«Понятие культуры поведения и ее компоненты »
статья (средняя группа)
Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kultura_povedeniya.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Понятие культуры поведения и ее компоненты »
Автор: Гончарова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.
В педагогическом словаре «культура поведения» определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения.
С.В. Петерина определяла культуру поведения как совокупность сформированных, социально важных свойств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.
Она указывала на то, что культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и деяния учащихся. Усвоенные человеком правила преобразуются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (ублажение потребностей); огромное место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.
Дети нуждаются в раскрытии глубочайшего внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, по другому они будут созидать в них пустые условности. Манера поведения ребенка, складывается под влиянием публичного представления, поэтому в сферу публичных оценок вошла культура поведения. Огромное значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в итоге нравственного развития мн. Поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.
Кроме этого, она выделяет следующие компоненты культуры поведения: культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, домашних заданий и заданий на уроке в школе. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте родители учат ребенка регулировать соотношение отдыха и занятий в течение дня, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда в школе. В младшем школьном возрасте ребенок должен уметь рационально организовывать режим труда и отдыха, правильно выделять четко выделенное время на домашние задания, на прогулки, посещение секций, кружков, просмотр телевизора и т.д.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Данные показали родителям необходимо развивать и регулировать, начиная с детского сада, и активно поддерживать и укреплять в младшем школьном возрасте.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту .
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения с окружающим. Именно уважения к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса- воспитание культуры речевого общения- рассматривается в настоящем пособии. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в этом же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки- важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнение физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другими продуктами; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование эти навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.
Таким образом, культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Список использованной литературы
- Абраменкова, В.В - Вопросы психологии, 2002 - 2010- Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.
- Алябьева Б.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
- Басов, Н.Ф. История социальной педагогики: /Н.Ф. Басова, А.Н.Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
- Васильева, М.А., В.В.Гербова, Т.С.Комарова. «Программа воспитания и обучения в детском саду».
- Ветлугина, Н. А., Казакова, Т. Г. и др.; Под. ред. Ветлугиной, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду.
- Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. высшего. учеб. заведений. – 2- е изд., испр. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.Культура деяте...
Культура поведения как качество личности младшего дошкольника: понятие, критерии и показатели развития
Правила хорошего поведения дошли до нас через века, это наше духовное наследие. В этом и особая ценность этих правил. В прошлые века правила этикета были достаточно строгими. Малейшую ошибку в обществ...
Культура поведения как качество личности младшего дошкольника: понятие, критерии и показатели развития
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок...
Понятие звуковой культуры речи, ее основные компоненты
В настоящей статье освещены вопросы по изучению различных аспектов звуковой культуры речи дошкольника, как основы благоприятного общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. Особ...
Понятие «детская субкультура» цели и компоненты
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление его, как полноценного члена человеческо...
Понятие: культура общения, компоненты общения в дошкольном возрасте.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьев...