Мастер класс «Устный журнал «Образовательный салон». «Проектная деятельность дошкольников»
методическая разработка
Материал был разработан с целью научить педагогов, как организовать проектную деятельность детей: нормативную, исследовательскую, творческую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_proekt.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Устный журнал «Образовательный салон». «Проектная деятельность дошкольников»
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук, презентация, презентация «Устный журнал «Образовательный салон», подборка музыкальных композиций;
- три шляпы для ведущего: шляпа исследователя, шляпы правоведа, шляпа творца;
- стулья по количеству участников, зона «Семья» для создания исследовательского проекта (стулья, атрибуты бусы, бант, галстук платок, медицинская форма, блокнот и ручка для записей, готовый проект «Зачем надо часто мыть руки», мольберт), зона «Рисование» для создания нормативного проекта (столы, стулья, бумага, простые карандаши), зона для творческого проекта (магнитная доска, магнитные карточки «Объекты на приусадебном участке», магниты, изготовленные объекты для дачи, два стола),
- прозрачная ваза, четыре прозрачных стакана с солью четырёх цветов, столик и табуретки для вазы и стаканов, сувениры с цветным песком по количеству участников;
- поднос со сладким угощением: конфеты, печенье, сок.
1 слайд.
Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Устный журнал «Образовательный салон».
Даже не журнал, а скорее дайджест – это информационный продукт, который содержит краткие аннотации, основные положения, сжатое содержание.
2 слайд.
Одним из средств поддержки детской инициативы и развития социально-активной творческой личности ребенка является проектная деятельность дошкольников.
3 слайд.
Актуальность данного направления основывается на ряде нормативных документов.
4 слайд.
Сегодня я научу вас, как организовать проектную деятельность детей: исследовательскую, нормативную, творческую.
Для этого сегодня в «Образовательном салоне» для вас 3 экспресс-консультации «Вариации на тему «Проектная деятельность от замысла к воплощению».
Заглянув в «Образовательный салон» - улыбнитесь!
Занесите искорку добра!
В мир фантазий детей окунитесь
В нём так много уюта, тепла...
5 слайд.
Начинаем листать наш журнал. Прослушав стихотворение, догадайтесь, о каком виде проекта пойдёт речь на 1 странице (исследовательском, нормативном, творческом)?
Настал час больших секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Все готовимся к нему,
Отвечать на «почему?»
Правильно, первая экспресс-консультация – это исследовательский проект.
Он, как и следует из названия, представляет получение ответа на вопрос и носит индивидуальный характер.
Прежде, чем проект начать,
Надо все этапы знать.
Всего их четыре, и все так важны,
Для проектной деятельности непременно нужны.
Представим, что сосуд – это наш проект.
Слайд 6
На первом этапе создается особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу. То есть формулируется вопрос, например, «Зачем нужно часто мыть руки?».
1 этап- это погружение в проект (постановка задачи); (высыпаю песок в сосуд).
Слайд 7
Второй этап – планирование деятельности. Уважаемые коллеги!
- к кому ребёнок может обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию (в книгах…;
- какие предметы использовать для исследования в данном случае (принадлежности, оборудование);
На этом 2 этап закончен. План действий намечен.
(высыпаю песок).
Слайд 8
На 3 этапе ребенок приступает к реализации проекта, т.е. отвечает на поставленный вопрос. Основным способом получения ответа, как вы уже сказали, является опрос членов семьи и других взрослых. Предлагаю вам выступить в роли дочки, мамы, папы, бабушки и тети врача. Распределите роли между собой, воспользуйтесь атрибутами и займите места в вашем доме. (зона для семьи. На стульях лежат предметы: бант, бусы, галстук, платок, белый халат)
(герои сели на расставленные стулья)
Дочка Катя, приступай к исследованию, опроси членов своей семьи, зачем нужно мыть руки? Начни с мамы.
Катя: мама, зачем нужно мыть руки?
Мама: чтобы они были чистыми.
Вед.: мама, помогите своей дочке зафиксировать ответы других респондентов. Сегодня по нарошку.
(даю маме блокнот с ручкой, мама с дочкой обходят всех членов семьи и спрашивают)
Катя: папа, зачем нужно мыть руки?
Папа: чтобы не было микробов.
Катя: бабушка, зачем нужно мыть руки?
Бабушка: чтобы не болеть.
Катя: тетя Лариса, зачем нужно мыть руки?
Тетя: на грязных руках находится много микробов, и, если они с пищей попадут в рот, будет болеть живот.
Вед.: Катя, а как ты сама думаешь?
Катя: нужно мыть руки, чтобы не было микробов.
Вед.: все мнения разные, но не понятно, что такое микробы. Где же нам получить достоверный ответ? (где проверить полученную информацию)
Ответы героев: в интернете, в энциклопедии, в телепередаче, в книгах.
Вед.: Не верим, пока не проверим. Катя, вот держи энциклопедию, присаживайся и посмотри вместе с мамой, что такое микробы.
(даю энциклопедию, открытую на нужной странице).
На этом же этапе результаты исследования проекта заносятся в специальный альбом. (на доске готовый проект)
Оформление исследовательского проекта завершено.
Третий этап - осуществление деятельности (высыпаю песок)
Слайд 9
И вот настал день презентации проекта – 4 этап. Родители обязательно должны присутствовать и при необходимости помочь ребенку рассказать о проделанной работе.
В конце презентации ребенок вместе с мамой могут предложить детям либо карточки с заданием, либо угощенье, а можно сувениры.
И Катя вместе с бабушкой приготовили мыло ручной работы для детей. А мы подарим членам семьи и членам жюри. Катя подари сувениры. (корзина с мылом)
(раздают мыло)
4 этап – презентация результатов завершен. (высыпаю песок)
После презентации работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку, придумывает различные задания для закрепления знаний.
Спасибо, можете снять свои атрибуты.
Слайд 10.
Отгадайте ребус и узнайте тему второй экспресс-консультации. («ПРАВИЛА»)
Слайд 11
Правильно. Создание свода правил, по которым должны жить дети в детском саду и подразумевает нормативная проектная деятельность.
Слайд 12,1
На первом этапе так же как в исследовательском проекте ставится задача, но только она всегда инициируется педагогом.
То есть выявляются ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые часто повторяются. Например, дети часто ломают постройки своих товарищей, пока те временно вышли из игры.
Слайд 12,2
На 2 этапе педагог планирует решение проблемы: как он построит обсуждение с детьми возникшей ситуации.
Слайд 12,3
Наступает 3 этап.
Сначала с детьми обсуждается сама ситуация и её нежелательные последствия.
Предлагаю вам выступить в роли детей подготовительной к школе группы.
Слайд 12,4
(подойти к детям)
Ребята, сегодня случилась беда!
Послушайте, посмотрите сюда:
Построили девочки сказочный дом,
Ушли на занятья, вернулись потом,
А мальчики домик уже разломали,
Из этих деталей машину собрали.
Случилась тут ссора – шумели, ругались!
Обидно девчонкам, напрасно старались…
К чему приведет эта ситуация и как будут чувствовать себя эти дети?
Ответы детей: дети поссорятся, обидятся, подерутся, будут плакать.
Вед.: а как вы думаете, будут ли они после этого дружить? Пригласят ли этих мальчиков в игру?
Ответы детей: нет.
Вед.: дети нарисуйте, пожалуйста, то, к чему же приведет эта ситуация.
Дети рисуют.
Расскажите, что вы нарисовали?
Ответы детей.
Восп.: подумайте и скажите, как нужно вести себя, чтобы не было ссор, слез?
Дети: нужно спросить у воспитателя или у детей «Можно ли играть?»
Вед.: а что ответят на это дети и воспитатель?
Дети, с помощью восп. :
- нельзя (в игру входить нельзя);
- можно, но не перестраивай (играй, но не меняй);
- я наигрался (играй во что хочешь).
Вед.: итак, у нас такие правила:
- в игру входить нельзя;
- играй, но не меняй;
- играй во что хочешь.
Подумайте, как могли бы выглядеть знаки, которые дети могут поставить около постройки в свое отсутствие (сигнал).
Дети: можно сделать кружки трех цветов: красный, желтый, зеленый. А также можно поставить кружки со знаками «-«+-»+» или флажки трех цветов.
После того, как дети пришли к единому мнению, как должны выглядеть знаки, они изготавливают их и применяют в играх.
Мы с вами изготовили вот такие флажки (красный, зеленый, желтый).
Ставлю готовые три флажка на стол: в игру входить нельзя, играй, но не меняй, играй во что хочешь.
На этом третий этап заканчивается.
Слайд 12,5.
Четвёртый этап – это правило в действии. Воспитатель берет на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.
Понятно, что нормативный проект не снимает раз и навсегда проблемную ситуацию в группе, но значительно облегчает работу воспитателя.
Слайд 13
Посмотрите на экран. С чем связаны эти предметы? (с творчеством)
Слайд 14
Следующая экспресс-консультация нашего дайджеста – это творческий проект.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно. Итак, с чего начинаем?
(с постановки задачи, с 1 этапа)
Слайд 15
Итак, в детском саду объявлен конкурс на лучший огород на окне (открываю свиток): Внимание, внимание! Всем, всем, всем! Объявляю конкурс на лучший огород на окне «Приусадебный участок моей мечты». Внимание, внимание! (Это и есть проблема). 1 этап завершен.
На 2 этапе что мы делаем?
Разрабатываем план действий.
Слайд 16.
На доске схематический план участка.
Предлагаю вам выступить в роли детей старшей группы. (подхожу к детям)
Помечтаем, что же мы хотим видеть на нашем участке.
Ответы детей: сад, огород, клумбы с цветами, качели, бассейн.
Вед.: дети сами рисуют желаемые объекты и размещают их на плане. (открываю план на доске с карточками)
Ну вот, план составлен. 2 этап завершен.
На 3 этапе?
Ответы: Реализуем наш проект.
Слайд 17
Третий этап – этап подготовки.
Для нашего проекта делаем заготовки,
Наша задача определить, что сделаем в саду,
А что можем родителям поручить.
Посмотрите, что мы изготовили.
Показываю на объекты для участка, стоящие на столе и сам участок.
Теперь нам нужно по нашему плану построить приусадебный участок нашей мечты. Подходите к участку, и все вместе расставляем объекты, согласно плану.
Дети делают.
Катя сделала с мамой дом, Настя с папой бассейн. Также мы посадили огород. А посмотрите, какой у нас бассейн, скворечник, беседка! Люба сделала с папой гараж…
Посадили огород, посмотрите, что растет?
Будем мы ухаживать, будем поливать,
Будем за росточками дружно наблюдать!
Молодцы! Садитесь.
На этом 3 этап завершен.
Слайд 18.
На 4 этапе
Расскажут дети о своем участке,
Ну а жюри оценит их рассказ.
И как в красивой доброй сказке
Конец счастливый – первый приз у нас!!!
Отдаю приз.
Слайд 19
Последняя страница нашего журнала предлагает написать синквейн и выиграть приз!
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.
1 строка: Кто? Что? (1 существительное) – тема синквейна;
2 строка: Какой? (2 прилагательных) – раскрывает тему;
3 строка: Что делает? (3 глагола) – описывает действия;
4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) – целая фраза;
5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное) – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.
Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.
1 строка: существительное
Проект
2 строка: какой?
Исследовательский, интересный (инновационный, нормативный, творческий)
3 строка: что делает?
Обучает, развивает, помогает
4 строка: что вы думаете о теме?
Очень современное направление работы (используется в детском саду)
5 строка: новое слово
Инновация (развитие, инициатива)
Спасибо, приз Ваш! (беру поднос) Это волшебное угощение.
Если отведаете эти конфеты, то у вас сразу появится желание работать в проектном режиме.
А съев волшебное печенье, вы будете на «отлично» знать методику организации проектов.
Напиток поможет вам справиться с любыми поставленными задачами и добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей.
Спасибо! А эти сувениры будут напоминать вам об этапах проектной деятельности. (угощаю).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Маленькие исследователи»
Мастер - классДля педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольниковна тему: «Маленькие исследователи»...
Мастер-класс "Основные методы проектирования художественно-продуктивной деятельности дошкольников"
Я слышу – и всё забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю Конфуций (древний мыслитель и философ Китая) ...
мастер-класс "Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
мастер-класс...
Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....
Мастер-класс по теме «Исследовательская и проектная деятельность дошкольников: особенности, структура, отличия, методика организации»
Документы, подтверждающие организацию и проведение...