Значение художественного слова в эстетическом воспитании детей.
статья (старшая группа)
Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитание ребёнка оно способствует обогощению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает позновательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение художественного слова в эстетическом воспитании детей. | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение художественного слова в эстетическом воспитании детей
Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы
должно возвышаться на ступень эстетического вкуса,
приобретаемого воспитанием и развитием.
В.Г. Белинский
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль об эстетическом воспитании. Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Ребёнок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков, целое.
Программа дошкольного образования предусматривает необходимость развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественнй литературе, а также самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявлять творческую инициативу, реализовывать воображение.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.
Эстетическое воспитание – это эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. И отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече спрекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в особенности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог должен умело знакомить детей. Исследователь детского творчества В. И. Лейбсон отмечает, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте.
Трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и ее образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт. Однако, лирика природы, по выражению В. И. Лейбсон, развивает в детях «эстетическую зрелость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения.
Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникающих на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.
С детьми старшего дошкольного возраста педагог уже имеет возможность свободно использовать не только непосредственно иллюстрации к тексту, но и репродукции картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.
Работа по развитию эстетического восприятия стихов о природе продолжается и с детьми седьмого года жизни. Им доступно рассматривание двух-трех иллюстраций или репродукций, которые отражают лишь сходный пейзаж, причем описание его может быть предоставлено в двух-трех стихотворениях. Со старшими детьми чаще проводятся экскурсии в природу. Педагог стремится сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство через поэзию.
Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Организуя с детьми восприятие двух разных картин или иллюстраций к одному поэтическому произведению, воспитатель развивает у них умение сравнивать художественные произведения между собой. Сопоставлять их с уже имеющимися у ребят или заложенными в поэтических строках представлениями о каком-либо природном явлении, видеть неповторимый колорит живописных пейзажей и те средства выразительности, которые используют художники и поэты.
Какие же требования предъявляются к отбору поэтических, пейзажных произведений для дошкольников? Прежде всего, они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.
Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение, - только тогда оно вызовет определенные зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается меткостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребенок, наличием в произведении таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы. Лаконичностью, четкостью зарисовки образов, отражением самых существенных признаков предметов и явлений, раскрытием причинных связей в природе достигается изобразительность поэтического произведения.
Художественное слово способно вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Оно заостряет впечатления и воображения, т. е. усиливает мыслительную деятельность человека.
В пейзажной лирике дошкольник воспринимает, прежде всего, ритм - проявляет особую чуткость к нему, «законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов». Ритм стиха создаёт определённое настроение у ребёнка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки, слышать динамичность и звучность поэзии.
Художественная литература способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературные произведения дают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми может оперировать ребенок. При ознакомлении с художественной литературой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературного произведения.
Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психологическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоциональные мотивы.
Цель художественного слова – воспитание литературой художественного вкуса, способность понимать и чувствовать настроение, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивает поэтичный слух.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский писал о том, что творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что – то новое.
Поэтические произведения помогают детям проявлять творчество именно в таком его понимании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Значение художественного слова в нравственном воспитании человека".
Занятие с использование мультимедиа: "Путешествие по осеннему лесу"...
Значение художественного слова в нравственном воспитании дошкольников
Доклад на педагогическом совете...
Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»
Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»...
Значение художественного слова в нравственном воспитании детей
Значение художественного слова в нравственном воспитании детей...
Консультация для родителей "Значение народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
laquo;Значение народных промыслов («Дымка», «Филимоновская игрушка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Получить в детстве начало эстетического ...
Консультация для родителей на тему: "Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетическоговоспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ребенка....
Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»
Консультация для родителей на тему«Роль художественного слова в эстетическомвоспитании детей»Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном дет...