Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Введение
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.Как правило, готовность к школе определяют лишь через диагностику уровня развития познавательных процессов и определенного набора знаний, умений и навыков, которые могли бы стать опорой для педагога в рамках его профессиональной деятельности в работе с первоклассниками.
Наибольшие сложности в подготовке к школьному обучению испытывают дети с общим недоразвитием речи.Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь .
Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.
Кроме этого успешность коррекционно-развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Предлагаемое пособие представляет собой системную подборку игр и упражнений по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе. Задания подобраны для работы по лексической теме «Овощи. Фрукты».
Аннотация
В данной работе представлен комплекс дидактических игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе. Настоящий комплекс составлен в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной образовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. А также парциальных Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Комплекс разработан для изучения лексической темы «Овощи и Фрукты» и направлен на расширение словарного запаса детей и совершенствование грамматического строя речи.
Заключение
Настоящий комплекс игр обеспечит старшим дошкольникам с ОНР реализацию зоны ближайшего развития, скорейшую актуализацию речевых навыков. А также будет способствовать единству коррекционных, развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых будут формироваться знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
3. Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
· Как называется сок из лимона? (Лимонный).
· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
4. Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры.Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
5. Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание. Логопед помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
· Как он называется? Это фрукт или овощ?
· Где он растет?
· Какой он по величине?
· Какой он по цвету?
· Какой он по форме?
· Какой он на вкус?
· Какой он на ощупь?
· Что из него можно приготовить?
6. Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
7. Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
· Я не люблю лук, … (потому что он горький)
· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).
8. Игра «Найди место»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Описание игры. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.
· На грядке растет капуста. Предлог на.
· Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.
· В огороде много овощей. Предлог в.
· Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.
· Кошка спит на крыше. Предлог на.
· Собака спряталась за домом. Предлог за.
· Над домом пролетает птица. Предлог над.
9. Игра«Погрузи урожай»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
10. Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Описание. Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
· Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… горох.
· Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
· А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
· Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… кабачок.
11. Упражнение «Будь внимательным!»
Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.
Описание. Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения , дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.
· Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен.
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
12. Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»
Цель: расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.
Описание. Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.
· С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ.
Тут красный, пузатый сеньор-помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат.
Список литературы
1. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. Общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Мозаика-Синтез
Год: 2010.
3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», М., «Просвещение», 2008.
4. Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе детского сада для детей с ОНР» СПб Детство-пресс», 2008
5. Климентьева О. Л. «Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма» СПб, Детство-пресс, 2010
6. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми» - М.: ВЛАДОС, 1994.
7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
8. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников). – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2001.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Введение
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.Как правило, готовность к школе определяют лишь через диагностику уровня развития познавательных процессов и определенного набора знаний, умений и навыков, которые могли бы стать опорой для педагога в рамках его профессиональной деятельности в работе с первоклассниками.
Наибольшие сложности в подготовке к школьному обучению испытывают дети с общим недоразвитием речи.Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь .
Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.
Кроме этого успешность коррекционно-развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Предлагаемое пособие представляет собой системную подборку игр и упражнений по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе. Задания подобраны для работы по лексической теме «Овощи. Фрукты».
Аннотация
В данной работе представлен комплекс дидактических игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе. Настоящий комплекс составлен в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной образовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. А также парциальных Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Комплекс разработан для изучения лексической темы «Овощи и Фрукты» и направлен на расширение словарного запаса детей и совершенствование грамматического строя речи.
Заключение
Настоящий комплекс игр обеспечит старшим дошкольникам с ОНР реализацию зоны ближайшего развития, скорейшую актуализацию речевых навыков. А также будет способствовать единству коррекционных, развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых будут формироваться знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
- Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
- Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
- Помидор круглый, а огурец… (овальный).
- Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
- Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
- Помидор большой, а огурец… (маленький).
- Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
- Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
- Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
- Как называется сок из лимона? (Лимонный).
- Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
- Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры.Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
- Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
- Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
- Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
- Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
- Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание. Логопед помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
- Как он называется? Это фрукт или овощ?
- Где он растет?
- Какой он по величине?
- Какой он по цвету?
- Какой он по форме?
- Какой он на вкус?
- Какой он на ощупь?
- Что из него можно приготовить?
- Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
- Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
- Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
- Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
- Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
- Я не люблю лук, … (потому что он горький)
- В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).
- Игра «Найди место»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Описание игры. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.
- На грядке растет капуста. Предлог на.
- Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.
- В огороде много овощей. Предлог в.
- Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.
- Кошка спит на крыше. Предлог на.
- Собака спряталась за домом. Предлог за.
- Над домом пролетает птица. Предлог над.
- Игра«Погрузи урожай»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
- Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Описание. Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
- Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… горох.
- Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
- А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
- Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… кабачок.
- Упражнение «Будь внимательным!»
Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.
Описание. Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения , дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.
- Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен.
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
- Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»
Цель: расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.
Описание. Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.
- С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ.
Тут красный, пузатый сеньор-помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат.
Список литературы
- «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Мозаика-Синтез
Год: 2010. - Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», М., «Просвещение», 2008.
- Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе детского сада для детей с ОНР» СПб Детство-пресс», 2008
- Климентьева О. Л. «Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма» СПб, Детство-пресс, 2010
- Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми» - М.: ВЛАДОС, 1994.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников). – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Данная картотека поможет в выстраивании игр на логопедическом занятии или на логопедической физминутке....
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР 1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»Цель: учить образо...
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи детей с ОНР...
Дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников
Картотека по выразительности речи для детей старшего дошкольного возраста...
Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников.
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффектив...