Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
материал (старшая группа)

Ефремова Юлия Геннадиевна
 

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

 

1.     Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

 

 

2.     Игра с мячом  «Скажи наоборот»

Цель:  обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры.  Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

·        Помидор круглый, а огурец… (овальный).

·        Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

·        Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

·        Помидор большой, а огурец… (маленький).

 

3.     Игра с мячом «Одна семейка»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры.  Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

·        Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

·        Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

·        Как называется сок из лимона? (Лимонный).

·        Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

 

1.     Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

C:\Users\Ulia\Desktop\20130401175527.jpeg

 

2.     Игра с мячом  «Скажи наоборот»

Цель:  обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры.  Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

·        Помидор круглый, а огурец… (овальный).

·        Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

·        Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

·        Помидор большой, а огурец… (маленький).

 

3.     Игра с мячом «Одна семейка»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры.  Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

·        Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

·        Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

·        Как называется сок из лимона? (Лимонный).

·        Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

 

4.     Игра «Маленькие поварята»

Цель:  активизировать словарь глаголов.

Описание игры. Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка»  овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

·        Капуста (Можно  резать, мять, тушить, солить).

·        Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

·        Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

·        Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

 

5.     Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель:  развитие связной речи, мышления.

Описание.  Логопед  помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

·        Как он называется? Это фрукт или овощ?

·        Где он растет?

·        Какой он по величине?

·        Какой он по цвету?

·        Какой он по форме?

·        Какой он на вкус?

·        Какой он на ощупь?

·        Что из него можно приготовить?

 

6.     Игра «Угадай-ка!»

Цель:  Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

 

7.     Игра «Закончи предложения»

Цель:  развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети  заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·        Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·        В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

 

8.     Игра «Найди место»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры.  Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички,  кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

·        На грядке растет капуста. Предлог на.

·        Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.

·        В огороде много овощей. Предлог в.

·        Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.

·        Кошка спит на крыше. Предлог на.

·        Собака спряталась за домом. Предлог за.

·        Над домом пролетает птица. Предлог над.

 

9.     Игра«Погрузи урожай»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей         ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.

 

10.                       Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание.  Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

·        Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился…   горох.

 

·        Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее…  капуста.

 

·        А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые…  огурцы.

 

·        Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

 

11.                        Упражнение «Будь внимательным!»

Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

Описание.  Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения , дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого  раздаются трафареты фруктов, которые  раскрашиваются детьми.

·        Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

 

12.                       Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

Цель:  расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

Описание.  Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

·        С большой корзиной иду в огород.

      На грядках растет разноцветный народ.

      Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

      Румяный редис принакрылся листком,

    Зеленый лучок дружно всходит рядком.

    Как солнышко, желтая репка горит

    И с черною редькой, смеясь, говорит.

    Лиловый атласный висит баклажан.

    Он здесь словно гость из диковинных стран.

    Вот рыжей лисицей крадется морковка,

    А тут чеснока две седые головки.

    И сочный, кудрявый хрустящий салат.

    Все дружно в корзине горою лежат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР Введение Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обсл...

Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Данная картотека поможет в выстраивании игр на логопедическом занятии или на логопедической физминутке....

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...

Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Комплекс дидактических игр по развитию речи детей с ОНР...

Дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников

Картотека по выразительности речи для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников.

Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффектив...