Доклад "Предметно-пространственная среда раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему

Соколова Анна Александровна

Доклад раскрывает понятие предметно-пространственной среды в детском саду, ее функции, требования к организации предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с нормативными документами, инновационные подходы в организации П-Р среды и ее значение для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Предметно-пространственная среда раннего возраста

В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Термин введен в 1988 году, исследования по теме проводились с 1960 года в Москве при Академии пед.наук НИИ дошкольного воспитания. Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых

Определим основные функции предметно-развивающей среды для детей и взрослых.

Функции предметно-развивающей среды для детей:        

1.        Удовлетворение потребности в деятельности, познании.

2.        Ориентировка в окружающем.

3.        Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия  со взрослыми и сверстниками

4.        Источник становления субъектного опыта ребенка.

5.        Развитие инициативы, воображения, творчества.

6.        Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.

7.        Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.        

Функции предметно-развивающей среды для взрослых :

1.        Реализация содержания образовательной программы.

2.        Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

3.        Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

4.        Организует деятельности детей.

5.        Влияет на воспитательный процесс.

На сегодняшний день существуют различные подходы по созданию ПРС. Это

- «Концепция построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского 1993г.;

- «Концепция дошкольного воспитания» В.В. Давыдова, В.А. Петровского 1989г.;

- «Развивающая предметная среда» под ред. Новоселовой С.Л., М., 2001г. и пособия многих других авторов;

- Основные общеобразовательные программы ДОУ;

- Нормативные документы.

Какими же нормативными документами нужно руководствоваться при создании ПРС:

В первую очередь при организации ПРС необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление от 22.07.2010 №91) как условие обеспечения безопасности детей, сохранения их  физического и психического здоровья. (Требования данного документа нужно учитывать не только при построении ПРС, но в других направлениях работы ДОУ).

Учитывая ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников при создании развивающего пространства в групповых помещениях нужно руководствоваться следующим   нормативным документом: ФГТ (Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в котором указаны различные виды детской деятельности, используемые в дошкольном учреждении.

К ним относятся:- игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтения.

В этом же документе прописаны содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». ПРС должна отражать эти образовательные области.

направления  

развития ребенка

развивающие центры (уголки, зоны)

физическое развитие ребенка

  • физкультурный уголок
  • спортивный комплекс

социально-личностное развитие ребенка

  • центр сюжетно-ролевой игры
  •  уголок ряженья
  •  театральная студия
  • уголок «уединения» («шептунчики»)

познавательно-речевое развитие ребенка

  • центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма;
  • центр науки, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
  • центр математики (игротека);
  •  центр строительно-конструктивных игр

художественно-эстетическое развитие

  • центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности.

Следующим нормативным документом является ФГТ (Приказ №2151 от 20 июля 2011г.) где четко выделены следующие принципы построения развивающей среды:

1. Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

2. Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

3. Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

4. Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

5. Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

6. Интеграции образовательных областей, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей.

7. Учета полоролевой специфики. Построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

8. Учет ЗБР (зоны ближайшего развития). Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

9.Принцеп безопасности - реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм Сан ПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.

Предметно-пространственная среда должна быть построена так чтобы обеспечивать разные виды активности ребенка и это касается не только игровой но и трудовой деятельности, соблюдения режимных моментов.

Чтобы создать условия для выполнения детьми навыков самообслуживания, гигиены, необходимо соблюдать требования к оборудованию зданий, помещений, их содержимого, а также к оборудованию и содержанию территорий дошкольных учреждений.

Зона игровой территории включает в себя:

- групповые площадки - индивидуальные для каждой группы

- физкультурную площадку (одну или несколько).

Необходимо предусмотреть условия для раздельного хранения игрушек, используемых для игры на улице, или прогулочных верандах от игрушек, используемых в помещениях дошкольной организации.

 Игровые и физкультурные площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом росто-возрастных особенностей детей.

 В состав групповой ячейки входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).

 Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальным стандартам.

Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.

В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.

В группах при создании уголков например природной зоны также соблюдают следующие требования:

- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;

- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;

- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

- уборка за животными и уход за растениями осуществляются ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.

Спальные помещения не допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и других).

Для обеспечения навыков самообслуживания дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены.

В туалетных помещениях устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часа. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, должен включать: 1)организацию как совместной деятельности взрослого с воспитанниками, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД, но и в режимных моментах; 2)организацию разнообразной игровой деятельности; 3)развитие способностей в любых формах образовательного процесса; 4)освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграцию; 5)использование образовательных технологий деятельностного типа; (технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного диалога; технологии оценивания образовательных достижений обучающихся; технологии организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся) 6)физическое развитие дошкольников, а также взаимодействие педагога с воспитанниками на: субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

Таким образом, учет требований вышерассмотренных нормативных документов позволит создать или преобразовать ПРС, выполняющую организационную, воспитательную, развивающую функции.

 

    Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки (ничего подобного не будет ни в один последующий период жизни!). В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у малыша эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность,.

    Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей. Для маленького ребенка необходимо формировать «понятную» для него пространственную среду и визуально адекватную возможностям его зрительного поля.

    При оформлении группового помещения для маленьких необходимо соблюдение определенных правил.

    1) Цветовое решение группового пространства

подход к цветовому оформлению группы диктуются особенностями нервной системы маленьких детей. Они могут уставать от ярких и контрастных больших поверхностей. Это проявляется в нервозности или возбудимости детей. Кроме того, присутствие большого количества игрушек и ярких пособий уже активизирует ребенка, поэтому крайне необходимо использовать  правило цветовой гармонии больших поверхностей (стены, пол, шторы). Однако при оформлении внутренних помещений некоторые предметы должны контрастировать с основным цветовым решением группы, как бы расцвечивать окружающий малыша предметный мир, делать его эмоционально близким и интересным.

Игрушки постоянно меняются и дополняются через определенное время. Можно с уверенностью сказать: у детей в таких условиях не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.

    2) Мебель в групповом помещении

    Особо следует остановиться на оборудовании и мебели для детей первых лет жизни. Прежде всего эти изделия должны быть выполнены из экологически чистых материалов, не подвергающихся деформации при гигиенической обработке. Внешнее оформление этих изделий должно быть современным, эргонометрически выдержанным и соответствовать государственным гигиеническим стандартам для детей раннего возраста.

 Предметы мебели, игровые комплексы для детей не должны иметь острых углов. Их форма должна быть приятна для глаз и удобна в повседневном использовании..

Очень важно, чтобы из одного игрового пространства в другое существовали «переходы»: Необходим плавный «переход» от одной формы к другой, от одного цвета к близкому по цветовой гамме, с одного видимого игрового «поля» к следующему. Это помогает малышу осваивать представления о ближнем и дальнем, сквозном, вертикальном и горизонтальном пространстве.

   3) Возрастные и гендерные принципы организации развивающей среды

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

-  возрастного состава малышей;

 -  психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);

-  количественного соотношения мальчиков и девочек

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает.

    Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле), поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

-  социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

-  окружающей социальной практики (город, поселок, село и пр.).

4) Обобщение и интеграция представлений как одна из задач развивающей среды

    Оформление предметно-пространственной среды в группах должно подчиняться комплексному подбору игрушек, картинок, иллюстраций и книг.

    В группах должны быть картинки (на стенах или подставках), отображающие те игрушки, которые видит малыш и с которыми играет. Необходимы также книги, в которых об этих игрушках рассказывается.

Так обеспечивается интеграция содержания, поступающая из разных источников среды.

    Она должна соответствовать различным уровням обобщения информации.

    1. Ознакомление с реальным объектом (например, наблюдение за автомобилем, рассматривание растения, предметов домашнего обихода, животных и т.п.). Это первый уровень освоения заданного содержания.

    2. Отражение полученных впечатлений в игрушке и игре (игрушка — особая категория предметов, имитирующих и отражающих в игре малыша окружающую действительность). Это второй уровень освоения содержания.

    3. Отражение наблюдавшегося объекта действительности в рисунке, иллюстрации, на картине или картинке. Это третий уровень освоения.

    4. Отражение наблюдавшихся объектов или событий в художественном слове (рассказ, стихотворение, потешка). Это четвертый уровень освоения содержания.

    5. Отражение объекта или события в продуктивной деятельности (рисунок, лепка, аппликация). Это пятый уровень освоения содержания.

   

    5) Другой инновационный подход в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста проявляется в его оформлении по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации), с «музеем» одной картины или классических произведений известных художников на тему природы (И.И. Левитан, И.Э. Грабарь, А.К. Саврасов и др.), животного мира (И.И. Шишкин), сказок (В.М. Васнецов и др.).

    Из новых технологий можно предложить домотеку. В условиях общественного воспитания ребенок может уставать от детского общества и также нуждаться время от времени в отдыхе и уединении. Домотека представляет собой локальное игровое пространство, по своему стилю и содержанию приближенное к домашней обстановке. Основными аксессуарами домотеки являются семейные портреты, альбомы.

А также «Двойное игровое пространство» (балконное оформление внутри группы), уголок экологического воспитания; выставку классических картин; стенд развития символической функции мышления (плоскостное конструирование); модуль сенсомоторного развития (дидактический стол на вращающейся основе с набором дидактических пособий); подиум творческого конструирования, например, на тему «Улицы города», «Железная дорога», «Зоосад» и др.

Таким образом

    Умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.

Желательно, чтобы среда для ребенка была достаточно информативна на каждой стадии детства, а деятельность педагога по обогащению среды проходила в присутствии малышей, комментировалась взрослым, который привлекал бы их к посильному участию.

 И, наконец, пожалуй, самое главное. Предметная среда не должна быть самоцелью, создаваться исключительно «для красоты», без учета детской деятельности. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, обогащающаяся новизной.

    Вместе с тем очевидно, что предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение — это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста.

 Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-пространственная среда ранний возраст

организация развивающего пространства в группе раннего возраста...

Практико-ориентированного семинара педагогов ДОО раннего дошкольного возраста на тему: "Предметно -развивающая среда в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН ПРИКАЗ  «21» февраля  2017 г....

ППР среда. Ранний возраст.

Наполнение ППР среды для детей младшего дошкольного возраста....