорожкам-диагоналям и за все время игры не могут встретиться. Обратите внимание, что посредине доски у слона большой выбор, чем в углу. В углу шахматной доски , слон не может свободно передвигаться – дорога слону здесь (показывает) ограничена, а в середине он сможет пойти в любую сторону. В шахматах существует понятие «хороший» и «плохой» слон. Слон считается «плохим», если собственные пешки занимают места на диагоналях, по которым он передвигается, мешают ему. Хороший, сильный слон, должен своевременно и часто помогать своим войскам, напасть сразу на несколько пешек и фигур соперника и побить их.
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
Слон стоит, вступая бой,
Ходит, правилам покорный,
Черной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны.
Для закрепления полученных знаний с детьми проводиться эстафета с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. В командах выбираются капитаны. Дети сами избирают их перед каждым занятием или оставляют прежних, если они удачно справляются со всеми заданиями . В ходе эстафеты дети загадывают загадки:
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
По косой он ходит,
Хоботом не водит.
Я смел, силен, достаточно высок,
Предпочитаю, и ходить и бить
Всегда по – своему: наискосок!
Воспитатель задает детям некоторые вопросы по теме:
-Где до начала игры располагаются слоны?
- Где стоят ладьи на доске до начало игры?
-Как ходит ладья, слон и чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?
Дети отвечают на вопросы.
Проводиться Пальчиковая игра: «Волк и лиса».
Серый волк бежит по лесу,
Аза ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою,
Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель оценивает их ответы и оглашает общие результаты. Вручает призы.
Конспект СОД «Черно-белый мир. Шахматные фигуры» 13
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? (ответы детей)
Воспитатель: А кто сочиняет сказки? (ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, дети могут сочинить сказку? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы вместе попробуем сочинить сказку? А сказку мы сегодня сочиним о …. Послушайте внимательно загадку.
Скучно было детворе. Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, - сказал ребятам Петя. Где б я нибыл и везде в нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король. Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать.
Игры названье угадать…. (Шахматы)
И как вы сейчас поняли сказку мы будем с вами сочинять о шахматах. А помогут нам сочинить такую сказку наши волшебные плащей. (дети надевают плащи) (сели на стульчики)
И так сказка начинается…
В некотором царстве, в черно-белом государстве жили – были шахматы.
Воспитатель: -А где же наши шахматы, они спрятались от нас в мешочке
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте какая это фигура. (надевают на голову маски)
Дети на ощупь угадывают фигуры и выкладывают их на шахматной доске.
Но больше всего на свете шахматные короли любили проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Как же нам это сделать?
Дети: (можно расставить фигуры на поле с помощью стихотворения)
Ребенок читает стихотворение, и дети расставляют фигуры на шахматной доске
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
А теперь без спешки
Идут на место пешки".
Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Но вот однажды шахматные короли решили заключить между собой мир. Но как это сделать они не знали! И тогда они обратились к мудрецу. И тогда мудрец предложил королям на поле их сражений построить красивый город с проспектами и улицами. Черный и белый король с радостью согласились и начали строить город с домами, улицами и проспектами.
Ребенок читает стихотворение «Шахматная доска»
на столах шахматная доска с фишками, с помощью зеленых фишек выложить горизонтальную линию, с помощью желтых – вертикальную линию, красных - диагональ
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле.
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
В поле много есть дорожек
Будь и смел, и осторожен.
Вверх пойдешь по вертикали,
Вправо по горизонтали
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет диагональ.
А когда короли построили город с красивыми домами, улицами и проспектами они расселили все войско в хорошие дома.
Дидактическая игра «Почта»
Король приготовил для нас конверты с адресами, но не с простыми, а шахматными. На конверте написана цифра, она обозначает номер, на которой находится адресат, а буква номер вертикали адресата. Запомнить названия букв на доске нам поможет скороговорка, начальные звуки слов в скороговорке и есть названия букв на шахматной доске» «Артисту Биллу Циркуль Дашь- Его Фамилия Же-Аш»
Дети получают конверты, становятся на свое поле, рассказывают стихотворение, как ходит фигура.
И с тех пор фигуры жили долго и счастливо, дружили, ходили друг другу в гости.
А вместо поля для сражений они нарисовали шахматную доску и стали играть в шахматы. Шахматным королям это так понравилось, что они даже придумали свою клятву, и если они кого-то принимают в свою игру, то этот человек должен обязательно произнести слова этой клятвы.
1. Быть честными в игре, соблюдать все правила (Клянемся)
2. Уважать своего соперника, не мешать ему думать.
3. Не расстраиваться в случае проигрыша, и не смеяться над проигравшим.
4. После окончания партии в знак уважения к сопернику пожать друг другу руку.
Воспитатель: Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Вам понравилось. (Ответы детей). Скажите, сегодняшняя встреча с шахматными фигурами была интересной? То нового вы узнали? На память об этой встрече я хочу подарить вам фигурки.
Шахматы- 14. Ферзь. « Могучая фигура».
Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний детей о пешке, «Ладье» и «Слоне». Развивать внимание и логическое мышление.
Материал: шахматные доски, большая шахматная доска, шахматные фигуры, шахматная шкатулка, призы.
Методика проведения.
Воспитатель:
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
Ребята устроились поудобнее и приготовились наблюдать за действиями Ферзя. И вот Ферзь начал вышагивать по шахматной доске. Вначале он сделал крохотный шажок по прямой. Наступил на соседнюю клеточку, потом шагнул сразу через две. Немного поразмыслив, вернулся на исходное место и вдруг совершил такой гигантский ход – прыжок, что сразу очутился в противоположном конце доски. Дела в том, что Ферзь может ходить и как Ладья, и как Слон - объяснил воспитатель. Поэтому Ферзь самая сильная фигура и помощник короля. Ферзь любит свой цвет – это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета и может перемещаться и по полям другого цвета, а точнее, как ладья. Помощник короля берет пешки и фигуры противника так же, как и ходит. Ферзя очень трудно поймать и уничтожить. Не случайно ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур. В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пешку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и одного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
и шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
доски чёрно-белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали —
ты больше вниманья ферзю удели.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
А сейчас поставьте ферзей на «свои» места - обращается воспитатель к детям – и ответьте мне на несколько вопросов. (Воспитатель организовывает соревнование между детьми).
Вопросы:
1.На сколько разных сторон может пойти ферзь со своего первоначального места ?
2.На какое поле нужно поставить черного (белого) ферзя, чтобы он мог своим ходом уничтожить любую из восьми фигур противника?
3.Сколько полей вместе контролируют ладья и слон?
4.Что особенно любить ладья? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?
5.Является ли пешка фигурой? Может ли стать когда-нибудь другой фигурой, превратиться в нее, в каких случаях?
6.Какие слоны никогда не столкнутся?
Воспитатель: Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём
Физкультминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Воспитатель раздаёт детям нарисованный на бумаге план и обращает внимание детей на то, что в группе, где то спрятана «Шахматная шкатулка». В ней находится сюрприз. Кто шкатулку найдет, тот и заберёт, что внутри лежит. Дети действуют по плану.
30.12.2017 Конспект занятия №14 «КОНЬ ». 15-16
Цель занятия: Объяснить действия на шахматном поле фигуры «КОНЬ».
Задачи: Объяснить место коня в начальном положении. Ход слона, взятие. Объяснить лучшее расположение коня на доске, разницу между положением коня в углу поля (2 варианта хода) и в середине поля (8 вариантов хода). Объяснение термина «легкая фигура».
Ход занятия:
Чтение: В.Громов «Конь».
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «конь» по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 134-138) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску» и шаблона хода коня.
Дидактические задания на доске:
«Лабиринт».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
Просмотр мультфильма "Легенда о шахматной доске".
13.01.2017 Конспект занятия № 15 «КОНЬ ПРОТИВ КОНЯ ».
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «конь».
Задачи: Закрепить знания о коне,о том, как как «ходит» эта фигура (два поля прямо, одно - вбок). Закрепить знания о как конь «бьет» другие фигуры. Закрепить представление о понятиях «ход коня», «взятие». Закрепить знания о взаимоотношениях коней на доске.
Ход занятия: .
Чтение сказки «Прыг, скок и вбок» Рыбина А.
В одном необычном шахматном королевстве королеве не разрешалось выходить из дворца, т. к. совсем рядом находился неприятель . Королева шагала по паркету, состоявшему из черных и белых клеток, и мечтала погулять вне стен дворца. Её охранял преданный визирь по имени Ферзь. Всемогущий, а также армия военноначальников и простых солдат–пешек. Визирь умел двигаться по всему шахматному полю по вертикали, по горизонтали и даже по диагонали, как шахматные слоны. И вот, однажды, когда после разведывательной операции Ферзь уснул, королева вышла из стен дворца мимо спящей охраны и решила погулять по шахматным окрестностям. Ведь ночью шахматное поле должно покрываться цветами. Так сказала королеве Белле накануне зашедшая гадалка. Королева не знала, что это была вражеская лазутчица. Конечно, беглянку черный король взял в плен. Ей было предложено сдать войско в угоду черным. Она гордо отказалась и была заперта в темницу (шах). Но тут прискакал ее верный конь. Прыг, скок и вбок – он легко перепрыгнул через ограду темницы, и королева ускакала в закат. Подоспевшие солдаты, слоны, двигающиеся крепости (ладьи), во главе с Ферзем Всемогущим начисто разгромили соперников. С той поры черный король одумался и они вместе с белой королевой разбили на шахматном поле цветочные клумбы. А коня каждый день угощали самыми спелыми яблоками из сада королевы.
Повторение пройденного материала. Проговорить названия всех шахматных дорожек: горизонтали, вертикали и диагонали.
Дети вспоминают ход коня. Педагог подходит к каждому из учеников и просит их сделать подряд 3 хода конем.
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь - разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку), диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «конь » по отношению к коню противника по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 139-148) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску». Прикладывание шаблона хода коня .
Интересный факт: в годы 2 мировой войны войска часто минировали поля ходом шахматного коня.
Практические задания (дидактические игры на досках):
Д/игра «Два поля прямо, одно поле вбок», «Раз, два – прямо, а три вбок» (показ ребенком хода конем)
«Да или нет?».
Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух).
20.01.2017 Конспект занятия №16. «КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА».
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «конь», «ферзь», «слон» и «ладья», о их взаимоотношениях на доске.
Задачи:
Закрепление знаний о месте на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «конь» по отношению к фигурам противника «ферзь,ладья и слон». Практические задания (дидактические игры на досках).
Ход занятия:
Чтение стихотворения «ШАХМАТЫ В СТИХАХ». ( Арбакова Д.)
Однажды шахматная доска завопила:
« Я, шахматная доска, мне без фигур никак нельзя
Люблю я страсть мгновения, баталии, сражения»
Пешка - маленький солдат
Лишь команды ждет
Чтоб с квадрата на квадрат отправится вперед.
Пешка ровный держит путь
В сторону нельзя свернуть
Только если срубит, в сторону отступит.
Есть ладья – такая дама, она ходит только прямо.
Никого она не спросит, прыгнет на клетку, иль на восемь.
Если слон на белом поле встал, такой его удел.
И другой не знает доли, и на черном быть не смел.
До конца игры слоны цвету одному верны.
Предпочитают ходить и бить: диагональю проходить.
Ферзь так просто чемпион
Его шаг широк
Ферзь может ходить как ладья, и как слон
И прямо, и наискосок.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали.
И может сопернику крах принести
Прыгнет конь, но все не так
Необычен каждый шаг.
Объяснение действий на шахматном поле фигуры «конь»по отношению к фигурам противника «ферзь,ладья и слон». места по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 150-165) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Практические задания (дидактические игры на досках):
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар».
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие».
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита».
Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения).
ЗАНЯТИЯ
К программе по обучению
детей 6-7 лет
основам игры в шахматы
«Юный шахматист»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения....
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
laquo;Шахматная страна»...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Цель занятия: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения....