Культура поведения как качество личности младшего дошкольника: понятие, критерии и показатели развития
статья (средняя группа) на тему

Сонникова Ольга Фёдоровна
Правила хорошего поведения дошли до нас через века, это наше духовное наследие. В этом и особая ценность этих правил. В прошлые века правила этикета были достаточно строгими. Малейшую ошибку в обществе начинали жестоко осуждать. Но в наши дни ситуация изменилась. Исчезли жесткие рамки, и ошибки не осуждаются, так как раньше. Поэтому воспитывать культуру поведения у детей необходимо с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Культура поведения как качество личности младшего дошкольника: понятие, критерии и показатели развития

Автор статьи: Сонникова Ольга Фёдоровна, воспитатель высшей категории ГБОУ «Школа № 842», Москва

Правила хорошего поведения дошли до нас через века, это наше духовное наследие. В этом и особая ценность этих правил. В прошлые века правила этикета были достаточно строгими. Малейшую ошибку в обществе начинали жестоко осуждать. Но в наши дни ситуация изменилась. Исчезли жесткие рамки, и ошибки не осуждаются, так как раньше. Поэтому воспитывать культуру поведения у детей необходимо с раннего детства.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. С раннего возраста родители внушают ему определённые нравственно-поведенческие правила. Придя в детский сад, ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива, где воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения. Влияет и этим самым на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, с другими знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их
интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний,
расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной
жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их
взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем
окружении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для
формирования нравственных чувств и качеств особое значение.
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной
деятельностью детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к
труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым и сверстникам, культуры общения с ними. Нужно научить детей
видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и
отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких
действий в занятиях и играх.

О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности её нормами морали говорил ещё В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимости всего этого из общего и из высшего источника – не из условных требований общественного знания или сословия, но из высокости человеческого знания, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом».

Учитывая важность воспитания этого качества,  необходимо обратить внимание на:

- культуру поведения как качество личности ребёнка 4-5 лет на пути воспитания, предусматривающую культуру деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.

-  содержание, формы и методы воспитания культуры поведения у детей 4 – 5 лет в современном ДОУ совместно с родителями

- условия воспитания культуры поведения у детей 4 – 5 лет в современном ДОУ совместно с родителями.

Остановимся на толковании отдельных понятий, касающихся нашей темы.

Поведение – это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания [7., с.43].

 Вербальное поведение включает в себя высказывания, суждения, мнения, доказательства.

 Реальное поведение – практические действия и поступки [5., c. 5].

Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [12., c.14].

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия воспитанников. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в воспитанность личности.

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою
очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности - проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет:
привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам,
вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем.

В этом возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения - предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса
и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах,
быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребёнка нужно учить замечать состояния других людей. Культура общения
обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает
наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить
тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует
активному общению детей в совместных играх, в значительной мере
предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук,
тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями
гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не
только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический
смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Выполнение режима создаёт известные предпосылки
для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с
режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему,
если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать
ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за стол для еды),
привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки
перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на
стул).

При этом не только развиваются важные практические
навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.
Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр.

На средней ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она - один из важнейших показателей дальнейшей готовности к школьному обучению: будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях. Ребёнок становится не только исполнителем требований взрослых, обращённых к нему или к группе детей, - он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.

Хорошие манеры

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Культура поведения включает в себя набор нравственных качеств.

Вежливость  это проявление уважения. Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление – речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как его положительное качество.

Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестаёт быть признаком нравственного поведения. Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Тактичность и чуткость – внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся. Желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Чуткость выражается в отношении человека к окружающим. Она проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь.

Чувство такта является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо. Среднему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда это касается незнакомого человека, не произносить вслух о нём своё мнение и т. п. Ребёнок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.  Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Общительность. В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.

Дисциплинированность. Дисциплинированность, умение подчиняться определённым правилам – это залог бесконфликтного пребывания ребёнка в детском саду, а затем и в школе [15., с.12-23].

По утверждению ученых (Петериной С. В.,  Белокуровой Г. И., Курочкиной И. Н., Буре Р. С.,  Островской Л. Ф. и др.) поведенческая культура – это совокупность всех явлений, выработанных человечеством в области поведения. Являясь частью общечеловеческой культуры, она отражает состояние общественного развития и одновременно оказывает на него серьезное влияние. В основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки.

В содержании культуры поведения детей авторы выделяют различные компоненты.

Толкование понятия «Культура поведения»

                                                                                          Таблица 1.

п/п

Автор

Толкование понятия «культура поведения»

Критерии и показатели

культуры поведения  

1.

Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

а)  Культурно-гигиенические навыки;

б) Культура общения между сверстниками и  взрослыми, между мальчиками и девочками;

в) Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в
играх, во время трудовых поручений.

- Умение пользоваться предметами (игрушками, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада) аккуратно, по назначению;

- умение приготовить все необходимое к занятиям;
- содержать в порядке место, где ребёнок трудится, занимается, играет;
- играть дружно, быть справедливым.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил
общения с взрослыми и сверстниками.


- Умение вежливо обратиться с просьбой, попросить извинения, здороваться при встрече; - предупредительность;  

- культура речи;

- верный тон разговора, деликатность;

- уважение к взрослым, их просьбам, называть взрослых по имени-отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых;

- умение выслушивать, не перебивая;

- благодарить за помощь.

Внешняя культура

(культурно-гигиенические навыки и привычки).

- Мыть руки;

- пользоваться носовым платком, салфеткой;

- чистота, аккуратность, опрятность костюма, обуви, причёски;

- самостоятельность в обслуживании;
- выполнение утренней гимнастики;
- правила поведения за столом.

2.

Белокурова Г. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью. // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 11. – С.

Культура поведения у детей среднего дошкольного возраста включает в себя:

- усвоение  основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях;

- основные элементы гражданско-патриотического сознания;

- культуру социальных отношений.

3.

И. Н. Курочкина

[5., c. 15].

Культура поведения включает в себя три основных поведенческих критерия:

- как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

- как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами;

- как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

4.

Р. С. Буре и Л. Ф. Островская

[2., с. 129-143].

Рассматривают следующие стороны проявления культуры поведения:

  1. Культура внешнего вида связана с формированием культурно-гигиенических навыков. (Мыть руки, пользоваться носовым платком, салфеткой; культура внешнего вида: потребность в чистоте, аккуратности, опрятности своего костюма, обуви, причёски).
  2. Культура поведения среди сверстников (умение вежливо обратиться с просьбой, попросить извинения, здороваться при встрече; предупредительность).
  3. Культура общения (вежливость, культура речи, верный тон разговора, деликатность).
  4. Культура деятельности. Простейшие действия с предметами (игрушками, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада), умение ими пользоваться аккуратно и по назначению.
  5. Культура отношений между мальчиками и девочками: предупредительность, сдержанность, умение уступить, заступиться.
  6. Культура отношения к взрослым (уважение к ним, их просьбам, умение выслушивать взрослых, не перебивая, благодарить за помощь; называть взрослых по имени-отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых).

В настоящее время, у учёных нет единого представления о культуре поведения детей 4 – 5 лет.  Петерина С. В. рассматривает её с точки зрения основных пластов: со знания гигиены, общения, деятельности. Белокурова Г. подходит с точки зрения усвоения понятий и элементов гражданско-патриотического воспитания, культуру социальных отношений. И. Н. Курочкина рассматривает в культуре поведения только поведенческие критерии. Р. С. Буре и Л. Ф. Островская представляют её наиболее разносторонне. Наиболее полное представление о культуре поведения дано у Петериной С. В.

Исходя из данных таблицы, мы можем сказать, что культура поведения -  культура общения и речи, культура внешнего вида, культура деятельности. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.

Анализ данных приведенных в таблице о толковании этого понятия позволяет утверждать, что практически все авторы говорят, что культура поведения как качество личности дошкольников включает в себя следующие компоненты:

1.Познавательный компонент (осознание норм поведения);

2.Поведенческий компонент - стремление ими овладеть;

3.Эмоционально-волевой компонент;

4.Личностный компонент.

Каждый из названных компонентов характеризует уровень воспитания культуры поведения детей:

Познавательный (интеллектуальный) компонент:

1.Понимание значения  норм культуры поведения в жизни человека и осознание необходимости их выполнять;

2.Знания и представления о культуре поведения.

Эмоционально-волевой компонент:

1.Личностно-ценностное отношение к нормам культуры поведения;  

2.Социально-ценностное отношение к нормам (желание их выполнять).

Поведенческий компонент:

1.Умение вести себя в соответствии с нормами;

2.Умение адекватно оценивать своё поведение.  

Личностный компонент:

1.Самодисциплина и самоконтроль;  

2.Активность и инициативность.

Список использованной литературы                                                          

                                                                                           

  1. Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  2. Алямовская В.Г. и др. Беседы о поведении ребенка за столом. – М.; ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Вместе с детьми).
  3. Белокурова Г. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью. // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 11. – С.
  4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», 2001. – 176 с.: ил.
  5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 2003.
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - Изд. 3–е, переработанное. – СПб.: Детство – пресс, 2004. – 244 с.    
  7. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
  8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416с.
  10. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 - 2001.
  11. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  12. Курочкина И. Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. — М., 1994.
  13. Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете. //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С.
  14. Курочкина И. Н. Дошкольник и этикет.// Дошкольное воспитание. —2000. - № 3. С.
  15. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян.
  16. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.
  17. Нравственное воспитание в детском саду/ под ред. Нечаевой В. Г.,  Марковой Т. А. — М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к аттестации: "Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников при взаимодействии с родителями"

В презентации раскрывается тема нравственного воспитания детей при взаимодействии с родителями. Представлен фотоотчёт  о проделанной работе. дана диагностика за последние два года....

Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

Культура поведения как качество личности младшего дошкольника: понятие, критерии и показатели развития

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок...

Развитие социальных и коммуникативных качеств личности старшего дошкольника через социокультурные традиции.

Значитеьное внимание в дошкольном детстве необхдимо уделять развитию социальной компетентности.  Уметь понимать другого человека, научиться ему сопереживать и сочувствовать, удовлетворяя сво...

Критерии и показатели развития образного мышления у дошкольников средствами хореографического искусства

Анализ этапов опытно-экспериментальной работы по развитию образного мышления дошкольников....

Консультация для родителей. Развитие коммуникативных качеств личности у дошкольников 5-7лет.

1.  Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников2. Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии3. Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников...