Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
материал (старшая группа)
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
3. Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
· Как называется сок из лимона? (Лимонный).
· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 49.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
3. Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
· Как называется сок из лимона? (Лимонный).
· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
4. Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры. Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
5. Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание. Логопед помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
· Как он называется? Это фрукт или овощ?
· Где он растет?
· Какой он по величине?
· Какой он по цвету?
· Какой он по форме?
· Какой он на вкус?
· Какой он на ощупь?
· Что из него можно приготовить?
6. Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
7. Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
· Я не люблю лук, … (потому что он горький)
· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).
8. Игра «Найди место»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Описание игры. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.
· На грядке растет капуста. Предлог на.
· Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.
· В огороде много овощей. Предлог в.
· Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.
· Кошка спит на крыше. Предлог на.
· Собака спряталась за домом. Предлог за.
· Над домом пролетает птица. Предлог над.
9. Игра«Погрузи урожай»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
10. Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Описание. Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
· Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… горох.
· Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
· А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
· Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… кабачок.
11. Упражнение «Будь внимательным!»
Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.
Описание. Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения , дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.
· Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен.
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
12. Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»
Цель: расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.
Описание. Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.
· С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ.
Тут красный, пузатый сеньор-помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР Введение Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обсл...
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Данная картотека поможет в выстраивании игр на логопедическом занятии или на логопедической физминутке....
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи детей с ОНР...
Дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников
Картотека по выразительности речи для детей старшего дошкольного возраста...
Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников.
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффектив...