Доклад «Предметно-пространственная среда в летний оздоровительный период».
материал по окружающему миру

Теплова Ольга Валентиновна

Доклад на педсовете  на тему "Предметно-пространственная среда в летний оздоровительный период"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №281» (ДО№4)

Доклад «Предметно-пространственная среда в летний оздоровительный период».

                                                                                                    Воспитатели      Федосова И.А.

                                                                                                                                  Теплова О.В.

Предметно - развивающая среда - эффективное средство формирования личности ребёнка. В условиях обновления содержания дошкольного образования, территории групповых участков и детского сада, способствуют эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.

С наступлением  лета большинство времени дети проводят на улице . А чтобы детишки полноценно отдыхали, развивались, воспитывались и при всем этом получали максимум положительных эмоций, нам взрослым нужно создать определенные условия.Большое значение в дошкольном учреждении должно уделяется развитию и совершенствованию среды на участке в летнее время, потому что лето для детей  - самая долгожданная и любимая пора.Участок –это место для детских игр, прогулок, образовательной деятельности, наблюдений за растениями и животными. За кажущейся простотой скрывается творческий процесс, который объединяет педагогов и родителей для создания единого образовательного пространства. Развивающая предметно-пространственная среда на территории дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На территории ДОУ нужно организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи должны быть направлены совместные усилия педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Ведущую роль в формировании предметно-пространственной среде на участках дошкольного учреждения играют прогулочные веранды, которые ,несомненно, имеют и тематическую нагрузку. Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывают тематические веранды, на которых оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира» и т.п.).

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На территории детского сада необходимо наличие оформленной площадки для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: встречает детей веселый Светофор, выносные дорожные знаки, игровые большие и маленькие (выносные) машины, всё это используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Итогом таких игр становятся интересные викторины, КВНы, соревнования по знанию правил дорожного движения.

 Особую роль в организации предметно-пространственной среды играет центр экспериментирования (игры с песком и водой, простейшие опыты с природным материалом) – это всегда новые открытия нашим дошкольниками. Игры с песком  - очень полезное занятие: когда дети трогают руками песчинки, у него развивается тактильное восприятие; когда ребенок пересыпает из ведерка в формочки, он тренируют глазомер. К тому же  игра с этим природным материалом приносит массу положительных эмоций, позволяет в непринужденной, увлекательной форме вспомнить пройденный материал, лучше узнать окружающий мир неживой природы. Ну, а выносной материал у нас всегда под руками: весы, султанчики, природный и бросовый материал, ведерки и совочки; заводные и резиновые игрушки...Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, их свойствах.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: « Почему? Зачем? Как? Что будет если?» почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

На одном из прогулочных участков целесообразно устроить импровизированную метеостанцию с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.  Это, несомненно, вызовет положительный эмоциональный отклик у ребят и положит начало изучению неживой природы.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта предметно-пространственной среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами, которые украшают большие и малые клумбы, позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Кроме того, клумбы детского сада используются для формирования у детей трудовых навыков (малыши трудятся на клумбе - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю, у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе), экологического воспитания (проводятся наблюдения, исследования почвы и растений, дети получают представления об их росте и развитии). Они учатся замечать красоту природы. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Видя, ежедневно, ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанники не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.

Для ухода за цветами есть необходимый выносной инвентарь – леечки, ведерки, лопатки, фартучки, грабельки . Все это учит детей прилежно трудиться и ценить труд  друг друга и взрослых, замечать  красоту природы и переживать радостные моменты .

 Площадка для творческих и сюжетно – ролевых игр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми . Игровые конструкции на участке как машина, мотоцикл, корабль, помогают в воспитании у детей патриотизма и подготовке мальчиков к выполнению мужских социальных ролей в обществе и семье .

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм. Основная задача взрослых при этом способствовать развитию физических качеств и удовлетворить потребность растущего организма в двигательной активности. Для этого на участке устанавливается специальное оборудование.

Центр двигательной активности «Мини - стадион» имеет разнообразную физкультурно-игровую среду, обеспечивающую  рациональную двигательную активность детей, исключающая односторонность физического развития и способствующая тому, чтобы у детей вырабатывались и совершенствовались как стереотипные, так и ситуационные движения: развития основных движений, спортивных упражнений, проведения подвижных и спортивных игр.Площадь участка позволяет проводить коллективные подвижные игры и эстафеты. Также с помощью выносного материала: дуг, конусов, обручей, мячей, скакалок можно создать полосу препятствий, а на асфальтовых дорожках играть в классики.

Не маловажную роль в организации предметно-пространственной среды участков дошкольного учреждения играет центр для самостоятельной деятельности детей (игровые площадки). В данном центре каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Такая среда отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей. Свободная деятельность воспитанников,в условиях созданной педагогами предметно – пространственной среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально по его сценарию, способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.  Художникам для рисования есть вместительный столик с лавочками, желающие также могут заняться рисованием на асфальтовой дорожке или палочками на песке.

Летний отдых – это заряд на целый год. Используя такую развивающую среду территории детского сада и групповых участков, где всё доступно, открыто, рационально, целесообразно и эстетично воспитатели смогут умело развивать детей на всех мероприятиях проводимых согласно плану работы в летне-оздоровительный период.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Предметно-пространственная среда раннего возраста"

Доклад раскрывает понятие предметно-пространственной среды в детском саду, ее функции, требования к организации предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с нормативными документами, иннова...

Доклад:предметно-пространственная среда ФГОС

сходство и различия предметно-пространственной среды по ФГОС...

Организация предметно-пространственной развивающей среды прогулочного участка «Островок детства» в летний период в соответствии с ФГОС (средний возраст 4-5 лет)

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде группы и участка основные требования: насыщенность, трансформируе...

Доклад «Предметно-пространственная среда в летний оздоровительный период».

Предметно - развивающая среда - эффективное средство формирования личности ребёнка. В условиях обновления содержания дошкольного образования, территории групповых участков и детского сада, способствую...

Доклад «Создание предметно-пространственной развивающей среды на игровых площадках для детей среднего дошкольного возраста в летний период».

В данном материале рассказано об организации развивающей предметно-пространственной среды на участках детского сада в летний пеиод....